Рабочая программа по географии для 5 класса общеобразовательной школы включает в себя:
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты освоения курса географии.
- Содержание курса.
- Календарно-тематическое планирование
Содержаение курса
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний, о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Земля - планета Солнечной системы.
Земля - планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их гео-графические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
План местности
Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Практическая работа: "Составление плана местности"
Географическая карта - особый источник информации.
Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Практическая работа: "Определение координат по глобусу и географической карте
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Практическая работа: Источники географической информации.
Практическая работа: Поиск информации о природе Земли в Интернете.
Раздел 3. Население Земли
Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.
Практическая работа. "Сравниваем страны мира"
Размещение людей на Земле. Карта плотности населения. Неравномерность раз-мещения населения мира.
Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народы и религии мира. Народы и религии. Разнообразие стран мира.
Раздел 4. Земная кора и литосфера. Рельеф Земли.
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование раздела. Тема урока. |
Кол-во часов |
1 |
Введение. Зачем нам нужна география и как мы её будем изучать? |
1 |
2 3 4 |
Раздел 1. На Какой Земле мы живём Как люди открывали Землю (1). Как люди открывали Землю (2). География сегодня. |
3 1 1 1 |
5 6 7 8 9 |
Раздел 2. Планета Земля Мы во Вселенной. Движения Земли. Солнечный свет на Земле. Обобщающее повторение по темам «На какой Земле мы живём», «Планета Земля». Контрольная работа № 1 «На какой Земле мы живём» |
5 1 1 1 1 1 |
10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 |
Раздел 3. План и карта. Ориентирование на местности. Земная поверхность на плане и карте (1). Земная поверхность на плане и карте (2). Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа «Построение плана местности». Географическая карта. Градусная сетка. Географические координаты (1). Географические координаты (2). Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа «Определение географических координат, расстояний и направлений». Контрольная работа № 2 «План и карта». |
1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 |
20 21 22
23 |
Раздел 4. Человек на Земле Как люди заселяли Землю. Расы и народы. Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа «сравнение стран мира по политической карте». Обобщение по теме «Человек на Земле». |
4 1 1
1 1 |
24 25 26 27 28 29 30 31 32 |
Раздел 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Земная кора - верхняя часть литосферы. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Движения земной коры (1). Движения земной коры (2). Рельеф Земли. Равнины. Рельеф Земли. Горы. Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа «Портрет Земли». Литосфера и человек. Контрольная работа № 3 «Литосфера-твёрдая оболочка Земли». |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
33 34 |
Заключение Обобщающее повторение изученного материала. Итоговое тестирование. |
1 1 |