Поиск и анализ мифологем на примере сопоставительного анализа повестей Э. Хемингуэя «Старик и море» и В. Астафьева «Царь-рыба»

В статье рассматривается поиск и анализ мифологем при прочтения литературных произведений на примере сопоставительного анализа повестей Э. Хемингуэя «Старик и море» и В. Астафьева «Царь-рыба».

Ключевые слова: мифология, миф, мифологема, мифологические мотивы, вода, плавание, рыба, сопоставительный анализ.

Изучение и анализ литературных произведений в школе часто не имеют связи с общекультурными и духовными ценностями. Учителю необходимо найти непреходящие ценности, которые помогут расширить взгляды учащихся на мир, человека. Прочтение произведения на мифологическом уровне помогает решить эту задачу. Чтение мифов и их сопоставление способствует развитию воображения, формированию собственного взгляда на мир, постижению богатства мировой культуры и литературы. Появляется возможность внести новизну в урок, заинтересовать учащихся.

Художественная литература и искусство пронизаны мифологемами (мифологическими архетипами). Архетипы реализуются на уровне художественного текста в виде конкретных мифологических образов и мотивов.

Мифологе́ма (от др.-греч. μῦθος — сказание, предание и др.-греч. λόγος — мысль, причина) — термин, используемый для обозначения мифологических сюжетов, сцен, образов, характеризующихся глобальностью, универсальностью и имеющих широкое распространение в культурах народов мира. Примеры: мифологема первочеловека, мифологема Мирового дерева, и т. д. (Употребляется также термин "мифологический архетип").

Сюжет повести Эрнеста Хемингуэя "Старик и море" довольно прост, на первый взгляд. Старому рыбаку Сантьяго не везет: уже восемьдесят четыре дня он не может поймать ни одной рыбы. Друг старика – мальчик Манолин всячески поддерживает его. Ценой огромных усилий, один, на восемьдесят пятый день Сантьяго добывает невиданную рыбу. Марлин уносит лодку далеко в море, и надо еще вернуться обратно. Старик доволен своей победой, однако лодку с привязанной к ней добычей атакуют акулы, собравшиеся на кровь из ран рыбы. Он героически борется с ними, но от большой рыбы остается лишь обглоданный скелет.

Обложки книг Э. Хемингуэя «Старик и море» и В. Астафьева «Царь-рыба»Обложки книг Э. Хемингуэя «Старик и море» и В. Астафьева «Царь-рыба»

Внешняя простота скрывает глубокий смысл повести. Понять его можно, опираясь на мифологические образы, присутствующие в тексте. Можно сказать, что емкость содержания повести объясняется обилием мифологических образов.

Образы и символы в повести носят мифологический характер. Автор делает главным героем старика, чтобы его поступки стали похожими на подвиги героев мифов. Море играет огромную роль в жизни старика. Вода – источник и гробница всего сущего. Любая вода является символом Великой Матери и ассоциируется с рождением, женским началом, утробой вселенной, источником жизни. Вода – двойник света.

Она растворяет, уничтожает, очищает, смывает и восстанавливает. Вода возвращает к жизни и дает новую жизнь, отсюда кропление водой или кровью в обрядах инициации – вода и кровь смывают старую жизнь, освящают новую. Погружение в воду символизирует возврат к первоначальному состоянию чистоты, смерть в старой жизни и возрождение в новой. В виде дождя вода символизирует плодородие. Пересечь водную преграду означает перейти из одного онтологического состояния в другое (что и случилось с Сантьяго). С другой стороны, вода – это символ отделения, например, при пересечении реки смерти.

Море кормит старика, как мать своего ребенка. Именно море (вода) становится местом, где старик проходит испытания. Важным образом в повести является Рыба. В общих трехчленных мифологических схемах вселенной рыбы служат главным зооморфным классификатором нижней космической зоны. Они противопоставлены птицам как классификатору верхней зоны и крупным животным, символизирующим среднюю космическую зону.

Демиургическая функция рыб проявляется в двух вариантах – активном, когда Рыба приносит со дна первозданного океана ил, из которого и создается земля, и пассивном, когда Рыба (кит, три кита и т. д.) является опорой земли.

МореМоре

Рыба помогает старику воскреснуть к новой жизни. Ему необходимо продолжать жить, так как он еще многому не научил мальчика. Близким другом старика является мальчик. Для прохождения обряда инициации (испытаний) в мифах требуется помощник. Манолин постоянно помогает старику, заботится о нем. В отношениях старика и мальчика звучит неистребимость человеческого, гуманистического начала. Отчетливо видна преемственность поколений.

В тексте много говорится о солнце. Сантьяго постоянно наблюдает за солнцем, греет на нем уставшую руку. Солнце – символ высшей космической силы. Это всевидящее божество, сердце космоса, центр бытия и знания, разум мира, просветление, глаз мира, величие, правосудие. Это архетип Света. Существует различие между видимым и невидимым, внешним и внутренним Солнцем. У большинства народов Солнце – всеобщий Отец, а Луна – Мать.
Старику во время ловли марлина пришлось ночевать в море. И это не случайно. Ночь означает докосмическую и предродовую тьму, предшествующую возрождению или инициации и просветлению. Это также хаос, смерть, безумие, разрушение, возвращение к утробному состоянию мира. Идти под покровом ночи – означает получать тайное знание. Ночь необходима Сантьяго для прохождения обряда инициации – его духовного перерождения.

Автор постоянно обращает внимание читателя на руки старика ("подержал руку на солнце", "левую руку совсем свело" и так далее). Сантьяго разговаривает со своими руками. Правая рука является рукой мощи, ее поднимают вверх благословляя и давая обещание по жизненно важным вопросам. Левая рука является пассивным аспектом силы, восприимчивости.

Большую роль в повести играет пространство и время. Сантьяго вышел в море в 85-й день, счастливый, по его мнению, для рыбной ловли. Число пять означает человеческий микрокосм, это число человека, на фигуру которого похожа пентаграмма. Пентаграмма, как круг, не имеет конца и символизирует совершенство. Пятерка является циклическим числом, так как при возведении в степень она воспроизводит себя в качестве последней цифры. Оно символизирует медитацию, религию, активное состояние, многосторонность, пять чувств.

Число восемь в духовном смысле – цель посвященного, число возобновления, восстановления, счастья, совершенного ритма. Число октавы и всего начинаемого заново. Восемь ветров и сторон света вместе с промежуточными направлениями.

Видно, что цифры в записи числа указывают на активное состояние Сантьяго, на начало его духовного возрождения, на прохождение испытаний - обряда инициации. Масштабы времени неуловимо сдвигаются, захватывая в себе сотни и тысячи лет. Повествование разворачивается в двух временных планах – сегодня и в то же время всегда.

Море, где находится старик, также является знаком бесконечности. Старик обращается к морю в женском роде. Взор и мысли старика охватывают всю Вселенную - от маленькой усталой птицы, отдыхающей на туго натянутой леске, до далеких звезд, и Вселенная эта с постоянной ее борьбой и страданиями прекрасна. Таким образом, пространство и время в повести безграничны.

Цвет на страницах повести имеет особое значение. В повести, кроме упоминаемых во сне Сантьяго, присутствуют такие цвета: фиолетовый (рыба), темно-синий, голубой (вода), зеленый (береговая полоса).

Фиолетовый символизирует знание, святость, трезвость, смирение, печаль, умеренность, горе, старость. Окраска Рыбы предупреждала о том, что к старику придет знание, смирение и печаль, что и произошло во время его плавания.

Синий цвет – это истина, мудрость, верность, постоянство, чистые побуждения. Цвет больших глубин, женская стихия вод. Как и небесно-голубой, он цвет Великой Матери, Царицы Небес. Также это первоначальная простота и бесконечное пространство, которое, будучи пустым, может содержать все. Действительно, Сантьяго стал мудрее и чище.

Зеленый цвет соединяет в себе холодный синий цвет с теплотой желтого, чтобы произвести мудрость равенства, надежды, обновления жизни и воскресения. Как цвет Венеры и Меркурия зеленый – это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа. Старик после испытаний духовно возрос.

Время и пространство изменяются, становятся безграничными. Море (вода) очищает и восстанавливает. Старик оказывается под покровом ночи, которая предшествует прохождению испытаний – борьбе с рыбой и акулами. Рыба помогает ему вернуться к жизни в новом качестве, стать мудрее, найти истину. Солнце символизирует обновление жизни старика. Значение цветов и чисел указывают на духовный рост героя. Мифологизация образов необходима автору, чтобы создать для читателя одновременно простое и сложнейшее произведение, которое заставит размышлять, сопоставлять, анализировать.

В повести "Старик и море" присутствуют мифологические мотивы плавания, инициации, одиночества, сна. Они помогают проникнуть в глубины произведения, понять его смысл. Мотив плавания архетипичен, сюжет разворачивается по классической схеме мономифа: отплытие – приключения героя – возвращение. Мотив инициации в повести – это удаление старика от людей для тяжелейших испытаний на грани жизни и смерти и возвращения в новом статусе (духовный рост).

В произведении у Хемингуэя описан не обряд инициации как таковой, но такие ассоциации возникают, поскольку подвиги и странствия Сантьяго отображают процесс становления и развития его личности. Одиночество необходимо старику для прохождения испытаний, автору этот мотив нужен для более убедительного сходства героя с мифическими героями. Сновидения Сантьяго имеют символическое значение, они предупреждали старика о грядущих испытаниях и обретении прозрения, мудрости, смирения. Старик воспитывает мальчика, передавая ему свои профессиональные умения, жизненный опыт. Сравнение повести с классическим мифом и с модернистской литературой показывает ее близость к классическому мифу.

Эффективным способом создания традиционных и новых семантических звучаний художественного образа является реминисценция (от лат. reminiscentia - отзвук, смутное воспоминание). При рассмотрении повестей Э. Хемингуэя "Старик и море" и В. Астафьева "Царь-рыба" легко обнаружить реминисценции. Сходство проявляется в использовании архетипического сюжета, в указании на мифологические образы и мотивы.

В 9-м классе изучается произведение В.П. Астафьева "Царь-рыба". Между этими повестями много общего и на уровне художественной мифологизации, и на уровне духовно-нравственной проблематики, поэтому возможно проведение урока, основанного на сопоставлении данных произведений. Подобные уроки стали актуальными. Ниже представлен план урока по теме "Сопоставительный анализ повестей Э. Хемингуэя "Старик и море" и В. Астафьева "Царь-рыба".

Цели: показать преемственность в литературе, выявить одинаковые мифологические образы и мотивы; развивать связную речь, умение сопоставлять, анализировать литературные произведения; воспитывать интерес к мифологии.

Оборудование: мультимедийная презентация повестей.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Формулирование темы, постановка цели, задач для достижения цели.

3. Проверка домашнего задания. Сжатый пересказ повестей учащимися (2 человека).
Во время пересказа на экране демонстрируется презентация из рисунков к повестям, заранее подготовленных всеми учащимися класса.

4. Знакомство с проблемами "преемственность (традиция) в литературе", "миф и литература". Беседа.
- Похожи ли рассматриваемые произведения друг на друга? (Да)
- Чем похожи? (Сюжетом, образами)

У Хемингуэя старик отправился один на лодке за рыбой, поймал огромного марлина, но не смог доставить его домой, так как по пути его съели акулы.
У Астафьева Игнатьич отправился один (больше из-за жадности) за Царь-рыбой, которую он поймал, но не смог справиться с ней. Чудом оставшись в живых, он возвратился, а рыба уплыла, смертельно раненная.

- Похожий сюжет и образы по-разному раскрываются авторами. В литературе это называется преемственностью (традицией).
- Авторы опираются на общую традицию – миф. Что такое миф?

На основании ответов и добавлений учителя формулируется и записывается определение мифа. Миф – это древнейшее сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

- Какие есть типы мифов? (Космогонические мифы, эсхатологические мифы, антропогонические мифы, календарные мифы, о животных, культовые мифы). Разъясняется каждая разновидность мифов.
- Почему в мифе герой духовно растет? (Герой проходит испытания, совершает подвиги, которые обогащают его внутренний мир).

5. Слово учителя

Общее знакомство с понятиями "мифологический образ", "мифологический мотив". Миф оперирует фантастическими образами, воспринимаемыми как реальность или реальными образами, которые наделяются мифологическим значением. Статус мифологических образов имеют мифические персонажи, первобытные стихии, астральные знаки, геометрические фигуры, образцы поведения, ритуалы и ритмы, архаические сюжеты.

Мифологический мотив – это микросюжет, содержащий действие, который несет достаточно самостоятельный смысл. В полном сюжете может быть несколько мотивов.

6. Заполнение таблицы

"Общие мифологические образы и мотивы в повестях Э. Хемингуэя "Старик и море" и В. Астафьева "Царь-рыба"

«Старик и море»

«Царь-рыба»

Марлин

Осетр

Сантьяго (рыбак)

Игнатьич (рыбак)

Море (вода)

Река (вода)

Ночь

Ночь

Плавание

Плавание

Рыбная ловля

Рыбная ловля

- Что символизируют данные образы и мотивы?

7. Выступление с сообщением по данному вопросу заранее подготовленного учащегося.

- Какой вывод можно сделать? (Авторы использовали в этих повестях одни и те же мифологические образы, но по-разному их раскрыли).

8. Объявление домашнего задания.

Творческая работа (письменный ответ). В. Астафьев и Э. Хемингуэй поднимают в своих произведениях глубокие нравственные проблемы. Вам необходимо выявить эти проблемы, показать их актуальность.

9. Итог урока

- Что важное для своей жизни вы узнали на уроке?

Мифологический подход к прочтению литературных произведений в школе очень важен, так как позволяет заинтересовать учащихся, включить их в деятельность, заставить размышлять, искать. Каждый ученик имеет возможность получить посильную работу.

В деятельности происходит развитие личности ребенка, поэтому самостоятельная работа – одно из главных условий успешности и качества данного урока. При мифологическом прочтении и сопоставлении учащиеся приобретают более широкий взгляд на произведения, глубже понимают его значение, приобщаются к общекультурным и духовным ценностям.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: литература