Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.
А основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Что порождает необходимость создания особой учебной среды способствующей иноязычному общению школьников с учащимися из других классов и школ, например, в ходе проектной деятельности с ровесниками из других стран, в том числе и через Интернет, содействуя их социальной адаптации в современном мире. Именно для создания подобной среды возможно использовать проект "Языковая лаборатория".
Составляющие проекта:
Цели и задачи проекта:
Использование системы The Mobi View.
Переносная интерактивная доска The Mobi View не требует стационарной интерактивной доски, при этом сохраняет все ее функции. Это позволят быстро и качественно переоборудовать любой класс в "лабораторию". Еще одним преимуществом становится "свобода" учителя, он перестает быть "привязанным" к компьютеру, а может свободно перемещаться по классу, помогая отдельным учащимся, не нарушая при этом ритм работы остальных.
Функция "мульти-пользователи" совместно с Student-centered Learning содает прекрасные условия для групповой и индивидуальной работы. Возможность одновременно видеть работы всех участников, позволяет вносить корректировки незамедлительно, а самих учащихся рождает чувство конкуренции.
Перспективным видится использование в проекте использование CPS student response systems. Ученики отвечают на поставленные вопросы и данные тут же появляются на доске, и по полученным результатам можно судить об уровне эффективности урока.
Приведенные ниже разработки были апробированы в рамках школьного проекта "Инкубатор", куратор Касатонов Владимир Вячеславович, с использованием нетбуков СМРС.
Вот несколько ситуаций практического использования проекта "Языковая лаборатория".
I. Изучение грамматики, 6 класс. Вопросительные и отрицательные предложения в Present Simple (Настоящем Простом)
Ход занятия
1 этап: Объяснение грамматического материала.
2 этап: Закрепление грамматического материала.
На этом этапе если в группе более 9 человек, она делится на подгруппы.
Задание 1. Изменить вопросы, заменив глагол can на do/does. На доску одновременно выводятся 9 экранов, в каждом видна работа определенной подгруппы. Оценивается правильность и скорость выполнения.
Сan you speak English?
Сan your mother speak English?
Can you play the piano?
Can you swim well?
Can your sister play the piano?
Can you drive well?
Can your granny drive well?
Can you jump well?
Can your friend jump well?
Can you play volleyball?
Can your cousin play volleyball?
Can you sing English songs?
Can your parents sing English songs?
Задание 2. Задать 10 вопросов к тексту. На доску выводится текст. Учащиеся составляют вопросы, по окончании работы вопросы выводятся по очереди на экран, в случае необходимости совместно исправляются, а затем на них даются ответы.
Задание 3. Изменить утвердительные предложения, заменив их отрицательными. На доску одновременно выводятся 9 экранов, в каждом видна работа определенной подгруппы. Оценивается правильность и скорость выполнения.
I play football.
You live in London.
He likes milk.
She likes tea.
This is a cat. It likes dogs.
We swim in this pond.
They have a dog or a cat.
Задание 4. Выбрать don’t/doesn’t.На доску выводится текст. Учащиеся составляют предложения, по окончании работы предложения выводятся по очереди на экран, в случае необходимости совместно исправляются.
My friend (don’t/doesn’t) play the piano.
We (don’t/doesn’t) play football in the gym.
I (don’t/doesn’t) have brothers and sisters.
These children (don’t/doesn’t) go to school. They are young.
Mary (don’t/doesn’t) run in the park in the morning.
Chicks (don’t/doesn’t) fly.
Mother (don’t/doesn’t) speak English.
Dad (don’t/doesn’t) sing well.
Cows (don’t/doesn’t) swim very well.
Tim (don’t/doesn’t) live in Paris. He lives in Leeds.
3 этап: Рефлексия
Учащимся предлагается с помощью CPS student response systems ответить на вопрос.
Вспомогательный глагол does используется:
a) Всегда
b) Только в единственном числе
c) Только в 3-м лицее
d) В 3-м лице и единственном числе
На основании полученных результатов составляется план на следующие занятия.
II. Обучение письменной речи, 11 класс. Личное письмо
1 этап: Объяснение и представление тем для письма.
На этом этапе если в группе более 9 человек, она делится на подгруппы. На доске представляются несколько тем для письма, они обсуждаются и каждая подгруппа выбирает свою тему.
2 этап: Написание письма.
Учащиеся пишут письма, по окончании работы письма выводятся по очереди на экран, обсуждаются и в случае необходимости совместно исправляются.
3 этап: Рефлексия
Учащимся предлагается с помощью CPS student response systems ответить на вопрос.
Испытываете ли вы трудности в написании личного письма?
a) Да (Yes)
b) Нет (No)