Конспект урока музыки 6 класс "Старинный русский романс. Образы романсов и песен русских композиторов"

Цель урока: ввести учащихся в мир образов классической русской музыки на основе знакомства с жанром романса.

Задачи:

  • расширить знания о понятии "романс", как о жанре старинной вокальной музыки;
  • развивать навыки музыкального восприятия произведений и вокальные навыки при разучивании романсов;
  • воспитывать эстетические и нравственные качества учащихся, художественный вкус и любовь к музыкальному искусству.

Музыкальный материал:

  • П.И. Чайковский "Времена года. Апрель".
  • С.В. Рахманинов "Вокализ".
  • "Красный сарафан" А. Варламов, слова Н. Цыганова.
  • "Гори, гори, моя звезда…" муз. П. Булахова, ст. В. Чуевского.
  • "Средь шумного бала" муз. П.И. Чайковского, ст. А. Толстого.
  • "Жаворонок" М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Ход урока

Музыкальное приветствие

Доброе утро, улыбнись скорее. (Учитель)
И сегодня весь день будет веселее. (Дети)

Повторение пройденного материала

- Прослушайте и скажите, какая музыка сейчас звучит? (Слушаем "Времена года" Апрель П.И. Чайковского)
- А теперь что вы услышали? (Музыку для голоса. Прослушиваем "Вокализ" С. В. Рахманинова)
- Если звучат одни инструменты, это какая музыка? (инструментальная)

- Если музыка написана для голоса, как она называется? (вокальная)
- Произведение для голоса без слов называется? (вокализ)
- Что объединяет вокальную и инструментальную музыку, что в каждом из них присутствует? (Мелодия и интонация)

Новая тема урока

Учитель: В общении людей главную роль играет интонация. Безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, но слова, произнесенные с выражением, какими-либо эмоциями, надолго остаются для нас в памяти.

Человеческая речь содержит огромное количество интонаций. Такое же огромное количество эмоций можно выразить с помощью различных интонаций в музыке. В музыкальной речи также присутствуют разные виды интонаций.

Прислушавшись по музыкальной интонации можно понять характер музыки, почувствовать эмоции, которые хотел донести до нас композитор.

- Как вы считаете, какой жанр вокальной музыки более ярко показывает слушателю взаимосвязь разговорной и музыкальной интонации? (Песни и романсы)
- А что такое романс? (Ответы учеников)
- Тема нашего урока - "Старинный русский романс".

Романс – это музыкальное произведение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания

- Если разобрать отличия песни от романса, то в каждом из них соединяются в одно целое - музыка и стихи, но в каждом по-своему. В песне чаще присутствует куплетная форма, мелодия песни выражает общий настрой произведения, не уделяя отдельным образам детального внимания, в романсе же напротив, подробно раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.

Куплет и припев в романсе чаще одно целое. Передать различные эмоции (любовь, гнев, переживания) композитору помогают особые музыкальные интонации. Давайте с вами обратимся к старинному русскому романсу.

Они воспевают великое человеческое чувство – любовь, а также связанные с ней чувства: волнение, восторг, радость от встреч и горечь расставаний, воспоминания о былом и надежду на счастливый финал.

Они уносят дух - властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
(В.И. Красов)

- Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с тремя романсами, а о чем они и какие, вы мне ответите в течение урока.
- И так, первый романс, который мы с вами послушаем ,называется "Красный сарафан".

- Романсы создавали и известные композиторы, и певцы-любители, и начинающие музыканты. Определить границы этого жанра трудно. Одно и то же произведение часто называют и романсом, и песней, а иногда и народной песней.

Одним из выдающихся композиторов, сочинявших романсы, был Александр Егорович Варламов (1801-1848) - русский композитор, автор свыше 200 романсов и песен, вошедших в классику русского искусства и не утерявших современного звучания вплоть до нашего времени.

Александр Егорович Варламов (1801-1848) - русский композиторАлександр Егорович Варламов (1801-1848) - русский композитор

Среди его популярных произведений можно назвать песню-романс "Красный сарафан" на стихи Н. Цыганова. Варламов в 1832 году принял решение переехать из Петербурга в Москву. Здесь он познакомился с такими одаренными людьми, как Александр Гурилев (композитор), Михаил Щепкин.

Среди новых приятелей Варламова был поэт Николай Цыганов, на стихи которого вскоре был написан романс "Красный сарафан". Вокальная миниатюра быстро облетела всю Россию. Ее запели и в великосветских салонах, и в крестьянских избах. А Н.В. Гоголь заставил напевать его мотив героя Хлестакова… Через год "Красный сарафан" стал входить во все издаваемые сборники песен.

- О чем этот романс? (В нем рассказывается о девичьей доле, о беззаботной жизни в родительском доме. И о том, что девушка не хочет выходить замуж, а ее мама вспоминает свою молодость)
- Какая мелодия у романса? (плавная, широкая, напевная)

- Ребята, а как строится беседа дочери с матерью?
- Как меняются характер звучания, тембр?

Сначала поет дочь, а затем матушка. Беседа строится в форме диалога. Сначала песня поется в мажоре, затем переходит в минор, на заключительных словах " и я молодешенька была такова" музыка вновь возвращается к мажору и темпу, который был вначале.

- Да, то что мажор и миор периодически сменяют друг друга,все это близко народной бытовой манере.
- Песня сразу запомнилась московским зрителям, и те запели ее - как запомнили.

- Романсы русских композиторов охватывают различные сюжеты, но главное - передают многообразие человеческих чувств и переживаний, от философских раздумий о смысле жизни.
- В романсах отражены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте, любви.

- А теперь мы прослушаем и посмотрим видеоклип к романсу, который называется "Гори, гори, моя звезда".

- Написан этот романс в декабре 1846 года. В это время произошло два значимых события. Первое - это 700-летие Москвы. Символ Москвы, как путеводной звезды России тесно переплелся с рождественской праздничной звездой. По этому случаю организовали множество творческих конкурсов.

К тому же, в это время в мировой науке произошло открытие планеты Нептун, астроном Урбен Леверье с помощью математических расчетов предсказал ее существование, Иоганн Галле в конце 1846 года увидел ее в телескоп и подтвердил открытие. И в этой творческой атмосфере появился романс "Гори, гори, моя звезда". Стихи написал студент Московского университета, юрист Владимир Чуевский, музыку - композитор Петр Булахов.

- Ребята, давайте разберем содержание текста. (слайд текста романса)
- Какие чувства описал нам этот романс? Любовь.
- Какой он по характеру? (грустный, печальный, вызывает чувство переживания, тоски)

- Можно подумать, что романс исполняет сам адмирал Колчак. (отрывок из фильма вы сейчас просмотрели)
- "Гори, гори, моя звезда..." пел он перед расстрелом зимней холодной ночью, где на небе сияла звезда его любви и веры. С такой песней и умирать легче.

- Это исполнение Колчака отразилось и на судьбе самого романса. Было решено, что Александр Васильевич и есть его автор. К тому же, после революции некоторые артисты и композиторы-эмигранты заявляли, что видели ноты романса с автографом Колчака, значит, именно он автор стихов.
- Потому романс признали "белогвардейским" и его исполнение в Советской России сочли не желательным.

- Как вы думаете, почему романсы живут в памяти людей? (они воспевают великое человеческое чувство - любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье)
- Ну, а мы, переходим к прослушиванию последнего романса на этом уроке.

- Ваша задача подумать, как может называться этот романс и о чем он?

Слушаем романс М. Глинки "Жаворонок"

- Как, по вашему мнению, может он называться? (Жаворонок)
- О чем этот романс? (в нем отражен образ русской природы, ее неброских пейзажей и бескрайних полей)

- Какой романс по характеру? (ответы учащихся)
- Написал этот романс русский композитор М.И. Глинка.

Романс "Жаворонок" - лирическая задушевная песня со спокойной, плавной мелодией, естественной и простой, немного печальной. В фортепианном сопровождении выразительно воссоздается русский пейзаж - бескрайние просторы, поля и луга с колосьями пшеницы и красотой полевых цветов

- Романсы и песни Михаила Ивановича Глинки - гордость русской классики. Лирические романсы Глинки - это своего рода исповедь его души. Михаил Иванович писал их на протяжении всей жизни.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) русский композиторМихаил Иванович Глинка (1804-1857) русский композитор

- В романсах Глинка подвел итог всему лучшему, что было создано другими композиторами до него, а также его современниками — авторами бытового романса. Он прекрасно владел вокальным исполнением и хорошо знал возможности человеческого голоса, поэтому он сумел довести жанр романса до совершенства.

Итог урока

- Ребята, сегодня мы еще раз с вами поговорили о жанре вокальной музыки - романс.
- И, конечно, еще раз убедились в том, что без поэзии (без прекрасных стихов) не появились бы романсы, которые оказывают благотворное влияние на душу человека, его мировосприятие и чувства.

Домашнее задание

Подготовить историю создания любого романса.

Размер:
20.3 Kb
Скачали:
22

Метки к статье: конспект урока, музыка, 6 класс