Цель: продолжить знакомство с арабскими цифрами; закрепить навыки табличного сложения и вычитания; развивать логическое мышление, внимание; воспитывать навык работы в коллективе.
Оборудование: набор карточек с цифрами; набор картинок-загадок; карточки с примерами; карточки с названием действий; карточки с "веселыми" задачами; аудиозапись песни "Наша школа".
Ход занятия
1. Вводная часть:
- На этом занятии вы познакомитесь с разными цифрами, математическими знаками, будете решать "веселые" задачи и примеры с секретом, а в конце нашего занятия все вместе построите необычный домик из цифр и украсите ими разные деревья.
Звучит мелодия песни "Наша школа". Ведущий говорит:
- Чтобы ответить, сколько тебе лет, сколько у тебя друзей, сколько лап у кота или жука, надо знать цифры, надо уметь считать. В разных странах в разные времена люди по-разному записывали цифры.
- Давайте вместе с вами запишем время проведения нашего праздника арабскими цифрами, которыми сейчас пользуемся. Про арабские цифры мы сейчас и будем вести беседу.
2. Основная часть:
Выходят дети с рисунками, ставят их на подставку и читают стихотворение С.Я.Маршака "Веселый счёт".
Ведущий: А теперь, ребята, каждая цифра загадает вам загадку о себе, а вы, если ее узнаете, поднимите соответствующую карточку, и тогда картинка-загадка станет рядом с цифрой.
Дети читают загадки по очереди, а участники праздника поднимают карточки с цифрой, о которой идет речь.
1-й: Я в озере лебедка,
Длиношеея молодка. (двойка)
2-й: Я четверкою стою,
Между цифрами в строю. (четыре)
3-й: На одной ноге в болоте,
Вы меня легко найдете. (единица)
4-й: Летом траву я кошу на лугах,
Зимой я - на гвозде в сенях. (семь)
5-й: Я неплохо потрудилась -
В мягком кресле развалилась. (пять)
6-й: Я - горбатая старушка,
Или стружка - завитушка. (три)
7-й: Я же будто Ванька-встанька,
Как меня не наклоняйка. (восемь)
8-й: Шесть через голову перекатилось
И я у вас получилась. (девять)
9-й: Змейкой ползу я на сучок
Ловко цепляюсь я, словно крючок. (шесть)
Ведущий: Вы верно назвали все цифры, а теперь посмотрите, как каждая цифра займет свое место в числовом ряду (дети с цифрами-карточками встают по порядку). Дети еще раз называют их по очереди от 1 до 9.
- Вы узнали все цифры и правильно их назвали. А это - ноль, или ничего, послушай сказку про него.
Дети показывают инсценировку стихотворения С.Я.Маршака "Про Ноль".
Ведущий: Но не только цифра ноль имеет такие удивительные способности. Число 1 не менее знаменито. Если к любому названному числу мы прибавим 1, то получим последующее число, а если вычтем 1, то получим предшествующее число, т.е. получим "соседей" этого числа.
А сейчас мы с вами немного поиграем.
На двух столах выкладываются карточки с примерами:
5 + 1 7 - 1 10 - 1 2 + 1 3 - 1 9 + 1
8 - 1 6 + 1 4 - 1 2 - 1 3 + 1 7 + 1
Выходят два ученика и раскладывают карточки в две стопки.
Они по очереди берут карточки, решают пример и называют после-дующие и предыдущие числа, показывая ответ карточкой.
Ведущий: Молодцы, ребята! Как выглядят цифры, вы знаете. А умеете ли вы считать? А без чего нельзя правильно записать пример? (без математических знаков и действий).
Как нету на свете без ножек столов,
Как нету на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцырей раков,
Так нет в арифметике действий без знаков.
1-й: Крестик - он зовется плюс.
Без него не обойдусь,
Если я хочу узнать,
Сколько будет три плюс пять.
Тут я без сомнения
Выполню сложение.
К доске прикрепляется табличка: сложение: 3 + 5
2-й: (читает задачу по карточке)
Мама утром испекла
Нам четыре пирога
Три из них мы сразу съели
Сколько съесть мы не успели?
3-й: Минус вам поможет тут!
Меня минусом зовут.
Я не крестик, но, друзья,
Без меня никак нельзя!
Оба ученика вместе:
И вот мы - внимание!
Выполняем вычитание!
К доске прикрепляется табличка: вычитание: 4 -3
Ведущий: Ребята, вы уже знаете знаки "плюс" и "минус" и два арифметических действия: сложение и вычитание. А умеете ли вы решать веселые задачи? Сейчас посмотрим. (одновременно с рассказом демонстрируются иллюстрации к задачам).
Два зайца под кустиком рядом сидели.
Два зайца морковкой дружно хрустели.
Четыре морковки съел каждый зайчишка.
Сколько морковок украли плутишки?
Курочка-мама на огород,
Девять цыплят за собою ведет.
Двое балуются и отстают,
Сколько послушных за мамой идут?
На веточке, осенью солнечной, теплой
Девять листочков желтели и сохли.
Подул ветерок и два листика тихо
Друзьям прошептали: "Ну вот и летим мы!"
И сколько же листьев на ветке шептались: "Надолго ли?"
Ведущий: Молодцы, ребята. Вы были внимательны и быстро решали задачи. А сейчас мы посмотрим, насколько же хорошо вы работали.
Далее дети делятся на три группы, каждой группе раздаются соответственно цифры в виде: елочных игрушек, листочков дерева, кирпичиков от дома. На доску вывешиваются плакаты: ёлочка (без игрушек), осеннее дерево (без листьев) и контур кирпичного дома. Объявляется задание каждой группе: украсить ёлку, вернуть осеннему дереву листочки и построить дом.
В конце работы подводятся итоги: - Давайте посмотрим на нашу работу. Вы все хорошо и правильно сделали: украсили елку, вернули дереву листочки и построили дом. Сразу видно, что все вы хорошо поработали.
Командам вручаются символические призы.
3. Подведение итогов.
- Чему вы учились на нашем празднике сегодня?
- Что вам особенно понравилось?
Приложение: " В е с ё л ы е с т и х и ." (С.Я.Маршак)