УМК: География 5-9 класс. Авторы: О.А. Климановой, А.И. Алексеева.
Тип урока: открытие нового знания.
Структура урока соответствует обновленным требованиям ФГОС. Предложена полная организационная структура занятия, изложенная в виде таблицы.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Давайте отметим кого сегодня нет.
- Ребята, сегодня мы продолжаем изучать тему: "Внутреннее строение Земли".
- На прошлом уроке мы познакомились с понятием "Землетрясения", причинами их возникновения и последствиями.
- Наш урок мы начнем с проверки домашнего задания. Я подготовила несколько карточек по домашнему параграфу.
- Есть желающие написать работу?
- Отлично, итак, приступим. Кто мне подскажет…
- Молодцы. Завершаем проверку домашнего задания. Те, кто выполняет карточки, сдаем их.
- Итак, на прошлом уроке мы подробно узнали о таком явлении как "Землетрясения".
- Сегодня нам предстоит изучить еще одно явление, происходящее на границе литосферных плит. Обратите внимание на доску.
Показ видеофрагмента с записью извержения вулкана. Параллельно учитель зачитывает загадку.
Магма по жерлу рвется наружу
Выход из кратера очень ей нужен,
Если проход на поверхность ей дан,
Значит, проснулся грозный…
- О каком явлении природы мы будем сегодня говорить? (Вулканы)
- Какие ассоциации вызывает у вас слово "вулкан"? (Огненная гора)
- Итак, как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Вулканы)
- Запишем тему в тетрадь. Какие задачи урока?
- Ребята, что вам известно о вулканах? (ответы учащихся)
- Опишите, как вы представляете извержение вулкана?
- О каких грандиозных извержениях вулканов вы знаете? (извержение Везувия)
Предлагает ученику выступить с сообщением "Откуда пошло название "вулкан".
- Откроем учебник на стр. 183 и попробуем выделить основные этапы извержения вулкана от образования трещины до излияния лавы.
Читают текст, описывают этапы извержения:
- Давайте дадим определение понятию вулкан.
Вулкан – это геологическое образование, возникающее над трещиной в земной коре, по которой извергается на поверхность лава
- Молодцы! Давайте запишем определение себе в тетрадь.
- В земной коре, из-за движения плит, возникают трещины, в близи которых давление вещества мантии – магмы – меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы.
- Менее плотная, чем окружающая ее твердая порода, магма, скопившись в достаточном количестве, начинает подниматься по трещинам или вулканическим каналам.
- Выход канала на поверхность называется жерлом вулкана. Воронка на вершине вулкана - кратер.
- Некоторые вулканы имеют несколько каналов, но не все они могут достигать поверхности земной коры.
- Магма, извергающаяся на поверхность, называется лавой. Она вытекает из жерла в виде реки, или лавового потока, который постепенно охлаждается и затвердевает, образуя вулканическую породу. В ходе извержения вязкость лавы может изменяться.
Задает вопросы по строению вулкана, используя рисунок 120 на стр. 184 в учебнике.
- Форма вулкана зависит от вязкости лавы.
- Давайте проведем эксперимент. (На тарелку льем масло / мед)
- Скажите, пожалуйста, что обладает большей вязкостью - подсолнечное масло или мед? (Мед более вязкий, так как он не растекся, а принял форму холма)
- Совершенно верно!
- Используя ассоциацию, ответьте на вопрос, почему вулканы имеют разную форму? (Разная вязкость магмы)
- Верно, так и Вулканы, образованные невязкой лавой, имеют пологие склоны. Такие вулканы называют щитовидными.
- Густая лава не может утечь далеко от жерла и обычно образует вулкан в форме конуса.
- Запишем схему: вулканы-щитовидные и конические.
- По степени активности могут быть действующими и потухшими.
- Найдите в тексте учебника, какие вулканы называются действующими, а какие потухшими?
- Вулканы которые извергались на памяти человечества, называются действующими.
Потухшими считаются вулканы, не извергавшиеся на памяти человечества.
Уснувшие – это вулканы о извержениях которых в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась – нет.
- Ребята, давайте вспомним строение материковой и океанической земной коры. Что можно сказать о строении земной коре на схеме? (Земная кора тоньше под океаном. Вулканов больше в океане, так как земная кора океанов тоньше и ее легче прожечь)
Учитель: Как, где, почему образуются вулканы?
- Возьмите распечатку. Вам предлагается 6 предложений, из них мы должны составить логическую цепочку
- Рассмотрите карту строения земной коры. Где в нашей стране будут действующие вулканы? (На востоке Евразийская литосферная плита сталкивается с Тихоокеанской, и поэтому там образуются вулканы. Соответственно, в нашей стране вулканы будут на востоке)
- Самый высокий действующий вулкан Евразии расположен именно в России и имеет координаты 56 с.ш. и 160 в.д. Подскажите мне, как он называется? (Ключевская Сопка)
- Необходимо проверить ваши знания.
- Что такое вулкан и вулканизм? (Ответы обучающихся по пройденному материалу)
- Каково строение вулкана?
- Назовите типы вулканов
- Где располагаются вулканы?
- Как называют ученых-специалистов, исследующих вулканические процессы?
Задание: найдите понятие, составьте смысловые пары.
1. Кратер |
а) Каменные глыбы, выбрасываемые из жерла вулкана |
2. Жерло |
б) Углубление в верхней части вулкана |
3. Очаг магмы |
в) Вулкан с густой лавой и крутыми склонами |
4. Лава |
г) Самый высокий действующий вулкан России |
5. Конический вулкан |
д) Вулкан, извержения которого прекратились |
6. Щитовой вулкан |
е) Канал, по которому поднимается магма |
7. Вулканические бомбы |
ж) Магма, излившаяся на поверхность |
8. Действующий вулкан |
з) Вулкан, извержения которого повторяются |
9. Потухший вулкан |
и) Вулкан с жидкой лавой и пологими склонами |
10. Ключевская Сопка |
к) Расплавленная мантия в глубинах Земли |
Домашнее задание
§44
- Подведем итог работы.
- На все ли вопросы мы получили ответы?
- Достиг ли урок цели?