Конспект урока по географии 6 класс "Вулканы"

УМК: География 5-9 класс. Авторы: О.А. Климановой, А.И. Алексеева.

Тип урока: открытие нового знания.

Структура урока соответствует обновленным требованиям ФГОС. Предложена полная организационная структура занятия, изложенная в виде таблицы.

Ход урока

Орг. момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Давайте отметим кого сегодня нет.

Проверка домашнего задания

- Ребята, сегодня мы продолжаем изучать тему: "Внутреннее строение Земли".
- На прошлом уроке мы познакомились с понятием "Землетрясения", причинами их возникновения и последствиями.
- Наш урок мы начнем с проверки домашнего задания. Я подготовила несколько карточек по домашнему параграфу.

- Есть желающие написать работу?
- Отлично, итак, приступим. Кто мне подскажет…

  1. Какие виды движения земной коры вы знаете? (Медленные горизонтальные и вертикальные, складчатые, разрывные)
  2. Что такое землетрясения, каковы причины их происхождения? (Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные главным образом тектоническими движениями)
  3. Как предсказать землетрясение? (Поведение животных, сейсмограф)
  4. Как землетрясения могут изменить рельеф? (Возникают трещины, обвалы, могут опускаться или подняться крупные блоки земной коры)
  5. Как необходимо вести себя при землетрясении? (Следует срочно его покинуть здание и выйти на улицу, отойти как можно дальше от строений и линий электропередач)
  6. Может ли быть землетрясение в нашей местности? Почему? (Нет. Орловская область расположена на устойчивом участке земной поверхности. Землетрясения возникают на границе литосферных плит зоне)
  7. Как называются подвижные участки земной коры, расположенные на границе литосферных плит? (Сейсмического пояса)
  8. Можешь ли ты пройти к доске и показать нам всем Сейсмические пояса Земли? (Ученик показывает у доски)
  9. Мы с вами уже знаем, что на границах литосферных плит происходят различные тектонические процессы. Что это за процессы? (Образование гор и хребтов, образование разломов в земной коре, возникновение землетрясений и извержений вулканов)

- Молодцы. Завершаем проверку домашнего задания. Те, кто выполняет карточки, сдаем их.
- Итак, на прошлом уроке мы подробно узнали о таком явлении как "Землетрясения".
- Сегодня нам предстоит изучить еще одно явление, происходящее на границе литосферных плит. Обратите внимание на доску.

Мотивация

Показ видеофрагмента с записью извержения вулкана. Параллельно учитель зачитывает загадку.

Магма по жерлу рвется наружу
Выход из кратера очень ей нужен,
Если проход на поверхность ей дан,
Значит, проснулся грозный…

- О каком явлении природы мы будем сегодня говорить? (Вулканы)
- Какие ассоциации вызывает у вас слово "вулкан"? (Огненная гора)

Постановки цели и задач урока

- Итак, как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Вулканы)
- Запишем тему в тетрадь. Какие задачи урока?

  • Что такое вулкан.
  • Строение вулкана.
  • Как, где, почему образуется вулкан.
  • Какие бывают вулканы.
  • Значение вулканов.

Актуализация знаний

- Ребята, что вам известно о вулканах? (ответы учащихся)
- Опишите, как вы представляете извержение вулкана?
- О каких грандиозных извержениях вулканов вы знаете? (извержение Везувия)

Предлагает ученику выступить с сообщением "Откуда пошло название "вулкан".

Открытие нового знания

- Откроем учебник на стр. 183 и попробуем выделить основные этапы извержения вулкана от образования трещины до излияния лавы.

Читают текст, описывают этапы извержения:

  1. Вулканическое землетрясение.
  2. Образование трещин в земной коре.
  3. Выброс газов, вулканического пепла и вулканических бомб.
  4. 4Излияние магмы на поверхность Земли.

- Давайте дадим определение понятию вулкан.

Вулкан – это геологическое образование, возникающее над трещиной в земной коре, по которой извергается на поверхность лава

- Молодцы! Давайте запишем определение себе в тетрадь.
- В земной коре, из-за движения плит, возникают трещины, в близи которых давление вещества мантии – магмы – меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы.
- Менее плотная, чем окружающая ее твердая порода, магма, скопившись в достаточном количестве, начинает подниматься по трещинам или вулканическим каналам.

- Выход канала на поверхность называется жерлом вулкана. Воронка на вершине вулкана - кратер.
- Некоторые вулканы имеют несколько каналов, но не все они могут достигать поверхности земной коры.

- Магма, извергающаяся на поверхность, называется лавой. Она вытекает из жерла в виде реки, или лавового потока, который постепенно охлаждается и затвердевает, образуя вулканическую породу. В ходе извержения вязкость лавы может изменяться.

Задает вопросы по строению вулкана, используя рисунок 120 на стр. 184 в учебнике.

- Форма вулкана зависит от вязкости лавы.
- Давайте проведем эксперимент. (На тарелку льем масло / мед)
- Скажите, пожалуйста, что обладает большей вязкостью - подсолнечное масло или мед? (Мед более вязкий, так как он не растекся, а принял форму холма)

- Совершенно верно!
- Используя ассоциацию, ответьте на вопрос, почему вулканы имеют разную форму? (Разная вязкость магмы)
- Верно, так и Вулканы, образованные невязкой лавой, имеют пологие склоны. Такие вулканы называют щитовидными.

- Густая лава не может утечь далеко от жерла и обычно образует вулкан в форме конуса.
- Запишем схему: вулканы-щитовидные и конические.
- По степени активности могут быть действующими и потухшими.

- Найдите в тексте учебника, какие вулканы называются действующими, а какие потухшими?
- Вулканы которые извергались на памяти человечества, называются действующими.

Потухшими считаются вулканы, не извергавшиеся на памяти человечества.

Уснувшие – это вулканы о извержениях которых в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась – нет.

- Ребята, давайте вспомним строение материковой и океанической земной коры. Что можно сказать о строении земной коре на схеме? (Земная кора тоньше под океаном. Вулканов больше в океане, так как земная кора океанов тоньше и ее легче прожечь)

Первичное закрепление

Учитель: Как, где, почему образуются вулканы?
- Возьмите распечатку. Вам предлагается 6 предложений, из них мы должны составить логическую цепочку

  • литосфера разбита на литосферные плиты; (1)
  • выбрасывается вулканические пепел и бомбы, изливается лава; образуется конус вулкана; (4)
  • магма вскипает, образуется очаг магмы; (3)
  • литосферные плиты сталкиваются; (2)
  • движение магмы внутри конуса происходит по трещине – жерлу; (5)
  • образовался вулкан, на вершине которого – кратер. (6)

- Рассмотрите карту строения земной коры. Где в нашей стране будут действующие вулканы? (На востоке Евразийская литосферная плита сталкивается с Тихоокеанской, и поэтому там образуются вулканы. Соответственно, в нашей стране вулканы будут на востоке)

- Самый высокий действующий вулкан Евразии расположен именно в России и имеет координаты 56 с.ш. и 160 в.д. Подскажите мне, как он называется? (Ключевская Сопка)

- Необходимо проверить ваши знания.
- Что такое вулкан и вулканизм? (Ответы обучающихся по пройденному материалу)
- Каково строение вулкана?

- Назовите типы вулканов
- Где располагаются вулканы?
- Как называют ученых-специалистов, исследующих вулканические процессы?

Задание: найдите понятие, составьте смысловые пары.

1. Кратер

а) Каменные глыбы, выбрасываемые из жерла вулкана

2. Жерло

б) Углубление в верхней части вулкана

3. Очаг магмы

в) Вулкан с густой лавой и крутыми склонами

4. Лава

г) Самый высокий действующий вулкан России

5. Конический вулкан

д) Вулкан, извержения которого прекратились

6. Щитовой вулкан

е) Канал, по которому поднимается магма

7. Вулканические бомбы

ж) Магма, излившаяся на поверхность

8. Действующий вулкан

з) Вулкан, извержения которого повторяются

9. Потухший вулкан

и) Вулкан с жидкой лавой и пологими склонами

10. Ключевская Сопка

к) Расплавленная мантия в глубинах Земли

Домашнее задание
§44

Итог урока

- Подведем итог работы.
- На все ли вопросы мы получили ответы?
- Достиг ли урок цели?

Рефлексия "Расскажи по схеме"

  • Я знаю ...
  • Я запомнил ...
  • Я могу ...
Размер:
24.73 Kb
Скачали:
13