Конспект урока физики с лабораторной работой 8 класс "Количество теплоты. Единицы количества теплоты"

Цель урока:

  • сформировать понятие количества теплоты как физической величины, характеризующей изменение внутренней энергии при теплопередаче;
  • познакомить учащихся с правилами использования термометра при измерении температуры, выявить особенности остывания воды.

Задачи:

  1. познакомить с понятием количества теплоты и единицами измерения внутренней энергии: джоулем и калорией;
  2. сформировать представление о зависимости количества теплоты, необходимого для нагревания тела, от массы тела, разности температур и вещества, из которого состоит тело;
  3. сделать выводы о зависимости остывания воды от разности температуры воды и окружающей среды, провести самостоятельное исследование, оформить результаты исследования в виде графика.

Планируемые результаты обучения:

  • знает определение количества теплоты;
  • умеет переводить значения внутренней энергии из джоулей в калории и наоборот;
  • демонстрирует навыки работы с калориметром, мензуркой, термометром, а также навыки обработки результатов эксперимента.

Ход урока

Проверка домашнего задания

По теме: "Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи" - тестовая работа.

Количество теплоты как мера изменения внутренней энергии

Процесс совершения работы и процесс теплопередачи имеют общий признак – изменяют внутреннюю энергию тела. Меру изменения внутренней энергии в процессе теплопередачи называют количеством теплоты.

Количество теплоты – это энергия, которую тело получает или теряет в процессе теплопередачи

Если внутренняя энергия в процессе теплопередачи увеличивается, то количество теплоты считается положительным Q>0, а если уменьшается – отрицательным Q<0.
Количество теплоты принято обозначать Q, измеряется количество теплоты в джоулях.

Как подсчитать количество теплоты? От каких факторов оно зависит?

  • В два прозрачных сосуда наливаем разные массы воды и нагреваем на одинаковых плитках в течение одинакового времени. По показаниям термометров определяем, что показания термометра с наименьшей массой больше – делаем вывод: количество теплоты зависит от массы;
  • В два прозрачных сосуда наливаем равные массы воды и нагреваем на одинаковых плитках в течение разных промежутков времени. Та масса жидкости, которая нагревалась меньше времени, получила меньшее количество теплоты и его конечная температура меньше. Делаем вывод: количество теплоты зависит от изменения температуры тела.
  • В два прозрачных сосуда наливаем равные массы воды и растительного масла и нагреваем на одинаковых плитках в течение одинакового времени. По показаниям термометров определяем, что показания термометра с растительным маслом выше, чем у воды. Делаем вывод: количество теплоты зависит от рода вещества.
  • Чтобы помочь учащимся сделать правильные выводы, можно использовать интерактивную модель "Изучение количества теплоты, необходимого для нагревания тела".

Закрепление изученного материала

Выполнение лабораторной работы на карточках "Исследование изменения температуры остывающей воды". В ходе выполнения работы следует обратить внимание учащихся на то, что при работе с термометром следует выполнять следующие правила:

  1. Для уменьшения погрешности измерений необходимо снимать показания, располагая термометр на уровне глаз;
  2. Помещать термометр непосредственно в вещество, температура которого измеряется.

Домашнее задание

§ 7, ответьте на вопросы:

  1. Что потребует больше энергии на 10С: стакан воды или ведро воды. Почему?
  2. Почему нельзя вскипятить ведро воды на спиртовке?

Лабораторная работа "Исследование изменения температуры остывающей воды"

Цель работы: исследовать изменение со временем температуры остывающей воды.

Приборы и материалы: сосуд с горячей водой, стакан, термометр.

Ход работы

1. Определите цену деления термометра.

2. Налейте в стакан горячую воду массой 100-150 г.

3. Поместите термометр в воду и каждую минуту снимайте его показания. Результаты измерений занесите в таблицу.

Время t, мин

Температура t, 0C

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 


4. По полученным данным постройте график изменения температуры с течением времени:

ГрафикГрафик

Ответьте на вопросы:

  • Что измеряет термометр?
  • Какую минимальную температуру можно измерить этим термометром?
  • Какую максимальную температуру можно измерить этим термометром?
  • Что можно сказать об изменении внутренней энергии спирта при опускании столбика термометра?
  • Как изменилась внутренняя энергия воды в стакане со временем?
Размер:
32.7 Kb
Скачали:
5