Цель урока:
- сформировать понятие количества теплоты как физической величины, характеризующей изменение внутренней энергии при теплопередаче;
- познакомить учащихся с правилами использования термометра при измерении температуры, выявить особенности остывания воды.
Задачи:
- познакомить с понятием количества теплоты и единицами измерения внутренней энергии: джоулем и калорией;
- сформировать представление о зависимости количества теплоты, необходимого для нагревания тела, от массы тела, разности температур и вещества, из которого состоит тело;
- сделать выводы о зависимости остывания воды от разности температуры воды и окружающей среды, провести самостоятельное исследование, оформить результаты исследования в виде графика.
Планируемые результаты обучения:
- знает определение количества теплоты;
- умеет переводить значения внутренней энергии из джоулей в калории и наоборот;
- демонстрирует навыки работы с калориметром, мензуркой, термометром, а также навыки обработки результатов эксперимента.
Ход урока
Проверка домашнего задания
По теме: "Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи" - тестовая работа.
Количество теплоты как мера изменения внутренней энергии
Процесс совершения работы и процесс теплопередачи имеют общий признак – изменяют внутреннюю энергию тела. Меру изменения внутренней энергии в процессе теплопередачи называют количеством теплоты.
Количество теплоты – это энергия, которую тело получает или теряет в процессе теплопередачи
Если внутренняя энергия в процессе теплопередачи увеличивается, то количество теплоты считается положительным Q>0, а если уменьшается – отрицательным Q<0.
Количество теплоты принято обозначать Q, измеряется количество теплоты в джоулях.
Как подсчитать количество теплоты? От каких факторов оно зависит?
- В два прозрачных сосуда наливаем разные массы воды и нагреваем на одинаковых плитках в течение одинакового времени. По показаниям термометров определяем, что показания термометра с наименьшей массой больше – делаем вывод: количество теплоты зависит от массы;
- В два прозрачных сосуда наливаем равные массы воды и нагреваем на одинаковых плитках в течение разных промежутков времени. Та масса жидкости, которая нагревалась меньше времени, получила меньшее количество теплоты и его конечная температура меньше. Делаем вывод: количество теплоты зависит от изменения температуры тела.
- В два прозрачных сосуда наливаем равные массы воды и растительного масла и нагреваем на одинаковых плитках в течение одинакового времени. По показаниям термометров определяем, что показания термометра с растительным маслом выше, чем у воды. Делаем вывод: количество теплоты зависит от рода вещества.
- Чтобы помочь учащимся сделать правильные выводы, можно использовать интерактивную модель "Изучение количества теплоты, необходимого для нагревания тела".
Закрепление изученного материала
Выполнение лабораторной работы на карточках "Исследование изменения температуры остывающей воды". В ходе выполнения работы следует обратить внимание учащихся на то, что при работе с термометром следует выполнять следующие правила:
- Для уменьшения погрешности измерений необходимо снимать показания, располагая термометр на уровне глаз;
- Помещать термометр непосредственно в вещество, температура которого измеряется.
Домашнее задание
§ 7, ответьте на вопросы:
- Что потребует больше энергии на 10С: стакан воды или ведро воды. Почему?
- Почему нельзя вскипятить ведро воды на спиртовке?
Лабораторная работа "Исследование изменения температуры остывающей воды"
Цель работы: исследовать изменение со временем температуры остывающей воды.
Приборы и материалы: сосуд с горячей водой, стакан, термометр.
Ход работы
1. Определите цену деления термометра.
2. Налейте в стакан горячую воду массой 100-150 г.
3. Поместите термометр в воду и каждую минуту снимайте его показания. Результаты измерений занесите в таблицу.
Время t, мин
|
Температура t, 0C
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
4.
|
|
5.
|
|
4. По полученным данным постройте график изменения температуры с течением времени:
График
Ответьте на вопросы:
- Что измеряет термометр?
- Какую минимальную температуру можно измерить этим термометром?
- Какую максимальную температуру можно измерить этим термометром?
- Что можно сказать об изменении внутренней энергии спирта при опускании столбика термометра?
- Как изменилась внутренняя энергия воды в стакане со временем?
Надыкта Елена Михайловна, учитель физики МОУ "Гимназия" г. Кириши
teplota.rar
Размер:
32.7 Kb