Сценарий литературной викторины, посвященной жизни и творчеству А.С. Пушкина

Для учащихся 8-10 классов

Цели викторины:

  • развитие теоретических знаний и умений учащихся;
  • формирование творческой активности и творческого мышления;
  • приобщение учащихся к книге.

Оборудование: видеопроектор, экран, портрет А.С. Пушкина, рисунки учащихся к произведениям писателя, плакаты с цитатами.

Ведущий: Имя Александра Сергеевича Пушкина широко известно всему миру. С гордостью и восхищением звучит оно на разных языках. Пушкин – писатель всех возрастов и поколений. Он приходит к нам в раннем детстве, чтобы навсегда стать частью нашего духовного мира. Постигая Пушкина, мы постигаем жизнь. Прикасаясь к миру поэта, мы незаметно для себя становимся лучше, добрее, прекраснее…

Портрет А. С. ПушкинаПортрет А. С. Пушкина

Тур первый: "Разминка"

Восстановите текст стихотворения или сказки А.С.Пушкина, назовите произведение. (Подсказка: пропущены причастия)

1. Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз ... поле … (увянувшее – "19 октября")

2. И медлят поминутно спицы
В твоих …. руках. (наморщенных – "Няне")

3. Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди … нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор. (цветущих – "Деревня")

4. Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу
И оставили одну,
… ко сну. (отходящую – "Сказка о мертвой царевне…")

5. Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно,
Но другому я навечно …. (отдана – "Сказка о мертвой царевне…")

6. Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет …. пора. (желанная – "Во глубине сибирских руд…")

7.В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем …. ,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной. (раскаленной - "Анчар")

8. Последняя туча … бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь …. день. (рассеянной, ликующий – "Туча")

9. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото … леса… (одетые – "Осень")

Ведущий: "Здравствуй, племя младое, незнакомое…" С этими словами приветствия обращается к нам великий поэт. Как добрых друзей он приглашает нас в свой удивительный мир поэзии и прозы.

Тур второй: "Поэзия и проза"

Из каких произведений А. С. Пушкина эти строки?

1. Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. ("Полтава")

2. Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна… ("Бесы")

3. На девичник собираясь,
Вот царица наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним. ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях")

4. … бежит и слышит за собой
Как будто грома грохотанье,
Тяжело- звонкое скаканье
По потрясенной мостовой … ("Медный всадник")

5. "На другой же день приступила она к исполнению своего плана,послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок <…> засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово". ("Барышня-крестьянка")

6. "Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета. Стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные. Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной мазанки, где он жил". ("Выстрел")

7. "Дама, казалось, была тронута. "Извините меня, - сказала она голосом еще более ласковым,- если я вмешаюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь". ("Капитанская дочка")

8. "Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видел он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями". ("Дубровский")

Ведущий: Пушкин - это целый мир. И лучше понять этот мир можно тогда, когда знаешь, кто были его предки, как рос, в какой обстановке воспитывался будущий великий поэт.

Тур третий. "По страницам биографии Пушкина"

1. Все знают имя знаменитой няни Пушкина, которую поэт любил родственною, неизменною любовью. В семье Пушкиных ее ласково называли Ариша.
- Назовите фамилию Арины Родионовны. (Яковлева)

2. Отец поэта Сергей Львович рассказывал, что Александр уже на одиннадцатом году жизни был хорошо знаком с французской литературой. Своей начитанностью мальчик впоследствии поражал товарищей. В связи с этим друзья-лицеисты даже придумали прозвище для поэта.
- Как они его называли? (Француз)

3. Несколько своих стихотворений Пушкин назвал "19 октября".
- Какую роль сыграла эта дата в жизни поэта и кому посвящены эти стихи? (19 октября 1811 года впервые распахнул свои двери Царскосельский лицей, Пушкин был в числе первых его выпускников. Стихи посвящены друзьям-лицеистам, их называют гимном настоящих друзей)

4. По окончании Лицея выпускники постановили: Каждый год 19 октября собираться вместе. Эти встречи стали доброй традицией лицеистов.
- Назовите однокурсников Пушкина, оставивших след в истории России. (Поэт Кюхельбекер, издатель Дельвиг, министр иностранных дел и вице-канцлер Горчаков, адмирал и полярный исследователь Матюшкин, декабрист И. Пущин, композитор Яковлев)

5. Воспитанный в литературной среде, будущий поэт рано удивил всех своими стихами. В письмах друзей поэта можно прочитать замечательные слова: "Три Пушкина в Москве, и все они поэты".
- Кто еще в семье А.С.Пушкина писал стихи? (Стихи писала старшая сестра А.Пушкина Ольга и младший брат Лев)

6. Однажды известный поэт-романтик В. А. Жуковский – один из первых учителей молодого Пушкина, подарил ему свой портрет с восторженной надписью : "Победителю ученику от побежденного учителя…" в знак признания поэтического дарования Пушкина.
- Какое произведение Пушкина принесло победу автору в его творческом соревновании с В. А. Жуковским? ("Руслан и Людмила")

7. Первый слушатель "Сказки о попе и работнике его Балде", которому Пушкин прочитал ее, был в восторге и назвал ее "совершенно русской сказкой и прелестью невообразимой".
- Кто был этим первым слушателем? (Н. В. Гоголь)

8. В родословной Пушкина скрестились несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории и отмеченных многими именами участников важных событий в государственной жизни страны.
- Назовите произведения Пушкина, в которых можно проследить его родословную. (Трагедия "Борис Годунов", роман "Арап Петра Великого", стихотворение "Моя родословная")

Ведущий: Великая тайна творчества гениального Пушкина может открыться любому, стоит только этого очень сильно захотеть. И тогда произойдет чудо: великий писатель будет говорить именно с тобой.

Тур четвертый. "Испытания для лингвистов"

1. В трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов" летописец Пимен говорит:
"В часы, свободные от подвигов духовных,
Описывай, не мудрствуя лукаво
Все то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны…"
- Что значит выражение "не мудрствуя лукаво"? (Делать какое-нибудь дело просто, без лишних рассуждений, без лишних затей)

2. В прологе поэмы "Руслан и Людмила" читаем:
"Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…"

- Что означает странное слово чредой? (От слова чреда или череда произошел глагол чередоваться. Его употребляют, когда кто-то сменяется по очереди)

3. В стихотворении "Наперсница волшебной старины…"
Пушкин пишет: "… В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой".

- Что такое шушун и что такое гремушка? (Шушун – старинная русская крестьянская женская одежда – вроде кофты, сарафана и реже – телогрейки. Гремушка – погремушка (игрушка, которой забавляют грудных детей)

4. В "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" читаем:
"Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку красную потешить,
Сорочина в поле спешить…"

- Кто или что такое сорочин? (Сорочин – недруг, враг)

Ведущий: К концу недолгой жизни своей Пушкин написал поэтическое завещание – "Памятник". Вдумайтесь в строки из этого стихотворения:
… И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Пробуждать чувства добрые – главное предназначение каждого человека. Если бы все люди стали добрее, мудрее, милосерднее, какой бы прекрасной стала жизнь на нашей планете!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: викторина