Раздел "Гимнастика"
Тип урока: Урок закрепления и совершенствования учебного материала
Задачи
Предметные:
1. Научить активному отталкиванию руками в опорном прыжке через козла способом "ноги врозь" (мальчики).
2. Совершенствовать слитное выполнение двух "кувырков назад" (мальчики).
3. Разучить активный мах вперед с поворотом на 90º при соскоке из "упора сидя сзади" на разновысоких брусьях (девочки).
4. Совершенствовать своевременную постановку рук при выполнении "кувырка назад" и жестокую опору на руку при "повороте в упор присев" из положения "мост" (девочки).
Метапредметные:
Личностные:
Инвентарь и оборудование: гимнастические маты, скамейки, мостик, козел, брусья, бревно, стул, секундомер, учебные карточки-задания.
Место проведения: спортивный зал.
Ход урока
Содержание учебного материала |
Время |
Организационно-методические указания |
Подготовительная часть |
10 мин. |
|
1. Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока. |
30 с |
«Класс, равняйсь!», «Смирно!», «Класс, по порядку – рассчитайсь!», «Здравствуйте, ребята!», «Вольно!». «Сегодня на уроке вам предстоит... (мы будем совершенствовать) Поэтому у нас получится очень насыщенный урок, так что надо работать без задержек (личностные УУД) Объяснить, что за качество выполнения учебных заданий нескольким ученикам в конце урока будет выставлена отметка. Задание освобожденным от занятий («судьям») – проанализировать и оценить в конце урока деятельность групповодов при подготовке и уборке снарядов (регулятивные УУД). |
2. Ходьба, ходьба на носках – руки за голову |
30 с |
«Класс, напра-во, раз-два!», «В обход налево шагом – марш!». Выполняется с подсчетом. |
3. Упражнение на внимание: ходьба в приседе, бег, остановка |
1 мин |
Выполняется под свисток: один свисток – ходьба в приседе, два – медленный бег, поднятая рука учителя – остановиться. |
4. Перестроение из колонны по одному в колонну по два |
30 с |
Выполняется поворотом налево в движении. «Класс, в колонну по два налево – МАРШ!», «Дистанция и интервал – 2 метра» (личностные УУД), «Направляющий на месте», «Класс – СТОЙ, раз-два!». Каждая колонна объявляется командой и получает название «Стрижи» и «Ласточки». «Первая колонна – нале-, вторая – напра-ВО, раз-два!». Команды располагаются лицом друг к другу в шеренгу вдоль середины зала
|
5. Общеразвивающие упражнения
|
|
Соревнование: в процессе выполнения упражнений подается сигнал – по свистку команда должна добежать до стены зала, коснуться ее и вернуться на свои места. Выигрывает команда, занявшая первой свое место, с соблюдением порядка и равнения. Фронтальный метод |
5.1. И.п. – о.с. 1 – стойка на правой ноге, левая назад, руки вверх 2 – И.п. 3-4 - то же с другой ноги |
6 раз |
Разучить упражнения способом «по показу» «Упражнение показываю!». Показать зеркально, стоя лицом к учащимся. «Исходное положение ПРИНЯТЬ!», «Упражнение с левой начи-НАЙ!», «И-раз-два-три-СТОЙ!» |
5.2. И.п. – о.с. 1 – упор присев, 2 – упор лежа, 3 – толчком ног упор стоя, ноги врозь, руки в стороны, 4 – И.п. |
6 раз |
В разомкнутых шеренгах. Выполняется по разделениям с подсчетом. Пояснить, что это подводящее упражнение для опорных прыжков способом «ноги врозь». |
5.3. И.п. – упор сидя сзади 1 – сед в группировке; 2 – И.п. |
6 раз |
Шеренги-команды располагаются спиной друг к другу. Указание: ноги не должны касаться пола; акцент на счет 1, на счет 2 медленно разогнуть ноги. |
5.4. И.п. – упор сидя сзади, ноги врозь 1 – упор лежа сзади на правой руке, левая вверх, 2 – и.п. 3-4. – то же на левой |
3×2 раза |
Команды располагаются лицом друг к другу. Выполняется вначале по разделениям. Интервал отдыха – 5 с. Пояснить, что упражнение является подводящим для поворота с опорой на руку из положения «мост». |
5.5. И.п. – упор присев 1 - упор лежа, 2 – с поворотом налево кругом, упор лежа сзади, 3 – с поворотом направо кругом упор лежа, 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. |
4 раза |
Команды располагаются спиной друг к другу. Выполняется в медленном темпе. Сообщить, что это подводящее упражнение для жесткой опоры при выполнении «упора сидя сзади на нижней жерди брусьев». |
5.6. И.п. – лежа на животе, руки в стороны. 1 – коснуться правой согнутой ногой левой руки с поворотом направо, 2 – и.п. 3-4 – то же с другой ноги. |
2×3 раза |
Устно оценить в баллах выполнение упражнения тремя-четырьмя учениками. |
5.7. И.п. – о.с. 1-2 – два прыжка вверх на двух ногах 3 – прыжок ноги врозь 4 – и. п. |
8 раз |
Выполняется с подсчетом. Требование: сильное отталкивание на счет 3; зафиксировать приземление на счет 4. |
5.8. Ходьба на месте |
|
«На месте шагом – МАРШ!». «Класс, СТОЙ!» |
6. Перестроение в колонну по одному, построение в одну шеренгу, разделение на четыре подгруппы. |
1 мин |
Перестроение в движении с поворотом направо. Разделение путем расчета на «первый-второй», две подгруппы девочек. Групповоды – правофланговые. Каждый групповод получает карточку с описанием последовательности работы на снарядах и требованиями к технике выполнения упражнения на данном уроке (учебные карточки-задания прилагаются к конспекту). По команде учителя через каждые 9 минут – переход к очередному месту занятий. Команды по подготовке и уборке снарядов подают групповоды (коммуникативные УУД). |
Основная часть |
30 мин |
|
1. Опорный прыжок (мальчики) 1.1. И.п. – упор лежа, толчком ног и рук – стойка ноги врозь, руки вверх. |
9 мин
10 раз |
Высота снаряда – 95 см Типичная ошибка: продолжительная опора руками и толчок «под себя». Выполняется по команде групповода (коммуникативные УУД) |
1.2. И.п. – упор лежа на гимнастической скамейке, ноги врозь, толчком рук и ног – стойка в полуприседе руки в стороны |
6 раз |
Выполняется по 3 человека. Командует групповод (по хлопку). Обратить внимание: отталкивание с одновременным махом рук вперед – в стороны, в полуприседе стопы на ширине плеч. |
1.3. Прыжки ноги врозь на мостике с опорой на козла. |
2×3 раза |
Групповод оценивает положение ног при прыжках (выпрямление, разведение) (коммуникативные УУД). |
1.4. Прыжок ноги врозь через козла с разбега. |
3 раза |
Установка: «у снаряда горячая поверхность». Групповод обеспечивает страховку. |
1 раз |
Проверка и оценивание учителем степени активности толчка руками, в форме суждения. «Последний на снаряде», «Становись!», «Напра-ВО!», «К смене мест занятий шагом – МАРШ!», «На месте – СТОЙ!», «К заданию приступить!». |
|
2. Упражнение на брусьях (девочки)
2.1. Упор сидя сзади на бревне, соскок махом вперед. |
9 мин.
5 раз |
Типичные ошибки: недостаточно высокий мах, неодновременность маха и толчка руками, поворот более или менее 90º. Описание и показ упражнения учителем. Объяснение страховки. Установка: при махе коснуться стопами ног ориентира (кисти руки групповода, расположенной выше уровня бревна). |
2.2. То же, с поворотом на 90º |
5 раз |
Ориентир задает ученица, выполняющая упражнение следующей. Групповод исправляет ошибки (регулятивные УУД). |
2.3. И.п. – вис стоя на скамейке, толчком ног перемах согнув ноги в вис лежа на нижней жерди, перехват руками, упор сидя сзади и соскок махом вперед. |
4 раза |
Выполняется поочередно, с направляющей помощью и страховкой групповода. При соскоке махом вперед подбить мяч, подвешенный выше уровня жерди. |
2.4. То же, с поворотом на 90º |
4 раза |
Групповод исправляет ошибки |
2 раза |
Учитель устно оценивает по пятибалльной системе качество выполнения маха при соскоке. |
|
3. Акробатические упражнения (девочки) |
9 мин. |
Типичные ошибки: сгибание руки в локте при повороте, неправильная и несвоевременная постановка рук при кувырке. |
3.1. Из упора присев перекат назад до постановки рук и перекат вперед |
3 раза |
Выполняется фронтальным методом |
3.2. Кувырок назад |
2 раза
|
Выполняется поточным методом на гимнастическом мостике, покрытом матами. Задание: с помощью групповода задержаться в момент постановки рук, проконтролировать их положение. |
3 раза |
Самостоятельно, групповод исправляет ошибки (регулятивные УУД). |
|
1 раз |
Учитель оценивает словесно своевременность и точность постановки рук при кувырке. |
|
3.3. Из упора на правой (левой) руке, поворот направо в упор присев на левой ноге, правая сзади на носке. |
5 раза |
Требование: держать 3 счета, затем быстро – поворот в упор присев. |
3.4. Из положения лежа на спине – «мост» и с поворотом кругом упор присев. |
5 раз |
Выполняется по 3 человека. Групповод проверяет и исправляет ошибки. |
1 раз |
Учитель проверяет и оценивает по пятибалльной системе качество выполнения каждой ученицей. |
|
4. Акробатические упражнения (мальчики)
4.1. Из упора присев перекат назад в группировке до постановки рук и перекат вперед в и.п. |
9 мин.
4 раза |
Типичные ошибки: несвоевременная постановка рук, сильно разведены локти, медленное выпрямление рук, отсутствие группировки. Выполняется фронтальным методом. Групповод проверяет постановку рук в конце переката назад. |
4.2. Два кувырка назад подряд |
4 раза |
Первый кувырок выполняется на гимнастическом мостике, покрытом матами; второй – на горизонтальной плоскости. Попеременный метод |
2 раза |
Учитель оценивает (словесная оценка) умение выполнять слитно два кувырка. |
|
|
Опрос – «судят» о работе групповодов. Сравнение и анализ оценок (регулятивные УУД). |
|
5. Уборка снарядов. Построение |
|
Уборку снарядов организуют групповоды (коммуникативные УУД) Построение в одну шеренгу, интервал 2 шага. |
6. Упражнения для развития силы мышц рук, плечевого пояса и брюшного пресса |
9 мин. |
Выполняют одновременно мальчики и девочки. |
6.1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. |
20 с × 3 раза |
Личное соревнование: победитель определяется по количеству «отжиманий» в сумме трех попыток, отдельно среди мальчиков и девочек. Между попытками – активный отдых (1 мин.). |
6.2. Сед углом, руки в стороны, движения ногами. |
20 с × 3 раза |
Испытание на звание «атлет». Звания удостаивается тот, кто во всех попытках при выполнении упражнений не коснулся ногами пола. Движения ногами типа «педалирование на велосипеде». Между попытками – активный отдых (1,5 мин.). |
7. Игра «Шишки, желуди, орехи». 1 номера – шишки, 2 – желуди, 3 – орехи. Водящий в центре круга, называет одно из слов (шишки, желуди, орехи) – ученики должны выбежать из своей колонны и занять место в другой колонне. Кто не успевает становится водящим. |
3 мин. |
Расчет на 1 – 3. «На первый-третий – РАССЧИТАЙСЬ!» Построение в колонны по кругу. Первым водящим назначить групповода, получившего лучшую оценку. «Судьи» выявляют самых ловких учеников, которые в игре не были водящими (коммуникативные УУД).
|
Заключительная часть |
5 мин |
|
1. Построение в одну шеренгу. |
1 мин. |
«Класс, в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ!» |
2. Объявление задания на дом |
1 мин.
|
в течение недели ежедневно выполнять сгибания и разгибания рук в упоре лежа (4х5 раз, с отдыхом между сериями до 15 сек.) |
3. Подведение итогов урока.
|
2 мин. |
Объявляются «экспертные» отметки групповодам. Отмечаются оценки учеников, которые в списке классного журнала имеют номера 5, 10, 15, 20, 25. Эти ученики называют объявленные им в течение урока устные оценки, на основе которых им выставляется общая отметка («поурочный балл»). |
4. Взаимное прощание, организованный уход из зала |
1 мин. |
«Урок окончен, до свиданья!», «Класс, напра-ВО (налево)!», «Шагом – МАРШ!» |