В программу элективного курса по русскому языку «Развиваем речь» для учащихся 5 класса (с низкой мотивацией обучения) вошли разделы:
Пояснительная записка
Содержание курса
Учебно-тематический план
Основные требования к развитию речи учащихся
Список литературы
Подробные поурочные планы к элективному курсу (34 урока)
Поурочные планы к элективному курсу "Развиваем речь" 5 класс
В данном пособии представлены поурочные планы к элективному курсу «Развиваем речь», целью которого является оказание помощи учителю в подготовке к занятию с низкомотивированными учащимися.
В пособии представлено 34 поурочных плана в соответствии с календарно-тематическим планированием элективного курса. Планы оформлены в виде конспекта с соблюдением требований и учетом индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся 5 класса, уровня их знаний. Формальная часть включает номер урока, тему, цель и задачи, тип урока, оборудование. Содержательная часть состоит из этапов урока, которые несут основную образовательную и воспитательную нагрузку. Изложение материала сопровождается различной тематикой стихотворений и текстов. Поурочные планы снабжены множеством упражнений, карточек и иллюстраций. Особое внимание уделяется развитию внимания, мышления и мелкой моторики. Поэтому в планы включены артикуляционная и речевая гимнастика, фонетическая разминка, задания на развитие зрительной памяти, фонематического слуха, произвольного внимания.
Основу поурочного планирования составляет КСО (коллективный способ обучения по методу В.К.Дьяченко), предполагающий работу в группах и парах сменного состава. В этой связи работа на занятии построена на таких методиках как разучивание стихотворения в парах, анализ текста по абзацам, работа по карточкам в парах сменного состава.
Насыщенные разнообразными формами и методами работы поурочные планы помогут учителю заинтересовать учащихся с низкой мотивацией к обучению и развить у них грамотную устную и письменную речь.
Урок № 1
Тема: Речевая деятельность – основа обучения связной речи
Цель: формирование представлений о функциях языка, уровнях речевой деятельности.
Задачи:
1) расширять кругозор, пополнять словарный запас, развивать кратковременную зрительную память;
2) коррекция внимания и усидчивости учащихся;
3) воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к занятиям.
Тип урока: изучение нового материала (вводный урок).
Вид урока: стандартный.
Оборудование: уч. пособие «Русская речь» 5-7 класс, «Развитие речи: теория и практика обучения».
Ход урока:
I. Орг.момент. Сообщение цели и темы урока
- Сегодня на уроке я хочу рассказать о том, как важно правильно и красиво говорить, почему необходимо развивать свою речь, пополнять свой словарный запас.
1. Фонетическая разминка
Учитель демонстрирует игрушку кошку и предлагает послушать о ней стихотворение, сопровождая слова выразительными жестами.
Пушистая кошка на солнышке сушит
Шерстку на спинке, хвостик и уши.
- Помогайте читать это стихотворение, добавляйте словечко. (Повторное чтение, дети добавляют последнее слово строки.)
Кто хочет поиграть с кошкой и прочитать о ней стихотворение? (Вызвать всех детей по желанию. Дети передают игрушку друг другу. Читает стихотворение тот, кому передали игрушку.)
- Обратили ли вы внимание: какие звуки повторяются в стихотворении чаще (с, ш)? (Читает стихотворение с выделением звуков с, ш.)
II. Работа над новой темой
- Знаете ли вы, что такое речь?
- Какую роль играет язык в нашей жизни?
1. Слово учителя
- Речь существует в двух формах: устной (от слова уста – губы) и письменной (от слова письмо). Когда мы говорим и слушаем, пользуемся устной формой речи; когда пишем и читаем – письменной. Важнейшей функцией языка является функция общения. С нею связана и другая – мыслеоформительная, или функция общения. Язык служит не только для выражения мысли, но и для выражения чувств и воли. Поэтому можно выделить такие цели и задачи языка: общение, сообщение, воздействие ( эмоциональное и волевое).
2) Работа с пословицами
- Подумайте, в каких пословицах имеется в виду письменная, в каких – устная, а в каких – обе формы речи. Запишите три – четыре понравившиеся вам пословицы.
1. Что написано пером – не вырубишь топором.
2. Ласковым словом и камень растопишь.
3. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
4. То же слово, да не так бы молвить.
5. Выстрелив, пули не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.
6. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
7. Язык голубит, язык губит.
8. Каков разум, таковы и речи.
3). Подумайте, какая речь появилась раньше (устная или письменная). Свое мнение обоснуйте. Запишите предложение, восстановив в нём пропущенные слова: Сначала появилась … речь, затем … .
4) Чтение высказывания учёных – языковедов:
1. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. (Л.Щерба.)
2. Можно не только неграмотно писать, но также неграмотно говорить и читать, и я думаю, что неграмотность чтения ничем не лучше безграмотности письма. (В.И.Чернышев.)
III. Закрепление темы
1. Развитие кратковременной зрительной памяти
2. Чтение по ролям отрывка из сказки (стр. 9).
3. Чтение и пересказ отрывка из повести А.Лиханова «Мой генерал».(стр.9)
I V. Вывод. Оценивание
V. Д/З: повторить по тетради