Данный конспект внеклассного занятия посвящен празднику День космонавтики и направлен на формирование интереса у младших школьников к достижениям отечественной космонавтики, воспитание чувства гордости за первых покорителей космоса и развитие познавательной активности обучающихся.
Цель занятия: способствовать формированию интереса обучающихся к достижениям страны в области космических исследований и пониманию значимости труда людей, связанных с изучением космоса.
Задачи:
Оборудование: компьютер для учителя, мультимедийный проектор, портрет космонавта, цветная бумага, клей, ножницы, растяжка "День космонавтики", элементы фотобуфатории, космонавты с изображением учащихся для рефлексии.
Учитель: Добрый день, ребята!
- Почему я улыбаюсь? (Ответы детей)
- Правильно, я рада вас видеть. А вы? (Да!)
- Тогда улыбнитесь, пожалуйста, мне и друг другу. Вам предстоит работать вместе, и я надеюсь, что вы будете дружными, доброжелательными, будете помогать друг другу.
- Я надеюсь, вы поможете мне и будете активными, внимательными.
Игра "Стоп-кадр!"
– Ребята, сейчас я буду включать вам фрагменты из мультфильмов, а вам необходимо отгадать героя и название мультфильма.
Фрагменты мультфильмов
- Молодцы, вы справились с этим заданием. А на чем передвигались герои этих мультфильмов? (Дети отвечают)
– Спустя века люди научились покорять воздушное пространство Земли. Как вы думаете, на чем передвигались люди?
– Верно, а теперь давайте попробуем расставить картинки названного вами транспорта в хронологическом порядке. (несколько человек выходит к доске и расставляет картинки в нужном порядке)
- Давайте проверим работу ребят.
- Молодцы, справились!
- Посмотрите на слайд и разгадайте ребус.
- Что у вас получилось? (После отгадывания ребуса учитель открывает слайд)
– Отгадайте загадку, она по смыслу связана с ребусом:
Он в скафандре, со страховкой
Вышел на орбиту.
Кораблю поправил ловко
Кабель перебитый.
- Как вы думаете, как связан ребус и отгадка друг с другом?
- Чтобы определить тему нашего занятия, выполните задание в паре:
- Прежде, чем начать работать, вспомним правила работы в паре.
- У вас на столах лежат карточки с алфавитом. Каждой букве присвоен номер.
- Ваша задача определить, что зашифровано за этими цифрами. Должно получиться два слова.
|
5 |
6 |
15 |
30 |
|
12 |
16 |
19 |
14 |
16 |
15 |
1 |
3 |
20 |
10 |
12 |
10 |
|
д |
е |
н |
ь |
|
к |
о |
с |
м |
о |
н |
а |
в |
т |
и |
к |
и |
- Ребята, что же у нас получилось? (слайд)
- Чему будет посвящено наше занятие? О чем будем говорить? (О космосе, космонавтике, космонавтах)
- А почему мы будем говорить с вами о Дне космонавтики?
- Скажите, какой праздник мы отмечаем 12 апреля? (День космонавтики)
- А почему мы празднуем этот праздник именно 12 апреля?! (В это день Юрий Гагарин первым полетел в космос)
- Ребята из нашего класса подготовили для вас интересную сценку. Давайте посмотрим!
Андрей: Саша, кем ты хочешь стать? Я вот мечтаю быть космонавтом.
Миша: Я хочу быть программистом. А чего это ты хочешь быть космонавтом? Какой из тебя космонавт?
- Рост у тебя маленький, да силенок маловато.
Андрей: Вот еще! Между прочим, Юрий Алексеевич Гагарин ростом тоже был не велик. Он, кстати, из-за этого последний экзамен не мог сдать.
- И его даже хотели отчислить. Оказалось, что из-за его роста он видел взлетную полосу под другим углом, поэтому плохо чувствовал момент приземления.
Миша: И что же? Его все-таки отчислили?
Андрей: Нет. На сиденье стали подкладывать специальную подушку – и дело пошло! Экзамены Гагарин сдал.
Миша: Ну ничего себе! Здорово.
Андрей: Да, а ты знаешь сколько времени длился его полет?
Миша: Конечно! Целых 108 минут, да еще и на высоте 200 км!
Андрей: Даааа… Юрий Гагарин, выдающийся человек! Ведь мы не просто так отмечаем день космонавтики именно 12 апреля. Заешь почему?
Миша: И почему же?
Андрей: Потому что 12 апреля 1961 года, именно в этот день он совершен первый полет человека в космос.
Миша: Здорово! Думаю, у тебя все получится, и твоя мечта стать космонавтом обязательно сбудется!
Учитель: Молодцы ребята, пожалуйста, присаживайтесь.
- Что нового и интересного вы узнали из этой сценки?
- Давайте мы с вами посмотрим, как же был совершен первый полет в космос на корабле "Восток"
(смотреть до 1.20 мин)
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в подвижную игру "Земля, вода, воздух. Огонь"
- Вам необходимо встать в круг. В центре будет 1 водящий, который вразнобой будет давать команды, а все остальные выполнять следующие движения:
- Кто допускает ошибку - выбывает из игры.
- Молодцы, присаживайтесь.
- Дети, мы из сценки узнали, что первый полет человека в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Как вы считаете, до человека уже бывал кто-либо в космосе?
- Верно, сейчас об этом в своем выступлении нам расскажет Маша.
Выступление подготовленного ученика
Среди первых, кто отправился на орбиту была мышка космонавт. Ее пребывание было не долгим. Всего лишь сутки. На ее темной шерсти появились белые волоски. Из-за обильного количества космических лучей они стали белыми. Зверек вернулась живой.
Следующими были собаки. Ученым подходили не все собаки. Им была необходима такая собака, которая была бы меньше кошки и весила около 4-6 килограмм. Еще одним условием был возраст и цвет шерсти. Собака должна была быть возрастом не больше 2-3 лет, со светлой шерстью. Это нужно было, чтобы ее хорошо было видно в камеру.
Как вы думаете, каких еще собак не брали? Породистых собак тоже не брали. Это связано с тем, что они очень изнежены и капризны. Больше всех для опытов подходили ласковые спокойные и выносливые дворняжки.
Их учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому. Первой собакой, отправившейся в космос, была Лайка.
Для полета в космос у нее был даже специальный скафандр. Специальные приборы передавали людям информацию о ее состоянии и здоровье. Их устанавливали на ракете. К сожалению, собачка не вернулась назад на Землю.
Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Знаете ли вы как их звали? Эти собаки на Землю вернулись.
- Большое спасибо за интересное сообщение, присаживайся. Что интересного вы узнали из выступления Маши?
- Как вы думаете, чем занимался Юрий Гагарин после полета в космос?
- После полета в космос Ю. Гагарин обучал других космонавтов. К сожалению, при выполнение тренировочного полета на самолете он погиб.
- Чтобы память о нем была вечной город Гжатск и Гжатский район Смоленской области были переименованы в город Гагарин и Гагаринский район.
– Так же Юрию Алексеевичу был установлен памятник в городе Москва, был открыт мемориальный дом-музей в Гагарине. А его именем даже был назван кратер на Луне.
- Ребята, знаете ли вы, как называется специальная одежда космонавтов?
- А хотите побыть космонавтами? Я предлагаю вам примерить скафандр и представить, что вы отправились в космос.
- Молодцы! Я уверена, что из вас получатся отличные космонавты!
- Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется "Конструируем ракету".
- Нам необходимо разделиться на 3 команды. У меня на столе лежат заготовки деталей, листы цветной бумаги, клей и ножницы.
- Вам необходимо договориться друг с другом о том, какую ракету будете делать. Определите последовательность работы и кто, какую работу будет выполнять.
- После моих слов "Раз-два-три- мастери!" вы начинаете конструировать ракету. Побеждает та команда, которая быстрее и аккуратнее выполнит задание.
- Итак, "Раз-два-три- мастери!" (Учитель подводит итоги конкурса)
- Подведем итоги нашего занятия. Когда отмечается День Космонавтики? (Дети отвечают на вопросы учителя)
- Назовите имя первого космонавта.
- Кто из животных первым отправился в космос? Кто был следующим?
- Ребята, давайте и мы с вами отправимся в космос. У каждого из вас есть космонавтики.
- Если вам понравилось наше мероприятие, прикрепите своего космонавта рядом с нашей планетой - землей.