Внеурочное мероприятие по математике и географии "Путешествие по следам великого мореплавателя"

Цель внеурочного мероприятия:

  • познакомить учащихся с историей открытия Америки, способствовать развитию интереса к истории великих географических открытий;
  • способствовать формированию умения учащихся работать с контурными картами и дополнительной литературой;
  • повторить правила действий с десятичными дробями, их применение при вычислениях, решении задач, уравнений.

Тип занятия: комплексное применение знаний, умений и навыков.

Форма проведения: урок-путешествие.

Оформление:

  • Плакат с темой и девизом: "Знания имей отличные по теме "Дроби десятичные".
  • Наглядность с примерами на применение правил действия с десятичными числами.
  • Карта мира XV в, современная карта мира, флажки и стрелки для указания маршрута первой экспедиции Христофора Колумба, глобус.
  • Портрет Христофора Колумба.

Раздаточный материал: контурные карты для обозначения маршрута первой экспедиции Христофора Колумба, задания для самостоятельной работы по математике, таблица для заполнения информации по географии.

Ход урока

I. Организационный момент, мотивация, целеполагание

Учитель географии: К XV в. карта Земли выглядела совсем не так, как современная карта мира. Известны были только Европа, Азия и Африка - это Старый Свет. (Показывает изображения средневековой карты мира). Столетия потребовались для того, чтобы узнать, что на Земле шесть материков.

- Ребята, нам сегодня предстоит увлекательное путешествие по следам одного из величайших путешественников мира, мореплавателя, испанского адмирала, вице-короля "Индий", первооткрывателя Саргассова и Карибского морей, Багамских и Антильских островов, части северного побережья Южной Америки и карибской береговой черты Центральной Америки. Кто же это?

Обучающиеся: Христофор Колумб!

Портрет Христофора КолумбаПортрет Христофора Колумба

Учитель географии: Совершенно верно. (Вывешивает портрет Христофора Колумба). Сегодня мы совершим путешествие по следам Христофора Колумба и узнаем много интересных фактов из истории одного из величайших географических открытий.

Учитель математики:
А поможет нам в этом математика.
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать.
Надо прежде всего

Математику знать.
И на свете нет профессий
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась... (Арифметика!)

Учитель географии: Давайте обозначим цели нашего путешествия. (Фиксирует цели на доске)

Обучающиеся:

  1. Узнать, когда произошло открытие Америки.
  2. Как это было?
  3. Узнать маршрут экспедиции Колумба.

Учитель математики: А теперь поставим цели с точки зрения математики. Вы закончили изучать тему "Десятичные дроби". И теперь нам необходимо… (Фиксирует цели на доске)
Обучающиеся:

  1. Повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей.
  2. Повторить правила умножения и деления десятичных дробей.
  3. Решать уравнения с десятичными дробями.
  4. Узнать, для каких практических задач применяются десятичные дроби.

Учитель географии: Итак, Христофор Колумб - известнейший путешественник. Именно благодаря ему мир узнал о существовании американского континента. А куда плыл Христофор Колумб? В Индию...

Из исторических документов известно, что Колумб составил проект западного, по его мнению, кратчайшего морского пути из Европы в Индию и в 1483 году предложил его королю Жуану II, но после долгого изучения "чрезмерный" проект Колумба отвергается. В 1485 Колумб перебирается в Кастилию, где с помощью купцов и банкиров добивается организации под своей командой правительственной морской экспедиции.

II. Подготовка к дальнему плаванию (Актуализация опорных знаний)

Учитель географии: Отважные мореплаватели во главе с Христофором Колумбом организовали экспедицию - снарядили корабли для дальнего плавания. Христофор Колумб возглавил корабль "Санта-Мария" - трехмачтовый флагманский корабль длиной 25 м, водоизмещением 120 т. Но на одном корабле плыть в такое путешествие очень опасно, поэтому было решено снарядить еще 2 каравеллы.

Учитель математики: Узнать названия двух других кораблей вы сможете, если правильно решите примеры на умножение и деление десятичных дробей.
Но прежде проверим правила действий над десятичными дробями.

Примеры записаны на доске, правильные ответы и соответствующие им буквы закрыты. По мере решения примеров, учитель открывает правильные ответы.
154*0,2 = 30,8 - А
17,1:100 = 0,171 - И
9,396:58 = 0,162- П
0,27:0,3 = 0,9 - Н
0,307*100 = 30,7 - Т

2,7*0,3 = 0,81 - H
17,1*0,01 = 0,171 - Ь
30,18*2 = 60,36 - Н
0,036:0,6 = 0,06 - Я
0,063:0,07 = 0,9 - И

Учитель математики: Расположите ответы 1-го столбца в порядке возрастания, а ответы второго - в порядке убывания, и вы узнаете названия двух других кораблей, отправившихся в составе первой экспедиции Христофора Колумба на поиски сказочно богатой страны Индии.

- Что нужно знать, чтобы выполнить это задание? (Правило сравнения десятичных дробей)
- Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей. (объясните правило по схеме)
В результате выполнения задания учащиеся получают слова: "Пинта" и "Нинья".

Учитель географии: Итак, "Нинья", "Пинта", "Санта-Мария" - легендарные корабли первой экспедиции Христофора Колумба 3 августа 1492 года отправились на поиски нового пути к сказочной Индии.

III. Дополнительная информация

Первоначально каравеллой называли небольшое рыболовецкое однопалубное судно с косыми парусами, очень маневренное, с малой осадкой и в то же время вместительное. Оно прекрасно подходило для лавирования вдоль побережья, могло двигаться под крутым углом к ветру и позволяло принять на борт относительно много груза.

- А Как же тогда Колумб открыл Америку? По ошибке: он не знал о существовании еще одного материка, который в последствии назвали Америкой.
Учитель математики: Давайте узнаем маршрут следования первой экспедиции Колумба. Для этого предлагаю вам в каждом из предложенных числовых рядов определить закономерность расположения чисел и записать следующее число. Если число записано верно, то на обратной стороне карточки с этим числом вы найдете географическое название того места, куда приплыла экспедиция.
- Какие мыслительные операции необходимо совершить, чтобы выполнить задание? (Анализ, синтез, сравнение)

1) 0,5; 1; 1,5; …(2) /+0,5

1,2; 2,4; 4,8...(9,6) / *2

125,5; 25,1; 5,02; ...(1,004)/:5

0,1234; 1,234; 12,34;... (123,4)/*10

2,5; 3; 0,3; 0,8; 0,08, … (0,85)/+0,5:10

6) 534,3; 53,43; 5,343; … (0,5343) /: 0 или *0,1

Карточки с ответами:
2 - Канарские острова.
9,6 - Атлантический океан.
1,004 - Саргассово море.
123,4 - остров в Багамском архипелаге.

12 октября 1492 года Колумб высадился на берег, который местные жители называют Гуанахани, водрузил на нем знамя, объявил открытую землю собственностью испанского короля и формально вступил во владение островом. Остров им назван Сан-Сальвадором.

0,85 - Большие Антильские острова.
0,5343 - часть северо-восточного побережья Кубы.
0,85 - острова Гаити и двинулся вдоль северного берега.

Обучающиеся по мере решения примеров отмечают маршрут на карте (на доске) и в своих контурных картах.

Карта маршрутов путешествий Христофора КолумбаКарта маршрутов путешествий Христофора Колумба

Учитель географии: Молодцы! Вы успешно справились с заданием и теперь на карте можете увидеть маршрут первой экспедиции Христофора Колумба.

Учитель математики: В наш ХХI век - век высоких скоростей конечно же хотелось бы узнать, а с какую скорость развивали каравеллы Колумба?

Единицей измерения расстояний на море является морская миля, равная 1852 м = 1,852 км

Скорость морского судна измеряют узлами, т. е. количеством морских миль, которое оно проходит за 1 ч. Говорят, например, что судно имеет скорость 12 узлов, т. е. оно проходит 12 морских миль в час.

При плавании по внутренним водным путям часто применяют метрические единицы измерения расстояния и скорости. Перевод морских миль в километры и обратно осуществляется по следующим формулам:

1 морская миля= 1,852 км; 1 км примерно = 0,54 мили

По аналогичным формулам делают перевод узлов в км/ч, в м/сек и обратно:
1 узел = 1 миля/ч = 0,5400 км/ч;

Учитель математики: Каравеллы позволяли развивать максимальную скорость до 12-14 узлов или приблизительно 22-25 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было преодолеть 200-300 км.

Задача
Расстояние от Канарских до Багамских островов составляет чуть больше шести тысяч километров. Пройдено Колумбом за 36 суток. Какое расстояние в среднем за сутки преодолевали каравеллы Колумба? ~ (6025:36=167,36)

- С какой средней скоростью шли каравеллы? (6,97 км/ч =3,7638 миль/ч=3,8 узла)
- Округлите значение до сотых. (Вспоминают правило округления)

IV. Чтение стихотворения Ю. Яковлева

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Летит выше звезд математика наша,
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.

Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!

V. Думай и соображай

Учитель математики: Однажды юнга "Санта-Марии" помогал штурману - переносил судовой журнал, но на мокрой палубе поскользнулся и упал, из журнала выпали листки с расчетами, на которых были записаны верные равенства, намокли. При этом некоторые запятые в числах исчезли. Помогите бедному юнге восстановить эти записи:

Испорченные равенства:
73 - 27 = 703 (73 - 2,7 = 70,3)
42 + 17 = 212; (4,2 + 17 = 21,2)
57 - 4 = 17; (5,7 - 4 = 1,7)
9x0,4 = 36; (9x0,4 = 3,6)
0,121:0,01 = 121; (0,121 : 0,01 = 12,1)
32 + 18 = 5 (3,2 + 1,8 = 5)

VI. Колесо фортуны

Дифференцированное задание учащиеся выполняют самостоятельно:
1 пример на 7 действий или 7 примеров на различные действия.

Ответы к действиям и примерам - одинаковые (но не обязательно в одинаковом порядке), "закодированы" соответствующей буквой. После окончания решения составляется слово МОЛОДЕЦ.

Задания: 1) 4,36 : (3,15 + 2,3) + (0,792 - 0,78) * 350 + 1,09 х 5.
Буквы появляются в таком порядке: о,д,ц,м,о,е,л.

а) 54,5 x 0,1
б) 4,956 - 4,944
в) 3,2 : 4
г) 1,09 x 5
д) 7,902 - 3,702
е) 20,9 x 0,5
ж) 3,92 + 1,08

Буквы появляются в таком порядке: о, ц, д, о, м, л, е.

а) 54,5 x 0,1;

б) 4,956 – 4,944;

в) 3,2 : 4;

г) 1,09 x 5;

д) 7,902 – 3,702;

е) 20,9 x 0,5;

ж) 3,92 + 1,08.

 

VII. Подведение итогов мероприятия

Учитель географии: Для подведения итогов нашего путешествия давайте вместе заполним таблицу и еще раз проследим маршрут по карте.

Фамилия и имя путешественника, мореплавателя

Страна, которую представлял мореплаватель

Цель путешествия

Время путешествия

Что открыл?

Последствия для человечества

Христофор Колумб

Испания

Открыть морской путь из Испании в Индию, Азию

Первая экспедиция - 1492 год

Америку

Освоение и заселение европейцами Нового Света

- Что нового узнали? (Каравелла, водоизмещение, миля, узлы)
- Какие географические объекты вошли в маршрут первой экспедиции Христофора Колумба? (Канарские острова, Атлантический океан, Саргассово море, остров в Багамском архипелаге, остров Гуанахани (Сан-Сальвадор), Большие Антильские острова, остров Куба, остров Гаити).

Учитель математики: Какие знания из области математики вам сегодня помогли совершить путешествие по следам Христофора Колумба?
- Чему новому научились? (Переводить узлы в км/ч)
- Мы благодарим вас за внимание, за вашу активную и увлеченную работу и желаем вам новых открытий!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!