Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Астрономия» 5 класс

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) для параллели 5-х классов с учетом имеющегося оборудования и требований ФГОС.

Данная программа знакомит с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. 

Пояснительная записка

Актуальность программы.

Со времён глубочайшей древности небо привлекало внимание людей. Изучение закономерностей движения Солнца, Луны и планет дало человечеству математику, механику, физику. Нет ни одной древней цивилизации, представители которой не изучали бы небо, не создавали календарей, упорядочивая и регламентируя таким образом свою жизнь. Развитие человечества на Земле невозможно себе представить без истории понятия неба. К сожалению, астрономия сегодня исключена из обязательной программы, хотя во многих школах в 11 классе её преподают факультативно. Однако наибольший интерес к этой области знаний, учащиеся проявляют гораздо раньше. С целью удовлетворения познавательных потребностей создана программы курса «Путешествие в мир астрономии». При правильном методическом подходе его изучение поможет каждому учащемуся сформулировать представление о современной картине мира и своё собственное мировоззрение. Величие астрономии как науки воздействует на эмоциональную сферу личности, способствует глубокому пониманию основ естественных наук.

Общие цели и задачи программы:

  • Пробудить и поддержать интерес к познаванию природы, опираясь на естественные подробности учащихся разобраться в астрономических явлениях;
  • Заложить фундамент для понимания взаимосвязи между явлениями, изучаемыми в разных естественнонаучных дисциплинах;
  • Мотивировать необходимость восприятия человека как части Вселенной и главного её исследования.

Пути реализации программы

В ходе эвристической беседы происходит активизация мышления учащихся и выяснения, что они знают по той или иной проблеме; и, если их представления верны, они закрепляются, если нет -  формируются правильные. Поскольку астрономия, в отличие от физики, черпает основные сведения из наблюдений, демонстрация фрагмента фильма и предваряющая его компьютерная презентация позволять погрузить учащихся в реальный физический мир, отображённый средствами документального кино, и удовлетворить их познавательные потребности. Форма проведения занятий – классно-урочная с элементами работы учащихся в группах.

В реализации программы на практических занятиях учащиеся обучаются:

  • Работе с подвижной картой звёздного неба и армиллярной сферой; во время наблюдений дневного и ночного неба учатся:
  • Ориентироваться на местности, находить на небе созвездия и планеты;
  • Следить за изменением вида звёздного неба в течение года, фаз Луны, мест восхода и захода Солнца и Луны в разное время года, а также за высотой подъёма светила над горизонтом;

В целях закрепления знаний и получения новых интересных сведений планируется посещение Московского планетария.

Контроль знаний учащихся осуществляется в ходе устного опроса в начале урока (вопросы прилагаются в конце каждой темы), тестирования и интеллектуальных игр, проводимых после изучения большого раздела курса.

 

Учебный (тематический) план 

Тема

Часов на тему

1. 

Введение

5

2.

Звёздный небосвод

3

3.

Луна-верный спутник Земли

2

4. 

Уникальная Земля

6

5.

Наше Солнце

3

6.

Планеты Солнечной системы

10

7.

Галактики – звёздные острова Вселенной

3

8. 

Загадки космоса

2

 

Итого

34

 

Содержаниеучебного предмета «Астрономия»

Введение (5 ч)

1. Что такое астрономия?

2. Происхождение Вселенной.

3. Наш адрес во Вселенной

Что человек знает о планетах, звёздах и галактиках. (Ближний и дальний космос. Первые полёты в космос).

4. Телескоп. Новый взгляд на Вселенную

Как люди наблюдают небо в XXI веке и что на нём видят.

(История телескопа. Изучение Вселенной с помощью наземных и космических телескопов).

5. Древнейшая из наук

Как люди наблюдали небо в древности и что на нём видели.

(Представления древних о мире. Первые астрономические обсерватории. Наблюдение звёздного неба разными народами).

Звёздный небосвод (3 ч)

6. Экскурсия по созвездиям

Как на небе появились звёздные фигуры и сколько их выделено в настоящее время.

(Что такое созвездие. Созвездия северного и южного полушария. Звёздные карты).

7. Легенды о созвездиях.

Какие созвездия выделили на небе древние греки.

(Древнегреческие мифы о созвездиях. Космические объекты, находящиеся в созвездиях).

8. Небесные ориентиры

Как сориентироваться по звёздам.

(Суточное вращение небесной сферы как следствие вращения Земли. Вид звёздного неба в различное время года и в разных точках Земли. Модель небесной сферы.)

Луна - верный спутник Земли (2 ч)

9. История календаря, без которого не было бы истории

Как древним народам удалось создать календарь.

(Астрономические основы создания календаря. Движение Луны: вращение и обращение вокруг Земли. Фазы Луны. Видимое движение Солнца по небесной сфере. Зодиак).

10. Солнечные и Лунные затмения

Почему в определенном месте Земли за всю жизнь можно не увидеть ни одного солнечного затмения, а лунные затмения происходят достаточно часто.

(Представления о лучевой оптике. Взаимное расположение Солнца, Земли и Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений).

 Уникальная Земля (6 ч)

11. Родная планета

Происходят ли на других планетах землетрясения, извержения вулканах и ураганы. (Строение Земли и её атмосферы. Процессы, происходящие в земной коре и атмосфере).

12. Краски атмосферы Земли

Почему ночью небо чёрное, а днём – голубое. Почему на голубом небе звёзд не видно, а Луну иногда можно рассмотреть.

(Цвет неба и облаков. Оптические явления в атмосфере).

13. Рождение Земли

Как возникли Земля и другие планеты Солнечной системы. (Происхождение Солнечной системы. Формирование Земли из протопланетного облака и дальнейшая её эволюция. Образование Луны).

14. Человек – дитя звезды.

Почему жизнь на Земле была бы невозможна, если бы не было звёзд. (Происхождение жизни на Земле. Поиск внеземной жизни).

15. Удивительные эксперименты

Как определили размеры, форму и массу Земли.

(Определение радиуса Земли Эратосфеном. Метод триангуляции. Закон Всемирного тяготения и определение массы Земли. Наблюдение за Землёй из космоса)

16. Далёкая и близкая Луна.

Почему систему Земля-Луна называют двойной планетой.

(Строение Луны. Поверхность Луны. Полёты спускаемых аппаратов на Луну)

Наше Солнце (3 ч)

17. Первые представления людей о Солнце

Почему Солнце так ярко светит.

(Источники Энергии Солнца. Строение Солнца и его атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю)

18. Как ориентироваться по Солнцу.

(Значит - уметь определить стороны горизонта, свое положение по отношению к ближайшим населенным пунктам и выбрать направление движения к ним.)

19. Что такое солнечные пятна?

Что известно науке о пятнах на Солнце. (солнечные пятна – это тёмные участки, образующиеся на поверхности Солнца.)

Планеты Солнечной системы (10 ч)

20. Ближайшая к Солнцу орбита

Почему Меркурий очень сложно наблюдать на небе.

(Особенности движения Меркурия. Наблюдение Меркурия с Земли. Исследование поверхности Меркурия спускаемым аппаратом «Маринет-10»)

21. Вторая планета от Солнца

Почему земляне не собираются лететь на Венеру

(Движение Венеры. Условия видимости Венеры с Земли. Исследование Венеры спускаемыми аппаратами).

22. Красная планета

О чём рассказал земной десант на Марс

(Условия видимости и движения планеты Марс. Исследование поверхности и атмосферы Марса спускаемыми аппаратами. Спутники Марса)

23. Первый среди гигантов

Почему Юпитер назвали в честь главного римского бога.

(Строение и движение планеты Юпитер. Красное пятно-главная достопримечательность атмосферы Юпитера. Спутники Юпитера. Исследование Юпитера и его спутников космическими аппаратами.)

24. Властелин колец

Почему у Сатурна такие большие кольца и почему он назван в честь бога-пожирателя собственных детей.

(Строение и движение планеты Сатурн. Кольца – главная достопримечательность Сатурна. Спутники Сатурна. Исследование Сатурна и его спутников космическими аппаратами).

25. Уран и Нептун – младшие братья в семействе гигантов

Как открыли новые планеты-гиганты и что о них известно сейчас.

(Достижения телескопической астрономии 18 века. Открытие «на кончике пера». Исследование Урана, Нептуна и их спутников космическими аппаратами)

26. Далёкий Плутон

Почему Плутон исключили из состава больших планет Солнечной системы.

(Двойная планета Плутон – Харон. Особенности орбиты Плутона. Пояс Эдгеворда-Койпера)

27. Астероиды и метеориты

Откуда и почему на Землю падают метеориты

(Астероиды. Болиды. Метеориты. Астероидная опасность. Пояс Койпера).

28. Небесные странники

Почему у комет такие большие хвосты и что такое «падающие звёзды».

(Кометы и метеориты. Область Эпика-Оорта. Наблюдение комет. Исследование комет космическими аппаратами.)

29. Таинственные светила

Какие бывают звёзды. Как рождаются, живут и умирают звёзды.

(Эволюция звёзд. Конечный этап жизни звёзд разной массы: белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры).

Галактики-звёздные острова Вселенной (3 ч)

30. Звёздные острова

Что такое Млечный путь. (Наша Галактика. Виды Галактик. Взаимодействие Галактик. Метагалактика).

31. С чего всё начиналось.

На пути к разгадке тайн Вселенной. (Большой Взрыв. Расширение Вселенной. Судьба Солнца).

32. Первый край науки о космосе

Как учёные получают знания о Вселенной и можно ли предугадать её судьбу.

(Исследование космического пространства в разных диапазонах длин волн.)

Загадки космоса (2 ч)

33. Планеты далёких звёзд. Поиски экзопланет.

34. Чёрные дыры. 

Используемое оборудование: Теодолит на штативе, Телескоп, Комплект приборов для изучения спектров магнитных полей, Двугранный раздвижной зеркальный угол, Набор лабораторный по исследованию атмосферного давления, Набор лабораторный по спектроскопии, Набор по изучению магнитного поля Земли.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!