Цель урока - познакомить учащихся с основами цветоведения: дать понятие цветового круга, основных, составных цветов и дополнительного цвета, холодного и теплого цветов.
Задачи:
Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, магниты.
Планируемые результаты:
Оборудование: краски, кисти, бумага, палитра, схема образования спектра, элементы для цветового круга, цветотональная шкала.
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы
Учитель:
Ты на звездное небо взгляни поскорей
И увидишь сияние сотен огней –
Звезд больших величин – состоявшихся судеб,
Чуть заметно мерцанье – это все еще будет.
Их посланье земное не погасит рассвет,
Ведь сияньем наполнил небеса белый цвет.
Разложи белый цвет ты на радужный спектр,
Разгляди, рассмотри юной жизни конспект.
Красный – это стремленье, новых знаний виток,
А еще – обновленье и, конечно итог.
Тут оранжевый вторит, он упорству собрат;
Пусть не так быстротечно, результату будь рад.
Следом желтый спешит, он тепло наших рук,
Ведь дорога легка, если рядышком друг.
Вот зеленый за ним; сердце лишь распахни
И впитай, обними окружающий мир.
Голубым обозначь высоту достиженья,
Что сумеешь осилить душевным движеньем.
Синева – чистота и прозрачность воды;
Свою жизнь береги от нечистой беды.
Фиолетовый – сумрак ночной тишины,
Где один сам с собой побеседуешь ты.
Перечислить смогли мы значенье цветов,
И теперь ты в дорогу как буд - то готов,
Но запомни, мой друг, так ведется от века –
Проверяет судьба белизной человека!
Учитель: Как выдумаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О цвете, тайне цвета и какую роль он играет в нашей жизни)
- Цвет – одно из самых выразительных средств в искусстве.
Цвет (от лат. "color") – ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света; также свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра
- Самое удивительное и прекрасное явление природы – радуга. Человек повторил это явление на плоскости. Он создал спектр и расположил в нем цвета в определенном порядке – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
- Мы прослушали стихотворение "Радуга", в котором не только расписаны цвета, но и символику цвета. Какую символику увидели вы? (Белый цвет символизирует чистоту, желтый – солнечный свет, тепло, черный – печаль, грусть)
- Посмотрите на доску. На ней вы видите три звезды ночного неба. Какого они цвета? (красная звезда, синяя и желтая)
- Как вы думаете, звезды этого цвета случайно попали сюда? (Нет, это основные цвета. Их невозможно получить путем смешивания других цветов)
- Но звезд на небе много и они мерцают разным цветом. Как нам быть? (Можно смешать основные цвета между собой и мы получим другие цвета, которые называют составными)
- Смотрим на схему. (Открывает схему на доске)
- Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок, называют составными. Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг. Из смешения трех основных цветов рождается все цветовое богатство мира.
- Проведя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположенный конец диаметра пройдет через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого расположен синий цвет. Таким образом, легко определить пары цветов которые называют дополнительными. (Схема цветового круга на доске)
- В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определенным правилам гармоничное сочетание этих цветов. Черный цвет, белый и серый не обозначены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами.
- Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную.
- Интересно, что теплые цвета наилучшим образом сочетаются с черным цветом, холодные цвета наилучшим образом сочетаются с белым цветом.
- А теперь закрепим наши знания. Ответим на вопросы викторины. (Вопросы на партах. Работают в парах, отвечая на вопросы)
Вопросы викторины
1. Основное художественно-выразительное средство в живописи.
а) Цвет.
б) Линия.
в) Пятно.
г) Тон.
2. Живопись одним цветом. Чаще всего, серым.
а) Гризайль.
б) Акварель.
в) Силуэт.
г) Монотипия.
3. Один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение.
а) Цвет.
б) Форма.
в) Размер.
г) Колорит.
4. К ахроматическим цветам относят:
а) Черный.
б) Красный.
в) Желтый.
г) Белый.
д) Серый.
е) Синий.
5. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности:
а) Желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой.
б) Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
в) Фиолетовый, синий, голубой, зеленый, оранжевый, красный, желтый.
- Проверяем наши ответы. (Учитель называет правильный ответ, учащиеся поднимают руки)
- Мы справились с заданием и переходим к следующему.
- Итак, наша задача создать звездное небо. Для этого мы должны смешать краски и получить много новых звезд.
Учитель: На партах у вас лежат листы бумаги и шаблоны звезд. Создаем звезду, создаем цвет.
- Вырезаем звезду и определяем ее на наше импровизированное небо магнитами.
Звезды смотрят на нас беспрерывно,
Звезды много о нас говорят.
Им с небес абсолютно все видно,
Ведь не зря они ярко горят!
- Итак, ребята, на доске у нас с вами звездное небо.
- Молодцы, вы справились с проставленной задачей!