Рабочая программа элективного курса по математике для 8 класса "Решение нестандартных задач"

Данный курс "Решение нестандартных задач" поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики.

Планирование дополнительного курса составлено в соответствии с Примерными программами основного или среднего (полного) общего образования по математике / Сборник нормативных документов. (Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев – М.: Дрофа, 2019 г.)

Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления учащихся, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.

Актуальным остается вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой стороны удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Программа дополнительного курса по математике для учащихся 8 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету, разработана в соответствии с интересами учащихся 8 класса, их возможностями.

Программа курса включает информацию не входящую в базовую программу основной школы, но необходимую для решения олимпиадных задач, задач повышенного уровня сложности.

Решение нестандартных задач будет способствовать развитию логического мышления; приобретению опыта работы с заданием более высокого уровня сложности по сравнению с обязательным уровнем; развитию навыков познавательной деятельности, формированию математической культуры учащихся.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Классы: 8.

Всего: 34 ч, 1 ч в неделю.

Цели данного курса:

  • Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
  • Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся.
  • Восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность.
  • Показать некоторые нестандартные приемы решения задач.
  • Помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.

Задачи дополнительного курса по математике:

  • развитие у учащихся логических способностей;
  • привитие интереса к изучению предмета;
  • расширение и углубление знаний по предмету;
  • выявление одаренных детей;
  • формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности.

Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету. При обучении детей учитываются возрастные особенности.

Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода.

К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. Для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач.

Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.

Содержание элективного курса математики "Решение нестандартных задач"

Логические задачи. (3 часа)
Задачи, решаемые методом исключения с применением таблиц. Истинные и ложные высказывания.

Системы линейных уравнений с тремя переменными. (9 часов)
Системы линейных уравнений с тремя переменными. Решение уравнений с несколькими неизвестными выделением полного квадрата. Алгебраические тождества: треугольник Паскаля. Методы решения алгебраических уравнений.

Решение нестандартных задач. (8 часов)
Понятие графа. Язык теории графов. Степень вершин. Подсчет числа ребер. Лемма о рукопожатиях. Деревья. Эйлеровы графы. Задачи на проектирование и построение фигур.
Квадратный трехчлен: критерии кратности корня, теорема Виета.

Задачи на движение. (8 часов)
Задачи на движение. Задачи на движение по реке. Задачи на составление уравнений.

Решение простейших уравнений с параметрами. (6 часов)
Линейные и дробно-линейные уравнения с параметром. Ветвление решений.

Тематическое планирование

Содержание темы урока

Коло-во часов

 

Логические задачи. (3 часа)

 

1.

Задачи, решаемые методом исключения с применением таблиц.

1

2.

Истинные и ложные высказывания.

1

3.

Рыцари, лжецы, хитрецы

1

 

Системы линейных уравнений с тремя переменными.(9 часов)

 

4.

Системы линейных уравнений с тремя переменными.

3

5.

Решение уравнений с несколькими неизвестными выделением полного квадрата.

2

6.

Алгебраические тождества: треугольник Паскаля.

2

7.

Методы решения алгебраических уравнений.

2

 

Решение нестандартных задач. (8 часов)

 

8.

Понятие графа. Язык теории графов.

1

9.

Степень вершин. Подсчет числа ребер.

1

10.

Лемма о рукопожатиях. Деревья. Эйлеровы графы.

2

11.

Задачи на проектирование и построение фигур.

2

12.

Квадратный трёхчлен: критерии кратности корня, теорема Виета.

2

 

Задачи на движение. (8 часов)

 

13.

Задачи на движение.

3

14.

Задачи на движение по реке. 

2

15.

Задачи на составление уравнений

3

 

Решение простейших уравнений с параметрами. (6 часов)

 

16.

Линейные и дробно-линейные уравнения с параметром.

3

17.

Ветвление решений.

3

Рабочая программа элективного курса математики для 8 класса "Решение нестандартных задач" публикуется в сокращении. Скачать полную версию работы вы можете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!