Цель:
Средства обучения: физическая карта России, изображения памятников, таблица с описанием памятников, презентация "Памятники культурного наследия".
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Знакомство через руки.
Работа с иллюстрациями
- Руки могут многое рассказать о человеке.
- Посмотрим несколько изображений рук, и попробуем определить, что руки говорят о человеке. (Человек с крепкими руками, руки работника, сильная, большая рука, руководителя)
- Это были не просто руки. Это были руки великого человека, а именно Петра I.
- Но великие руки могут быть не только у одного человека. В России много великих людей с "великими" руками.
- С.Я. Маршак говорил:
"Все то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье…"
- Как вы понимаете, что имел ввиду Маршак?
- Как назвать все то (одним словом), что сделано руками человека? (Культура)
Беседа
- Ребята, а как вы понимаете, что такое культура? (Все, что сделано руками человека)
- Вообще у термина "культура" более 200 понятий. Давайте посмотрим какое определение культуры дает нам словарь Ожегова.
Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей
Прием "мозговой штурм"
- Ребята, из уроков истории, изо, какие направления культуры вам известны. Подсказка на слайде. (Скульптура, живопись, литература и т.д.)
- Культура многогранна, но я хотел предлагаю вам сегодня остановиться на памятниках и назвать наш классный час "Молчаливые свидетели прошлого".
- Представьте, вы поехали в другую страну. Что бы вы хотели там посмотреть? (Достопримечательности, традиции и обычаи народов)
- Чтобы вы хотели посмотреть в первую очередь, например, в Египте, Франции, Китае.
- Почему именно эти памятники? (Знаменитые, являются символом страны, рассказываю нам о событиях)
- Каждый памятник является свидетелем исторических событий, несмотря на то, что он молчит. Убедимся, что молчаливые свидетели прошлого – "говорят".
- Мы с вами живем в огромной стране, имя которой – Россия. Россия самая богатая страна по количеству природных ресурсов. Россия является многонациональным государством.
- В ней помимо русских проживает еще 180 народов со своими традициями, обрядами, языком, уникальной культурой.
- А теперь давайте побудем гидами. Какие культурные объекты нашей великой страны вы бы представили в первую очередь иностранцам? (Ответы детей)
- А знаете ли вы, что существует мировая организация, которая занимается охраной памятников культуры?
- Знаете, что это за организация? (ЮНЕСКО)
- Правильно – ЮНЕСКО. Всего в перечне организации к 2021 году значится 1121 объект, из них 29 находятся в России. Архитектурные памятники культуры представлены 17 объектами.
- Давайте с вами разберемся, в чем ценность этих памятников.
- Раз мы с вами гиды, мы должны знать историю этих памятников. (Предлагаю разобрать шесть самых знаменитых памятников архитектуры нашей страны)
Работа в группах с таблицей
- Перед вами памятники архитектуры. По описанию попробуйте определить, что это за памятник, поместить его рядом с описанием, и на карте найти и подчеркнуть город, в котором этот памятник находится. (Проводим работу только с 1 и 2 памятником)
- Запомнили в чем уникальность этих памятников.
- Переходим на следующую локацию. Выполняем такую же работу с 3 и 4 памятниками. Не забывает отмечать их на карте.
- Не забудьте запомнить информацию о памятниках.
- Двигаемся дальше. Собираем информацию по памятникам 5 и 6. Отмечает их на карте.
Выступление учеников
- Ну что готовы, рассказать иностранным туристам о достопримечательностях нашей страны.
- Предлагаю двум представителям от каждой группы рассказать, почему они являются не только российским, но и всемирным наследием культуры, в чем их величие, ценность и уникальность. (итог, вывод)
- Ежегодно ЮНЕСКО пополняет список всемирного наследия, работая над их охраной.
- Но есть люди которые совершают совершенно противоположные действия.
- Посмотрим какие. (Видео о уничтожении памятников)
- Как вы относитесь к таким действиям?
- Хотели бы вы, чтобы это было в вашей стране?
- Государство и мировое сообщество конечно заботится о сохранении культурного наследия.
- Но только ли это забота государства? Наверное, и каждого из нас.
- Какой вклад вы, ученики 7 класса можете внести (можете посодействовать) сохранению памятников культуры?
- А зачем необходимо заботиться о культурном наследии своего народа, своей страны?
Вывод-обобщение
- К сожалению, современное поколение зачастую пренебрежительно относится к своему культурному наследию.
- Оно сносит исторические памятники, переписывает историю, предает своих героев. Но вы должны понимать, что уничтожая свою культуру, вы уничтожаете не только свой народ, но и самого себя. Ребята. Помните об этом.
- Сегодня вы были отличными гидами, мне очень понравилось с вами работать. И я приготовил для вам небольшой подарок.
- Это открытки с информацией о памятниках культурного наследия нашей страны, с которыми у нас не было возможности познакомиться на классном часе. Но вы сможете познакомится с ними самостоятельно.
- На QR-коде, внизу страницы есть ссылка на сайт культуры РФ, посетив который вы узнаете еще много интересного и познавательного о культурном достоянии нашей великой страны.
- Как вы думаете, почему мировое сообщество заботится о сохранении памятников? (Это очень важные и ценные памятники, уникальные, это шедевры, памятники отражают культуру, традиции разных народов, в том числе и уже исчезнувших)