Кейс – стади: Особенности работы авиаспециалистов в условиях крайнего севера

Давным-давно сотворив землю, Бог облетал владения и равномерно распределял из своего мешка богатства – драгоценности изумительной красоты.

Когда он пролетал над Якутией, руки его так замерзли, что он выронил почти все свои сокровища. Потому, гласит якутская легенда, так богаты эти земли полезными ископаемыми, драгоценными камнями и цветными металлами.

С тех пор, как геологи в середине XX века занялись разработкой кимберлитовых месторождений, авиация в Якутии начала стремительно развиваться. Не смотря на суровые условия климата ежедневно выполняются перевозки пассажиров, грузов и почты, выполняются санитарные рейсы и аварийно-спасательные работы. Якутия - далекий край, поражающий своим холодом и отстраненностью, где тысячи людей зависят от авиации поскольку в основном "отрезаны от материка". И с высоты 5-10 километров не видно ни алмазов, ни оленей, ни маленьких сел и городков, а лишь заснеженная бесконечная тайга..

Самолеты, эксплуатируемые в условиях крайнего севера это машины, которые требуют особенной заботы и тех обслуживая, в отличии от своих собратьев, летающих в более теплых регионах нашей страны. Пилот - это только верхушка айсберга, как правило все забывают об людях, которые остаются на земле и, если они что-то пропустят, в небе уже ничего не исправишь. Поэтому авиатехник на севере - это особый специалист, от качества работы которого зависит безопасность экипажа и пассажиров. Но все ли техники так добросовестны и надежны?..

Кейс "Мороз и солнце, день чудесный..."

Начало 2000х годов, аэропорт города Мирный. Февраль месяц, 8:30 утра. Температура воздуха в районе аэродрома - 30 градусов С, морозная ясная погода. К рейсу по маршруту Мирный-Нерюнгри готовился самолет Ту-134 авиакомпании "Алроса".

Тогда еще никто не знал, что этот самый борт будет последним в России пассажирским самолетом Ту-134, который в мае 2019г. совершит заключительный и исторический для семейства маленьких тушек рейс Иркутск - Мирный и отправится в музей авиации и космонавтики в г. Новосибирск.

В то далекое февральское утро самолет уже как двое суток стоял на стоянке в условиях низкой температуры. Командир воздушного судна прошел предполетный брифинг вместе с остальными членами экипажа и занимался визуальным осмотром воздушного судна: нос, стойки шасси, тормозные колодки, нижняя часть фюзеляжа, плоскости крыла, двигатели и т.д. Дело дошло до руля высоты.. Напомним, Ту-134 представляет собой моноплан с низко расположенными стреловидными крыльями и стреловидным, Т-образным хвостовым оперением, руль высоты которого располагается на высоте 9ти метров от земли.

Командир знал, что погода стоит ясная, но ночью прошел обильный снегопад и к утру температура понизилась, он поинтересовался у техников был ли осмотрен руль высоты, на что получил положительный ответ. Осмотр хвостового оперения не входит в обязанности КВС, но командир не доверился техникам и решил проверить хвостовое оперение самостоятельно.

Он вызвал на стоянку автомобиль с подъемником, так называемую "механическую руку". Данное его решение было воспринято техниками с негативом. Взобравшись на высоту 9-ти метров, командир лично провел рукой по поверхности руля высоты самолета и обнаружил замерший слой льда.. В результате, рейс Мирный - Нерюнгри был задержан на 2 часа, т.к. потребовалось время на очистку, обработку и повторный осмотр воздушного судна.

Варианты решения проблемы:

  1. Командир может сделать замечание техникам по обслуживанию самолетов и попросить ответственнее относиться к своей работе, ведь все они друг друга знают и живут в небольшом городе.
  2. Командир может сообщить о событии вышестоящему руководству.

Реальное решение командира:

После того, как КВС сделал шокирующее открытие и спустился на землю, он высказал техникам аэропорта все что он о них думает, выражаясь "крепкими русскими словами", вызвал сотрудников по противообледенительной обработке и написал рапорт на технический персонал по обслуживанию ВС, не смотря на то, что они все давно друг друга знают. В дальнейшем последовало незамедлительное разбирательство с участием инспектора и череда выговоров в адрес технического персонала с занесением в личное дело.

Хвостовое оперение самолетаХвостовое оперение самолета

По сложности и ответственности специальность авиатехника ни в чем не уступает профессии летчика или авиадиспетчера. В условиях крайнего севера, работа авиатехника особенно важна. Даже суточное нахождение самолета на стоянке при низких (-40 оС) и сверхнизких (до -55 оС) температурах может привести к воздействию на его конструкцию, двигатели и системы. Наиболее уязвимыми являются гидравлическая система, топливная системы ВС, управление открытием грузовых дверей.

При эксплуатации современных компьютеризированных боингов, айрбасов и новейших российских SSJ100 в Якутии, особенностью является сохранение работоспособности компьютеров, которые даже рекомендуется снимать с борта при хранении, когда температура наружного воздуха ниже - 40 оС.

Проблема постоянной эксплуатации в режиме без ангарного хранения и ночных стоянок при эксплуатации самолетов нового поколения до сих пор не решена по ряду причин. Поэтому технический персонал по обслуживанию ВС, это те люди, в руках которых находятся человеческие жизни, которые, бесспорно, дороже всех алмазов Якутии. Грамотный и профессиональный подход к выполнению своих должностных обязанностей это залог успеха любой работы.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: СПО