Цель: познакомить учащихся с ОВЗ основными свойствами хлопчатобумажных тканей.
Задачи:
Оборудование: альбомы, журналы мод, презентация, рабочие тетради, образцы швов, образец изделия, лоскутки различных тканей, линейки, карточки для рефлексии.
Приветствие учащихся.
Проверка внешнего вида учащихся, готовность к уроку.
Организация рабочего места
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
- Прежде чем перейти к теме нашего урока, я хочу спросить у вас: Вы любите красиво одеваться? (Ответы учащихся)
- На уроках швейного дела вы будете учиться шить себе одежду, но для этого надо знать свойства тканей, из которых вы будете шить изделие.
- Тема нашего урока - "Свойства хлопчатобумажных тканей."
- Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем об этих тканях, а некоторые свойства проверим опытным путем.
- С какими материалами, девочки, мы работаем науроках швейного дела? (с тканями)
Вступление слово учителя
Да, на уроках швейного дела мы работаем с тканями. Ткани всякие важны, ткани всякие нужны Современная текстильная промышленность может изготовить ткань практически из любых волокон. В
лабораториях прошли испытания тысячи видов различных волокон. Однако, практическое применение нашли не все.
Так, например, давно обратили внимание на крапиву. Это растение растет везде, и имеет хорошие свойства волокна: прочность, белизну, блеск и шелковистость. Еще в древности, как свидетельствует раскопки археологов, луб крапивы находил свое применение.
И все же, несмотря на все поиски и разработки, крапиву так и не удалось "приручить". Ныне находит практическое применение только крапива "рами", растущая в Индии, стебли которой содержат 22% волокна.
Вы, наверное, помните сказочную повесть Николая Носова о Незнайке и его друзьях. Изобретательные малыши создали машину, которая перерабатывала одуванчики в штанишки и рубашки для жителей Солнечного города (показ фрагмента мультфильма).
А ведь не такая уж это и сказка. Долгое время текстильщики бьются над тем, чтобы заменить некоторые тропические волокна пухом одуванчиком или тополей, так досаждающих нам в начале лета. Возможно, не в столь отдаленном будущем мы будем носить тополиные рубашки и одуванчиковые куртки.
А сейчас от экзотических видов волокон перейдем к традиционным, с которыми люди знакомы на протяжении тысячелетий, и вырабатывают из них различные виды тканей.
- Скажите, а почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными? (Потому что волокна, из которых изготавливают ткань, получают из растений)
- Из какого растения получают хлопчатобумажные ткани? (Хлопчатник)
- Какую часть растения используют для получения ткани?
- Это сложный вопрос, попробуйте на него ответить, посмотрев видео сюжет.
- Какие еще ткани растительноко происхождения вы знаете? (Лен, джут, конопля)
- Давайте вспомним географию, где растут эти растения?
- А сейчас давайте вспомним, какими свойствами и качествами обладают х/б ткани.
- Выберите карточки, на которых написаны свойства х/б тканей.
- Какие из свойств, хлопчатобумажных тканей относятся к недостаткам? (Мнутся при носке, но хоршо гладятся. Усадка)
- Какие из свойств, хб тканей являются положительными? (Можно кипятить, хорошо стирается)
- Какие х/б ткани вы знаете? (Ситец, бязь, батист, байка, фланель, бумазея, мадопалам)
- Опираясь на свои знания о свойствах х/б тканей, выберите модели одежды, которую можно сшить из этой ткани. (Рисунки одежды. Объяснения детей своего выбора)
1, 2, 3, 4, 5
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сесть.
- А сейчас мы проверим некоторые свойства ткани опытным путем.
- Перед выполнением практической работы давайте вспомним правила безопасной работы с инструментами. (Альбом)
- Какие правила надо соблюдать при работе ножницами?
- Рассказать правила безопасной работы с электрическим утюгом.
Конверт № 1 (хорошо впитывают влагу)
В конверте два образца ткани, погружая поочередно их в воду, определите х/б ткани.
Конверт № 2 (мнутся при носке)
Попробуйте сильно смять образцы, а затем расправить их. Ткань, на которой осталось больше загибов - х/б. А теперь попробуйте их проутюжить. Сделать выводы.
Конверт № 3 (осыпаемость)
Сделайте надрезы на образцах, попробуйте вытянуть нити, определите х/б ткань.
- Сейчас я вам покажу еще один способ определения хлопчатобумажной ткани. Х/б нить при горении образует серый пепел, горит ярким пламенем, чувствуется запах бумаги. (опыт)
- Вы вспомнили свойства х/б тканей. Еще мы научились анализировать, делать выводы.
- На следующих уроках вы будете знакомиться со свойствами других тканей, знания о которых вам пригодятся при пошиве одежде, а соответственно выглядеть модно и стильно.
- За урок получаете такие оценки...
- На партах у вас лежат карточки красного и зеленого цвета.
- Если вы считаете, что урок был интересен и полезен, поднимите зеленую карточку, если урок неинтересен и неполезен для вас, покажите красную карточку.
- Урок окончен. Спасибо за внимание.