Статья "Организация учебно-воспитательного процесса"

Современное профессиональное образования уровня СПО в настоящее время вызывает высокий престиж среди выпускников школ и их родителей, свою очередь при поступлении в колледж абитуриенты проходят конкурсный отбор (конкурс аттестатов).

Также современные работодатели предъявляют особые требования к выпускнику профессиональной образовательной организации, как по качеству профессиональной подготовки, так и по организаторским способностям и умениям принимать управленческие решения.

Реализация данного процесса позволит решить эти проблемы, привлекая внутренний ресурс образовательной организации – обучающихся. Как следствие занятости обучающихся, сократиться риск их попадания на улицу.

Применение различных технологий, методов и приемов обучения развивает познавательный интерес студентов. А организация учебного процесса, направленная на стимулирование познавательного интереса, приводит к повышению качества успеваемости

Модель мониторинга качества обучения студентов. Программа мониторинга

  1. Диагностика усвоения и качества знаний студентов на отделении должна проводится в течение учебного года по всем учебным дисциплинам, по группам и отделению в целом. Основанием служит положение о периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся колледжа.
  2. Обработка и анализ полученных результатов.

По результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей каждого этапа с результатами контрольных работ.

Определяется тип изменений успешности студентов:

  • Восходящий.
  • Ровный.
  • Нисходящий.
  • Неопределенный.

Фиксируется общий рейтинг ежемесячной аттестации по баллам студентов отделения и рейтинг по отдельным группам.

Для улучшения успеваемости группы, рассылаются приглашения на проведение родительских собраний различными способами, это приглашение может быть лично адресовано через обучающегося, либо в ходе телефонной беседы с родителями, или через электронную почту. В результате посещаемость родителей таких собраний достигает практически 100%.

Приглашение на родительское собрание

 

Уважаемые ________________________________________________________________

 

 «___»_____________20____ года, в _________ состоится родительское собрание по адресу:

 

Явка строго обязательна!

 

Куратор группы _________________               /__________________ /

Как куратором учебной группы перед проведением родительского собрания составляется сводный аналитический отчет по учебным дисциплинам, форма которого представлена в следующей таблице:

Преподаватель:

Учебная дисциплина:

№ п/п

Фамилия И.О. студента

Пожелание преподавателя:

 1.

 

 

 2.

 

 

Оценивается динамика усвоения знаний на каждом этапе: по восходящему типу или по нисходящему типу. Выясняются причины неуспеваемости студентов при помощи анкетирования студентов, неуспевающих по отдельным дисциплинам, бесед с родителями, и преподавателей, ведущих эти дисциплины.

Наложение гистограмм как по дисциплине в целом, так и по отдельному студенту позволяют определить тип неуспевающих студентов: с низкой обучаемостью, но положительным отношением к учебе или с удовлетворительной, даже более высокой обучаемостью, но стойким равнодушием или отрицательным отношением к учебе. Намечается стратегия дальнейшей работы.

Коррекция

Меры по коррекции включают в себя:

  • письма родителям с указанием не только результатов обучения студента на каждом этапе и его текущих оценок, но и рейтинга по отделению и тенденции успеваемости;
  • обсуждение проблем студентов на собраниях групп студенческого самоуправления групп;
  • обсуждение на расширенных заседаниях цикловых комиссий с приглашением родителей;
  • формирование учебной мотивации;
  • развитие профессиональных интересов;
  • разработка индивидуальных перспективных планов работы студента;
  • проведение дополнительных занятий по дисциплине с целью белее доступного изложения трудного материала;
  • прогнозирование конечных уровней учебных достижений студентов.

Диагностирование качества знаний и умений студентов нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием содержания и технологии обучения.

Возникают ситуации, когда родители никак не регулируют и не отслеживают процесс обучения своего ребенка, а куратор всеми возможными способами пытается решить ситуацию непосещения обучающимся учебного заведения и его неуспеваемости. В данной ситуации составляется отчет в отдел воспитательной и социальной работы (ОВСР) и ставится вопрос о дальнейшем обучении данного студента.

При мониторинге успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и студентов, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Этот позволяет представить студента не только как объект учебных действий, но и как субъект в организации учебного процесса.

Педагогический мониторинг с целью оперативной коррекции хода усвоения учебного материала включает в себя:

  1. Входной контроль с целью констатации исходного уровня знаний и умений по дисциплине.
  2. Ежемесячная аттестация студентов.
  3. Контрольные работы.
  4. Рубежный контроль – итоги I и II семестров.
  5. Семестровые контрольные работы.
  6. Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета или экзамена.
  7. Контроль на выходе, носящий диагностируемый характер и составление прогноза на дальнейшее освоение учебного материала.

Систематическое отслеживание качества обучения у большого числа студентов способствует получению более объективной, достоверной оценки, что позволяет прогнозировать конечные уровни учебных достижений студентов, проектировать планы обучения

Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.

Система оценки качества нуждается в обратной связи, здесь должны действовать механизмы, обеспечивающие сравнительный анализ результатов внутриколледжного контроля. Оперативная информация позволяет администрации осуществлять контроль за качеством обучения, за успехами отдельного студента, получать сравнительную характеристику успешности параллельных групп.

С целью выяснения причин неуспеваемости студентов по отдельным дисциплинам разработаны опросники для неуспевающих студентов и опросники для преподавателей по неуспевающим студентам.

Причины оценивались по следующей шкале:

  • 5 – очень важная причина;
  • 4 – важная причина;
  • 3 – причина, оказывающая заметное влияние;
  • 2 – причина, оказывающая влияние иногда;
  • 1 – причина, очень редко оказывающая влияние;
  • 0 – не существенная причина.

Анкетирование проводилось среди студентов, неуспевающих по отдельным дисциплинам и преподавателей, ведущих эти дисциплины. В результате обработки выявились два типа неуспевающих студентов и разработаны эффективные меры помощи, которые кратко представлены в таблице "Два типа неуспевающих студентов".

Характеристика студента

Эффективные меры помощи

Студенты с низкой обучаемостью, но положительным отношением к учебе.

Дополнительные занятия по дисциплине с целью более доступного изложения трудного материала.

Студенты с удовлетворительной, даже более высокой обучаемостью, но стойким равнодушием или отрицательным отношением к учебе

¾   Коррекционные меры в работе (воспитательная работа);

¾   Формирование учебной мотивации;

¾   Развитие профессиональных интересов.

Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает преподавателя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности.

В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию студентов, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.

Педагогический мониторинг должен быть системно организованным, прежде всего по этапам обучения и инструментарию. Для его организации в колледже необходимо наличие следующих условий:

  1. реализация системы контроля в его основных видах: текущий, тематический, промежуточный, рубежный, итоговый.
  2. организация контрольно-проверочных срезов (директорских контрольных), обеспечивающих систематичность и периодичность контроля.
  3. наличие пакета измерителей на всех этапах контроля.
  4. апробация измерителей и последующая коррекция обнаруженных пробелов в знаниях.

Исходя из этого, в колледже разработана система мониторинга, включающая:

  1. входной контроль с целью определения уровня знаний на начало изучения дисциплины;
  2. текущие контрольные работы и тематический контроль по завершении раздела дисциплины;
  3. рубежный контроль по итогам 1, 2 семестров;
  4. промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета или экзамена;
  5. контроль на выходе.

Объектами контроля являются умения и навыки по дисциплинам согласно рабочим программам.

Учитывая данные, полученные в результате диагностики мотивации студентов, пришел к выводу о том, что важно развивать процесс целеполагания и таким образом это приведет к пониманию и принятию смысла учебной деятельности всеми участниками образовательного процесса, в т.ч. и родителей. В процессе построения адаптированных для студентов занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности.

Студенты, включаясь в поиск и разрешение проблемных ситуаций, начинают проявлять инициативу в усвоении знаний. Важно сформировать положительное отношение студентов к обучению, что в конечном итоге приведет к сформированной профессиональной компетентности.

Работа по обеспечению соответствия содержания результатов образовательного процесса современным требованиям продолжается.

Необходимо отметить, что информационно-образовательная среда имеет немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.

Именно эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.

По моему мнению, данную систему управления повышения качества образования обучающихся можно внедрить в любые профессиональные образовательные организации, а также и в общеобразовательные организации для старшего звена, при небольшой корректировке, учитывающей специфику системы общего образования.

Работа публикуется в сокращении. Скачать полную версию материала вы можете по ссылке ниже

Размер:
38.09 Kb
Скачали:
4

Метки к статье: СПО, обмен опытом