Тип урока: урок анализа произведения.
Цели урока:
Оборудование: текст произведения, презентация.
Приветствие, выявление отсутствующих, организация учащихся к уроку.
- Ребята, на дома вам было задано прочитать рассказ Леонида Андреева "Кусака".
- На сегодняшнем уроке мы проанализируем данное произведение.
Биография писателя
- Ребята, прежде чем приступить к работе, познакомимся с автором данного произведения, Леонидом Николаевичем Андреевым. Предлагаю посмотреть презентацию.
После просмотра презентации проводится небольшой опрос:
- Что вы узнали о Леониде Николаевиче Андрееве? (ответы учащихся)
- Что для вас было ново?
- Что удивило наиболее сильно?
Вступительное слово
- Ребята, обратите внимание на экран. Что вы видите на данных фотографиях?
- Как мы можем прокомментировать отношения между человеком и собакой, представленные на этих фотографиях?
Предполагаемые ответы:
- На всех фотографиях запечатлен человек с собакой. От фотографий исходит тепло, чувствуется любовь и дружба. Это понятно из их взгляда, из своего рода объятия человека с собакой, из того, как дружелюбно собака лижет человеку щеку.
- А как вы считаете, такими должны быть отношения человека с собакой или они должны строится иначе? Как вы относитесь к своим питомцам?
- Я считаю, что именно так должен относиться человек к питомцам. С заботой, любовью, лаской. Хозяин должен гулять со своей собакой, кормить ее, всячески ухаживать за ней.
- Верно. А как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Постараемся сформулировать тему урока.
- Про то, как относятся люди к Кусаке.
- Верно, тема нашего сегодняшнего урока: "Отношения собаки с окружающими в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака".
В тетрадях записываются число и тема урока. Учащимся предлагается сформулировать цели урока. Учитель резюмирует сказанное учениками:
Цели:
Таким же образом ставятся задачи, которые необходимо решить для достижения целей:
Задачи:
Учащиеся вспоминают все действующие лица, которые записываются на доске и в тетрадях. Затем на экран выводятся иллюстрации по рассказу. Учащиеся, опираясь на данные иллюстрации, пересказывают текст.
1 иллюстрация
- Какой показана жизнь собаки в самом начале рассказа? Что мы узнали о ней? Перескажите эпизод.
В рассказе не сообщается как собака появилась на свет и были ли у нее ранее дом и хозяева. С самого начала произведения собака одинока. У нее нет дома, она не служит человеку, поэтому чувствует себя ненужной.
Когда она показывалась на улице, дети кидали в нее сор с земли, а взрослые страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, она бежала на край поселка, где зализывала свои раны и в одиночестве копила страх и злобу.
2 иллюстрация
- Что происходит дальше? С кем встречается собака? Перескажите эпизод. (схема)
На Улице встречаются мужик-пропойца и Кусака. Он был пьян, всех жалел и что-то говорил себе под нос о своих надеждах на добрых людей. Пожалел он и собаку, подозвал к себе собаку именем, общим для всех собак6
- Жучка!
Но собака, испытавшая на себе столько людской грубости, не решалась подойти. Тогда он подозвал ее снова, уже грубее:
- Да пойди, дура!
Но пока собака колебалась, настроение мужика переменилось, и он стал яростнее. А когда собака легла перед ним на спину, он ткнул ее в бок тяжелым сапогом. После чего мужик идет домой и избивает свою жену. С тех пор собака не доверяла людям, а иногда даже со злобой набрасывалась на них сама.
Выводы по первым двум эпизодам
- Скажите, какие изменения за собакой мы наблюдаем?
- В начале рассказа собака описывается, спокойной, смиренной, но после некоторых нападок детей, взрослых, того же мужика-пропойцы, мы видим, как она становится злой, яростной.
- Уточните, почему так произошло? Что породило в ней грубость?
- Грубость в ней породила людская грубость, их несправедливая и ничем неоправданная злость по отношению к собаке.
- Если грубость порождает грубость, тогда добро должно породить добро. Докажем это, приступим к пересказу следующих эпизодов.
Грубость порождает грубость. (Записать!)
3 иллюстрация
- Куда попадает собака? Каких новых героем мы встречаем? Перескажите эпизод.
Собака поселилась под террасой дачи, в которой на тот момент никто не жил. Она бескорыстно сторожила дом: по ночам выскакивала на дорогу и лаяла. В этот момент она чувствовала ощущала себя гордо.
Наступила весна, на дачу приехали хозяева – девочка Леля и ее семья. У собаки не сразу получается подружиться с девочкой, однажды она даже вцепилась в подол платья Лели, из-за чего ее потом и прозвали Кусакой. Но люди, приехавшие на дачу¸ были людьми хорошими: подкармливали ее, всячески пытались подружиться, а во дворе все чаще было слышно доброе: "Где же наша Кусачка"
С течением времени, расстояние между собакой и людьми уменьшилось. Они все чаще проводили время все вместе: играли, гуляли, веселились и смеялись. Но страх не совсем покинул собаку, каждый раз приближаясь к людям, она ждала побоев, а ласку воспринимала как чудо. Кусака не умела ласкаться. Другие собаки умеют становиться на задние лапы, тереться у ног и даже улыбаться, но Кусака не умела.
Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но это не могло в полной мере отразить ее восторг и благодарность, - и с внезапным наитием Кусака начинала делать то, что может быть, видела когда-то у других собак, но уже давно забыла.
4 иллюстрация
- Какая сцена описывается автором в конце? Перескажите эпизод.
Наступила осень, настало время уезжать с дачи.
- Как же нам быть с Кусачкой? - в раздумье спрашивала Леля. Она сидела, охватим руками колени и печально глядела в окно.
- Что у тебя за поза, Леля! Ну кто так сидит? – сказала мать и добавила: - А Кусачку придется оставить. Бог сней!
- Жа-а-алко, - протянула Леля.
- Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты меня слышишь? А это что – дворняжка!
- Жа-а-алко, - повторила Леля, но не заплакала.
В день отъезда в доме было много людских голосов, но мало смеха. Кусачка, перепуганная незнакомыми, убежала на край сада и сидела в кустах, но Леля нашла и подозвала собаку. У трактира кучка людей дразнила деревенского Илюшу.
- Дайте копеечку, - гнусавил протяжно дурачок, и злые, насмешливые голоса отвечали ему:
- А дрова колоть хочешь?
И Илюша цинично и грязо ругался, а она без веселья хохотали.
- Скучно, Кусака! – тихо проронила Леля и, не оглядываясь, пошла назад. И только на вокзале она вспомнила, что не попращалась с Кусакой.
Выводы по двум главам
- Как вы считаете, мы в ответе за тех, кого приручили?
- Да, мы в ответе за тех, кого мы приручили.
- Тогда скажите, как вы можете охарактеризовать Лелю? правильно ли она поступила, оставив собаку одну на даче?
- Леля поступила неправильно. Очевидно, собака для нее была только развлечением, ведь она даже забыла попрощаться. То, что она даже не заплакала, тоже говорит о жестокости ее души.
- А как вы думаете, для чего автор рассказа ввел эпизод с Илюшей?
- Чтобы показать нам тех несправедливо злых людей, которые смеялись над Илюшей. Те, кто не умеет обращаться с чувствами людей, тот не сумеет обращаться и с собаками. (Записать!)
- Скажите, ребята, совпала ли модель отношений человека с животными, описанная в начале рассказа, с той моделью, которая описана в тексте?
- Модели не совпали. Человек должен относиться к животным с любовью и заботой, ведь человек – это как некий царь земли, сильнее и могущественнее него нет, пожалуй, никого. Рядом с людьми животные беззащитны. Мы в ответе за тех, кого приручили.
- На какие мысли вас подтолкнул данный рассказа Л.Н. Андреева?
- Я подумал о том, что нужно быть добрым и понимающим. Важна душевная красота человека: нужно воспитывать себя изнутри, воспитывать себя быть человечным не только по отношению к другим людям, но и к животным, к "братьям" нашим меньшим.
- Понравился ли вам данный рассказ?
- Чем именно он вам понравился/не понравился?
- Что из рассказа вы вынеси для себя?
- Хотели бы познакомиться с другими произведениями Л. Н. Андреева?
Домашнее задание
Прочитать рассказ А.П. Платонова "Юшка".