Цель: активизировать познавательный интерес обучающихся к формированию ценностного отношения к действительности на уроках и внеурочной деятельности.
Задачи:
В рамках проведения предметной недели иностранных языков в условиях дистанционного обучения, была проведена внеклассная работа с обучающимися по составлению портрета группы по средствам лексико-ассоциативной цепи на английском языке. Работа проводилась в три этапа.
На первом этапе творческая задача обучающихся состояла в продолжении истории, на основе создания ассоциативных образов, создания логической структуры с использованием знаний лексического и грамматического материала по иностранному языку (английскому).
Изначальная фраза, данная для продолжения истории: Once upon a time there was a beautiful creature named…
Обучающиеся были проинструктированы и имели модель поэтапной связи в установленной позиции для передачи материала однокласснику. Очередность в групповой работе была определена учителем в зависимости от распределения нагрузки по структуре текста с учетом дифференцированного подхода в обучении.
В ходе данного этапа работы обучающиеся показали знания грамматики, лексики, а так же проявили способности в умении строить групповые связи с одноклассниками.
Вторым этапом работы обучающимися были созданы графические образы совместно получившейся истории. Иллюстрации создавались в графическом приложении IbisPaint X.
Третий этап работы включал непосредственно создание условного портрета группы. Так как внеклассное мероприятие не является психологической диагностикой, то заложенная в основу проективная методика исследования психологии носит исключительно условный характер. Цель - создать собирательный образ группы обучающихся.
Изначально проективные методики в психодиагностике помогают вывести во вне внутренние бессознательные импульсы и переживания, чаще неосознаваемые личностью, в этом их уникальность, в отличие от других методов исследования. Цель проективного тестирования максимально глубинно и целостно раскрыть личность человека, выявить скрытые мотивы, внутриличностные конфликты и переживания.
Существуют различные классификации проективных методик: интерпретационные, методики конструирования, методики импрессии, завершение предложений (ассоциативные тесты), проективные изобразительные методики.
В основу проведенной работы по большей части легли мотивы методики завершения предложений и проективная изобразительная методика. Обучающиеся имели предложение – стимул, которое продолжали своим ассоциативным рядом. Кроме того, в стимул была сразу заложена задача создания образа
В ходе работы, обучающимися было создано 5 персонажей. В рамках создания условного портрета группы, будем опираться на методику, разработанную практическим психологом - М.З. Дукаревич "Рисунок несуществующего животного".
По результату работы, у нас есть иллюстрации и собственно текст. Так как работа преследовала учебные цели, для создания портрета группы, мы опирались на письменную часть, отнеся иллюстрации исключительно к творческой составляющей.
Условные ответы на вопросы методики, мы находим в тексте:
- Где живет это существо (какое у него жилище)? (in the forest)
- Чем оно питается?
- С кем оно живет (семьей, стадом, в одиночку)? (Alone. Nobody loved him and nobody talked to him)
- Как оно себя ведет при опасности, например, если на него нападают? (Elf decided to act immediately, he threw a stone at the mole… And he heard the Dwarf’s moan in the hole. He ran and saw a friend tied up. Elf untied him, and they ran out of the hole and Elf offered to hide with the fairy)
- Кто его враги? (The blue fish said that the evil had been living in the forest for a long time… The fish suggested how to defeat the mole and they decided to go to its hole by sunset… After that, Dwarf, the fairy, Elf and the mole sat down on the green grass and began to ask the mole. In fact, the mole was not an evil creature)
- Кто (из живущих на Земле) его друзья? (Dwarf, the fairy and the mole)
- Что ему нужно для полного счастья? (Kindness and justice)
Таким образом, перенеся образы, данные подсознанием группы, получился коллективный портрет: группа обучающихся существует в коллективе, это подтверждает слово forest, как обозначении одной территории.
При этом каждый проживает самостоятельно, т.к. все прописанные обучающимися персонажи созданы по одному. У каждого есть свой фундамент в виде его отдельной семьи – тыл и поддержка. При возникновении трудности ребята решают действовать, немедля – decided to act immediately.
Врагов и противников обучающиеся не имеют – In fact, the mole was not an evil creature. Друзья у них есть, об этом свидетельствует создание 5 образов в истории. А важные качества группы – доброта и справедливость – kindness and justice.
Что примечательно, по итогу созданные персонажи помогают друг другу и строят общий дом - -a brotherhood which aim was to protect the forest and its inhabitants. В полной мере можно говорить о метафоре сплоченности коллектива.
В результате проведенной работы нами были выполнены все поставленные задачи. Условный собирательный портрет группы был создан. В создании его описательной части так же принимали участие обучающиеся группы, находя метафоры отображающие суть их коллектива. В ходе работы так же были отмечены грамматические моменты требующие закрепления на этапах повторения уже в урочное время (word order; direct/indirect speech).
Данный вид работы может быть использован, как материал для внеурочной деятельности с целью отработки учебных задач, так и при необходимости совместной работы с педагогом-психологом.