Методическая разработка мероприятия "Информация плюс о сквернословии"

Цель:

  • всесторонне довести до воспитанников суть проблемы, осветить проблему сквернословия из уст врача, языковеда, юриста, поэта;
  • способствовать формированию навыков правильной речи, тактичного обращения друг с другом;
  • заставить задуматься детей над поставленной проблемой, вызвать стремление не употреблять в речи бранные слова.

Оборудование: плакат с цитатой "Слово-полководец человеческой силы. Могущество его беспредельно. Оно и лечит, и наносит смертельные раны, яростных врагов делает верными друзьями или навсегда разлучает людей. И, поэтому, с древних времен мудрецы призывали умело обращаться с этим грозным оружием", бейджики.

Ход мероприятия

Вступительная часть

Воспитатель: Нами избрана немного необычная форма мероприятия. Это - информация плюс. Первое слово вам понятно. Вы услышите полезную информацию, а "+" в данном названии указывает на то, что помимо информации возможны комментарии, интервью, публицистические зарисовки.
- Вы услышите информацию из уст врача, юриста, поэта, литературоведа.

- А суть проблемы в том, что большую нравственную настороженность и неприятие в среде людей с достаточно развитой культурой самосознания вызывают бранные слова. В словесной брани всегда присутствует отзвук если не хулиганства, то, во всяком случае, равнодушия к другому. А между тем, брань, сквернословие - явление не столь редкое. Послушаем взгляд на эту проблему языковеда, врача, юриста, поэта. Итак, слушаем языковеда.

Языковед: К числу средств чуждых литературному языку и требованиям нравственности, принадлежат вульгаризмы, т.е. слова и выражения, грубо, вульгарно обозначающие какой-то круг предметов и явлений жизни и унижающие достоинство и честь человека. К числу этих средств относятся бранные слова и обороты речи, прямо и недвусмысленно оскорбляющие людей.

- В свое время писатель Ф. Гладкое писал: "В нашем быту есть еще заразительные пережитки, которые держатся упорно, как трудноизлечимый порок. К таким пережиткам я отношу сквернословие и всякую похабщину, вошедшую в язык некоторых людей. Это блудословие придает речи таких людей особый пакостный стиль, который бытовал когда-то в ночлежках, в кабаках, притонах и на постоялых дворах. На фоне огромного роста духовной культуры этот позорный пережиток особенно заметен".

- Даже в тех случаях, когда ругательства вырываются по привычке, - кому от этого легче? Бранные слова и высказывания - всегда оказываются проявлением неуважения к человеку, сокурснику, к девушке и всегда остаются одним из признаков обывательского хамства.

Врач: Из журнала "Мир женщины" № 5 статья доктора А. Кобезского "И лечит, и калечит"
Сквернословие существует у многих народов. Но такого распространения, какое оно получило у нас в последние годы, не знает, наверное, ни одна страна мира. Старшее поколение помнит, что раньше "матерщина" встречалась крайне редко. Списывать все на Великую Отечественную Войну, во время которой она стала привычным явлением среди мужчин, было бы неправильно.

- Мне кажется, что употребление бранных слов - это результат собственной распущенности, безбожия, вседозволенности и отсутствия всяческих запретов. Многим кажется, что с помощью брани люди снимают напряжение, стресс. Увы, это далеко не так. Группа ученых (РАН) российской академии наук пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек... созидает или разрушает свой генетический аппарат и что ДНК воспринимает человеческую речь.

- Ее волновые "yши" специально приспособлены к восприятию колебаний, вызванных речью. Интересно и то, что ДНК небезразлична к получаемой информации. Одни сообщения оздоравливают ее, другие - травмируют.

- Молитва, например, пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает ее. Генетическому аппарату, далеко не все равно, о чем мы думаем, что говорим и читаем. Любое произнесенное слово - это не что иное, как волновая генетическая программа, которая влияет на нашу жизнь. Злые слова убивают не только тех на кого они направлены, но и тех, кто их произносит.

- Не забывать бы нам об этом, не засорять бы свою речь "грязными" словами. От этого, как ни странно на первый взгляд, зависит здоровье нас самих и будущего поколения.

Выступление поэта:

Стихотворение Э. Асадова "О брани"

Это будут стихи не о том,
Что взволнованно в душу просится.
А совсем о другом, о том,
Говорить то и том не хочется...

Но молчанием зла не пресечь.
И без длительных предисловий
Скажем просто: это речь,
Уж простите, о сквернословии.

Существует оно давно,
Злое, грубое, озорное.
И отнюдь не секрет, что оно
Где-то в древности рождено

Горем, пьянством и все такое…
Почему же теперь, когда
Человек, оседлав надежды,
Сел в могучие поезда,

Взмыл на спутнике, как звезда.
Сквернословье живет, как прежде?
Да еще обрело сейчас
И такие, увы, тенденции:

Отходя от народных масс,
Зреет в сферах интеллигенции.
Видно, ругань ее то
От пропойцы услышать тошно,

А с ученостью - ничего.
При высокой культуре - можно.
В общем, чуть ли не высший шик,
Как узор на дорожке скатертной,

Как второй иностранный язык
Скажем: русский, французский и матерный!
Вот друзья одни возвращаются,
Обсуждая премьеру драмы,

О, как звучно они выражаются
И все чаще упоминается
Незабвенное имя мамы.
Человек, даже очень важный,

Верх учености и культуры
Так вдруг брякнет многоэтажно
Что таких в чертежах бумажных
Не бывало в архитектуре.

Раньше в семьях, смиряя плач,
Говорили: Пьет как сапожник!
Скоро скажут: Он пьет, как врач,
Он ругается, как художник

Все найдешь в языке богатом:
Юмор, нежность и гневный меч.
Так зачем же чугунным матом
Усложнять человечью речь?

Говорят: в технический век
Человек - это мысль и дерзанье
Значит, должен такому званью
Соответствовать человек.

Юрист: В административном кодексе имеется статья, предусматривающая административную ответственность за сквернословие в общественных местах, оскорбляющие честь и достоинство граждан, то есть сквернословие считается административным правонарушением.

- В конституции говорится: "Уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
- Граждане имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.

Заключение

Воспитатель: Я убеждена, что полученная информация даст толчок к тому, что вы будете стараться не употреблять бранные слова в общественных местах и частных разговорах, будете бороться с этим отвратительным пережитком. Нельзя оставлять без внимания и взыскания хулиганские слова, нельзя относиться снисходительно к этой словесной мерзости, оправдывая людей тем, что они употребляют ругательства не злонамеренно.

- Будут ли вопросы у вас по приведенной информации? (воспитатель обращает внимание на плакат с высказыванием, затем благодарит выступающих)
- Пожелания учащимся и совет: Учитесь владеть собой и не прибегайте к сквернословию.

В завершение мероприятия возможно вручение всем воспитанникам значков "Мат – не наш формат", "Мы против сквернословия!" и т.п.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: внеклассное мероприятие