Цель: сформировать представления об объектах технологической деятельности, закрепить и расширить знания учащихся о производственных технологиях;
развивать фантазию и техническое мышление учащихся;
воспитывать организованность и самостоятельность в работе.
Оборудование: печатные источники информации, образцы изделий учащихся.
Ход урока
І. Организационная часть.
- проверка присутствующих;
- назначение дежурных.
ІІ. Повторение пройденного материала.
Методом беседы выяснить вопросы:
- Как вы понимаете слово «техника»?
- Что такое «технология»?
- Какие виды технологической деятельности человека вы знаете?
- Что общего и в чем разница между различными видами технологической деятельности?
ІІІ. Мотивация учебно-трудовой деятельности.
Для того, что бы создать изделие (игрушку, самолёт, автомобиль и т.д.), необходимо иметь соответствующие знания, умения. На предыдущем уроке мы с вами познакомились с понятиями, которые пригодятся с первых шагов в конструировании любых изделий. Так, мы выяснили, что любой предмет (в том числе и игрушка) создаются с помощью технологий. Следующим шагом в этом деле будет поиск информации в литературных источниках техники и технологии. Какая нам нужна информация? Как начинается создание объекта? Ответ на эти вопросы и есть цель нашего урока.
IV. Сообщение темы и целей урока.
V. Изучение нового материала.
1. Понятия об объектах технологической деятельности.
Благодаря технологиям человек превращает сырьё и материалы в предметы, которые используются как в быту, так и на производстве. Обработка материала и создание соответствующего изделия – это создание нового объекта технологической деятельности. Все изделия, которыми пользуются люди, претерпели определенные изменения, сначала как сырьё и материалы, а потом как готовый объект, со стороны человека. Итак, все изделия, от авторучки до самолёта или компьютера, были изготовлены человеком и являются объектами технологической деятельности.
«Открытый микрофон».
(Разделить класс на бригады и предложить по очереди называть объекты технологической деятельности. Названные объекты записывать на доске.)
Все предметы, окружающие нас для чего-то нужны. Так для чего же они нужны? Предлагаю вам закончить моё предложение: «Если бы не было … (предмета, записанного на доске), то …».
Итог игры: Все предметы создаются для удовлетворения потребностей людей.
Вопрос классу: Откуда люди могут узнать про существующую технику или технологи, помогающие изготавливать необходимые нам изделия?
(учебники, справочники, каталоги, интернет)
2. Методы создания новых объектов технологической деятельности.
Создание любого нового объекта (изделия) начинается с творческого замысла. Есть много методов создания новых объектов технологической деятельности. Наиболее интересным является метод фантазирования.
Метод фантазирования используют для создания новой формы изделия. Сущность метода заключается в том, что конструктор представляет образ изделия, который будут изготавливать, если даже конструкция изделия неизвестна. Этот образ переносится на бумагу в виде рисунка.
Дизайнер на начальной стадии проектирования применяет своё творческое воображение для того, чтобы создать новую форму объекта. Фантазируя, дизайнер временно не учитывает те требования, которые ставятся к изделию, и может придумать любую форму будущего предмета.
3. Показатели качества изделия.
Изделие, которое конструируют должно иметь соответствующие показатели качества:
- функциональность;
- эргономичность;
- технологичность.
Функциональность изделия – это один из принципов конструирования, который состоит в том, что созданный объект должен выполнять определённые функции (быть подвижным, неподвижным или передвигаться по воде, переносить груз и т.д.). И при этом конструктор учитывает окружение, в котором объект будет находиться. Следовательно, нельзя проектировать объект, не зная, где он будет находиться или использоваться.
Эргономика – наука, изучающая функциональные возможности и особенности человека в трудовых процессах с целью создания наилучших условий для объединения деятельности человека и техники. Главным требованием эргономики к любому объекту является удобство для использования человеком.
Технологичным является такое изделие, которое разработано с максимальным использование уже существующих типовых узлов, соединений, деталей. К технологичности относят так же возможность использования наименьшего количества материалов и относительной простоты в изготовлении объекта.
4. Требования к изделиям из фанеры.
Изделие из фанеры должно соответствовать таким основным требованиям:
- простота конструкции;
- минимальное использование деталей;
- форма и размеры должны соответствовать его назначению;
- изделие должно иметь эстетический вид.
VI. Практическая работа.
Задание. Осуществить поиск проблемной сферы, в которой будет разрабатываться проект технологического объекта.
Вводный инструктаж.
«Мозговая атака»
Правила игры:
1) Пользуясь информацией, найденной в журналах, предложить фантастический звездолёт или ракету, самолёт или любой другой объект, который может использоваться в ситуациях, связанных с устранением экологических проблем или спасением людей в чрезвычайных ситуациях.
2) Необходимо предложить как можно больше вариантов проблем, которые может решать такой объект.
3) Принимаются любые идеи. Объект может летать, плавать на воде и под водой, быть вездеходом.
4) Необходимо указать проблемную сферу, в которой будет действовать данный объект: спасать людей, очищать природу от мусора, спасать корабли в океанах и т.д.
5) Создать банк проблем (проектов) в виде таблицы.
Текущий инструктаж:
- Следить за соблюдением правил игры.
- Акцентировать внимание учащихся на том, что важно высказать идею (проблему), а не давать оценку.
Обратить внимание на то, что повторять высказанную идею можно только в том случае, если к ней добавляется что-нибудь новое.
3. Заключительный инструктаж:
- Записать на доске наилучшие идеи-проблемы
- Выбрать методом голосования наилучший объект, дать ему название
- Подвести итог о том, что любой технологический объект, созданный человеком, существует не для «развлечения», а решает четко поставленные конструкторами задачи.
VII. Итог урока.
1. Рефлексия:
(Отвечает каждый ученик)
- Что мы делали на уроке?
- Что нового узнал на уроке?
2. Подведение урока:
Выставление оценок.
Домашнее задание. Параграф № 6, читать, ответить на вопросы в конце параграфа.
Практическая работа № ___
Поиск проблемной сферы, для разработки проекта технологического объекта.
№ |
Сфера деятельности |
Технологические объекты, способные действовать в данной сфере
|
Примечание |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
10 |
|
|
|
Фамилия, имя_______________________ 5 класс
Оценка _________