Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу В. Солоухина "Мститель"

Урок-размышление на тему: "Цветы прощения".

Цели урока:

  • познакомить учащихся с рассказом В. Солоухина "Мститель";
  • учить оценивать последствия мести и сознательно отказываться от нее;
  • формировать навыки работы над лексико-стилистическими особенностями художественного произведения.

Аннотация

Все учащиеся к уроку должны прочитать рассказ В. Солоухина "Мститель", пользуясь таблицей.

Биографические сведения о самом писателе очень важны для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Все задания, использованные на уроке, направлены на раскрытие творческого потенциала учащихся, активное участие в разговоре, развитие критического мышления, подготовку к экзамену по литературе и русскому языку.

Материал, использованный на уроке, соответствует возрасту. Предложены и задания занимательного характера: викторина, игра "Я психолог". Каждый этап урока продуман так, чтобы учащиеся учились осознанно делать правильный выбор в пользу добра. Учились работать в команде и индивидуально, выражать грамотно свои мысли и строить рассуждения, отвечая на проблемные вопросы.

В течение урока ребята защищали мини-проекты, создавали творческие работы, отвечали на проблемные вопросы, учились находить дополнительный материал по теме урока, сравнивать и делать выводы.

Ход урока

Слово учителя. Чтение стихотворения В. Солоухина "Здравствуйте"

- Понравилось ли вам это стихотворение? Почему?
"Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом," - говорит В. Солоухин.

А то, чем вы станете, яркими цветами, хлебными колосьями или злым чертополохом, зависит от вас, от того, что вы выберете: добро или зло. Именно о добре и зле мы сегодня и будем говорить на уроке. А учить нас будет Владимир Солоухин.

Защита мини-проекта

Владимир Солоухин – замечательный русский писатель". Побывал во многих странах мира. Например, в далекой Австралии создано общество любителей русской словесности имени В. Солоухина. Писатель православный.

Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) русский советский писатель и поэтСолоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) русский советский писатель и поэт

В. Солоухин – автор таких книг, как "Черные доски" - о гениальных иконописцах Руси, "Письма из русского музея" - о великих русских художниках, "Время собирать камни" - о возрождении порушенных очагов культуры на русской земле.

С его именем прочно связано возрождение Храма Христа Спасителя. Сегодня восстановлен, возрожден храм Христа Спасителя. Одним из первых писателей, заговоривших о возрождении храма, был именно Солоухин. Был избран президентом общественного комитета по возрождению храма. В 1997г. по кончине писателя сам Патриарх отпевал его в еще не достроенном храме.

Писатель завещал похоронить его на родной алепинской земле, что и было исполнено. С тех пор каждое лето, в день рождения писателя, отмечаются в Алепине дни его памяти. Он и сегодня с нами, с каждым из нас. Его честная прямота и сегодня учит каждого человека самому главному, самому сокровенному.

Владимир Солоухин приходит в самую сложную минуту и лаконичным мудрым ответом, который сродни народной пословице, даже завету, помогает нам решить наши самые сложные вопросы и о жизни, и о времени, и о себе.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Из слова на отпевании писателя Владимира Алексеевича Солоухина в Храме Христа Спасителя 8 апреля 1997 года:

"Он всей душой любил Россию, землю Русскую, был настоящим христианином, который первым напомнил обществу о наших духовных, нравственных корнях, о необходимости вернуться к вере. Старшее поколение хорошо помнит, как "Письма из Русского музея" Солоухина буквально всколыхнули русскую общественность, напомнили всем о наших святынях, от которых народ был насильственно отторгнут...

Знаменательно, что отпевание писателя совершается именно в этом храме. Ведь именно Владимир Алексеевич был первым председателем Фонда Храма Христа Спасителя еще в то время, когда очень многие сомневались в возможности воссоздания порушенной святыни. Поверив в эту идею, он помогал ее осуществлению своим деятельным участием в работе Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя, принимал участие и в возвращении Свято-Введенской Оптиной пустыни...

Отдавая дань памяти покойному за то, что он сделал для возрождения нравственных начал в нашей жизни, мы молим, чтобы Господь простил его прегрешения, вольные и невольные, чтобы упокоил его там, где нет ни печали, ни воздыхания. Мы верим, что о нем сохранится в наших сердцах, в сердцах всех наших соотечественников вечная и благодарная память".

Работа по теме урока

- Вы должны были прочитать дома рассказ "Мститель", пользуясь таблицей.
- Давайте проверим, как это у вас получилось.
- Почему рассказ называется "Мститель"?

- Какой эпиграф вы подобрали бы к рассказу? (Пословицы и поговорки о добре и зле, о мести и прощении)
- А теперь проверим, внимательно ли вы читали рассказ.

Викторина

  1. Назовите жанр этого произведения. (Рассказ)
  2. Вместо какого урока ребята копали картошку? (Арифметики)
  3. Отчего рассказчик чаще всего плакал? (От обиды и несправедливости)
  4. Как называет сам рассказчик то, что произошло? (Маленьким происшествием)
  5. …посмотрел на меня подозрительно. Его оттопыренные уши, над которыми нависали соломенные волосенки, покраснели. О ком идет речь? (О Витьке)
  6. Кто вылетел из круглой норки? (Шмель)
  7. На какие грибы наткнулись ребята на опушке леса? (Рыжики)
  8. Сколько раз ребята ходили по грибы? (Два)
  9. Когда происходят события, описанные в рассказе? (В конце сентября)
  10. В каком году написан рассказ? (1961)

Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый. Перед этим выбором – рассказчик. Давайте попробуем разобраться, как психологи, что происходит с героями этого произведения.

Игра "Я психолог"

Групповая работа

1 группа. Составление цитатного плана

  • "Сильный удар между лопаток"
  • "Маленькое происшествие"?
  • "На душе черно от обиды и злости"
  • "Вскоре созрел план мести"
  • "Ну что, попался на узенькой дорожке?"
  • "Затаенное коварство"
  • "Я накалился и готов к отмщению"
  • "Ну ладно, эту норку мы раскопаем, потом уж я с тобой разделаюсь"
  • "Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу, ты от меня не уйдешь" и др.

- Какие этапы в своих чувствах и рассуждениях проходит "мститель"?
Вывод: обида – план мести – обман – искусственное разжигание обиды – оттягивание мести – отказ от мести.

2 группа. "Роль пейзажа в рассказе"

"Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым, если не считать черной земли под ногами, на которую мы не обращали внимания, да на серебряные ниточки паутинок, летающих в золотисто-голубом."

"Ни один человек на загоне не заметил маленького происшествия: по-прежнему все собирали картошку; наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз было неповадно."

"Все под руками у нас в деревне" …

Выводы: пейзажные зарисовки помогают понять состояние души рассказчика. Красота природы пробуждает в людях добрые чувства.

Проблемные вопросы

- Что выбрали в начале рассказа оба героя: добро или зло? (Зло)
- Можно ли зло победить злом? (Нет)
- Что значит простить: проявить слабость или силу? Легко ли простить?

- Почему же рассказчик так и не смог отомстить Вите? (Витя оказался доверчивым, интересным мальчиком. Ребята получше узнали друг друга на увлекательной прогулке. Добрая натура рассказчика сопротивлялась им же придуманному "злодейскому замыслу". Деревенский пейзаж, лес, речка, солнышко, красота пробуждают в людях доброе чувство)

3 группа. Составление синквейнов "Витька Агафонов" и "Рассказчик"

Витька

Искренний, доверчивый.

Обижает, соглашается, радуется.

Витька Агафонов обидел рассказчика.

Друг.

Рассказчик

Обидчивый, терпеливый.

Рассуждает, приглашает, прощает.

Он имеет добрую душу.

Сила.

- Чему учит рассказ? (Прощать)
- Почему нельзя выбирать месть? (Она разрушает человека)

Составление кластера

Месть Прощение
слабость сила
зло добро
война мир

Словарная работа

Злопамятный - не забывающий, не прощающий причиненного зла.

Великодушный – обладающий высокими душевными качествами, готовый бескорыстно жертвовать своими интересами для других.

4 группа. "На что похожа месть? Отказ от мести?"

Нарисовать картины – символы.
- Какие произведения о мести и прощении нашли вы?

Защита мини-проекта. Выразительное чтение наизусть

  • Стихотворение М. Козубовского "Цветы прощения".
  • Стихотворение В. Евсеева "Притча о мести и прощении".
  • Притча "Прощение и обида".

- Что их объединяет?
Вывод: Все они учат прощать.

Рефлексия

Продолжите фразу:

  • Я понял, что …
  • Мне понравилось …
  • Меня удивило …

Домашнее задание

Напишите продолжение рассказа или "Письмо обидчику".

Размер:
27.97 Kb
Скачали:
13