Важнейшей задачей трудового обучения является формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, а так же воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
Возможность овладения профессией учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при изучении предмета "Профильный труд" во многом зависит от состояния коррекционной работы на уроках трудового обучения.
Овладение доступными профессионально-трудовыми навыками станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к дальнейшей социализации. Таким образом, труд является эффективным средством развития личности школьника с ОВЗ.
Программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 7 класс / под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2010.
Данный курс создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Процесс обучения "Профильному труду" неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение предмету "Профильный труд" носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.
Цели:
Задачи:
Обучение Профильному труду в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет свою специфику. У обучающихся, воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение материала представлено с учетом возможностей обучающихся.
Программный материал каждого класса дан в объеме с учетом индивидуальных показателей качества усвоения знаний и умений, практического их применения, в зависимости от способностей обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Так как основной задачей специальная (коррекционная) школа VIII вида ставит подготовку обучающихся, воспитанников к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков.
В результате освоения у обучающихся, воспитанников с ОВЗ предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
ИУП обучающихся в 7 классе предусматривает изучение предмета "Профильный труд" в объеме 102 часа при недельной нагрузке - 3 часа.
Раздел 1.
Организация рабочего места. Техника безопасности. Знакомство с предметом "Профильный труд". Познакомить с изделиями, которые предстоит выполнить.
Раздел 2.
Работа с бумагой. (16 часов)
Изделия: открытки, карточки.
Теоретические сведения: бумага, виды, назначение. Измерительная линейка, геометрические трафареты, назначение, применение. Правила безопасной работы с ножницами и клеем.
Раздел 3.
Работа с картоном. (12 часов)
Изделия: конверты, пакеты.
Теоретические сведения: картон, виды, назначение. Измерительная линейка, геометрические трафареты, назначение, применение. Правила безопасной работы с ножницами и клеем.
Умения: работа с измерительной линейкой, ножницами, трафаретами. Подбор картона по цветовой гамме. Сгибание картона по намеченным линиям. Сборка изделия. На уроках закрепляются знания обучающегося о свойствах картона; навыки сгибания, разрывания, скатывания, разметки картона с помощью мерочек и по линейке.
Раздел 4.
Изготовление коробок. (20 часов)
Изделия: коробка большая, коробка маленькая.
Теоретические сведения: картон, виды, назначение. Измерительная линейка, геометрические трафареты, назначение, применение. Правила безопасной работы с ножницами и клеем.
Умения: работа с измерительной линейкой, ножницами, трафаретами. Подбор картона по цветовой гамме. Сгибание картона по намеченным линиям. Сборка изделия. На уроках закрепляются знания обучающегося о свойствах картона; навыки сгибания, разрывания, скатывания, разметки картона с помощью мерочек и по линейке.
Раздел 5.
Работа с пластилином. (16 часов)
Изделия: овощи, фигурки животных.
Теоретические сведения: свойства пластилина. Подготовка рабочего места. Отрезание куска пластилина. Разминание пластилина. Раскатывание пластилина. Катание колбаски. Катание шарика. Набивка формы. Декоративная отделка изделия (нанесение рисунка, присоединение мелких деталей, придание фактуры). Покрытие изделия глазурью (краской). Уборка рабочего места.
Практические работы: овощи, животные. Подготовка рабочего места. Соблюдение последовательности действий при изготовлении и техники безопасности. Разметка деталей. Вырезание деталей. Вырезание деталей по трафарету. Декоративное оформление. Уборка рабочего места.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1-2 |
Вводный урок. Организация рабочего места. Техника безопасности. |
2 |
|
Работа с бумагой |
16 |
3-4 |
Виды бумаги. Применение бумаги. Свойства различных видов бумаги. |
2 |
5-6 |
Фальцовка листов бумаги. П.Р. Упражнения в фальцовке. |
2 |
7-8 |
Открытка. П.Р. Изготовление открытки для учителя. |
2 |
9-10 |
Конверт. П.Р. Изготовление конверта. |
2 |
11-12 |
Блокнот. П.Р. Изготовление блокнота. |
2 |
13-14 |
Пакет для семян. П.Р. Изготовление пакета для семян. |
2
|
15-16 |
Карточка «Транспорт». П.Р. Изготовление карточки и наклеивание на конверт. |
2 |
17-18 |
Карточка «Домашние Животные». П.Р. Изготовление карточки. |
2 |
|
Работа с картоном |
12 |
19-20 |
Виды картона. Применение картона. Свойства картона. |
2 |
21-22 |
Закладка для книг. П.Р. Изготовление закладки для книг. |
2 |
23-24 |
Открытка. П.Р. Изготовление открытки для сестры. |
2
|
25-26 |
Открытка. П.Р. Изготовление открытки для мамы. |
2 |
27-28 |
Работа с картоном. П.Р. Изготовление объемной игрушки. |
2 |
29-30 |
Работа с картоном. П.Р. Изготовление объемной игрушки. |
2
|
|
Изготовление коробок |
20 |
31-32 |
Развертка коробки для пуговиц. П.Р. Выполнить развертку. |
2
|
33-34 |
Рицовка развертки коробки. П.Р. Выполнение рицовки развертки по линиям сгиба. |
2 |
35-36 |
Сборка коробки. П.Р. Техника безопасности. Сборка коробки. |
2 |
37-38 |
Сборка коробки. П.Р. Техника безопасности. Сборка коробки. |
2 |
39-40 |
Декорирование коробки. |
2 |
41-42 |
Развертка коробки для карандашей. П.Р. Выполнить развертку. |
2 |
43-44 |
Рицовка развертки коробки. П.Р. Выполнение рицовки развертки по линиям сгиба. |
2 |
45-46 |
Сборка коробки. П.Р. Техника безопасности. Сборка коробки. |
2 |
47-48 |
Сборка коробки. П.Р. Техника безопасности. Сборка коробки. |
2 |
49-50 |
Декорирование коробки. |
2 |
Рабочая программа по профильному труду для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида публикуется в сокращении. Скачать полную версию рабочей программы с календарно-тематическим планированием вы можете по ссылке ниже