Дидактический материал состоит из карточек, охватывающих программный материал по русскому языку для 4 класса. Темы уроков: "Имя прилагательное", "Изменение прилагательных по родам, числам и падежам".
Задания карточек рассчитаны на самостоятельную работу учащихся в классе и дома. Карточки могут быть использованы на всех этапах урока.
1. Выпишите имена прилагательные вместе с существительными, поставив их в начальную форму. Надпишите род.
Где-то в глубине вековых сосен и елей шумно захлопал крыльями глухарь. Звонко застукал по сухой коре дятел. Тайга просыпалась. (А. Некрасов)
2. Запишите данные словосочетания в единственном числе.
Последние дни, дальние озера, пахучие цветы, утренние росы.
3. Подберите к существительным футбол, свежесть, весна однокоренные прилагательные мужского, женского и среднего рода. Запишите их.
1. Выпишите имена прилагательные вместе с существительными, поставив их в начальную форму. Надпишите род.
Ночи стояли лунные. Скоро на широком чистом зеркале плеса разглядел лучики ряби, разбегавшиеся в стороны под острыми углами. (А. Некрасов)
2. Запишите прилагательные вместе с существительными в единственном числе.
Мягкие вагоны, синие моря, летние ночи, скрипучие деревья.
3. Подбери к существительным лес, прелесть, солнце однокоренные прилагательные муж., жен. и сред. рода. Запишите их.
1. Запишите в таблицу данные слова.
Приставка и корень |
Корень, суффикс, окончание |
Приставка, корень, суффикс |
Корень и окончание |
|
|
|
|
Сладенький, добрый, грустный, дождливый, прекрасный, пробег
2. Подберите к данным выше выделенным прилагательным имена существительные. Запишите их в творительном и предложном падежах. Выделите окончание.
3. Спишите, дописывая окончание.
По широк… лугу мальчики подошли к ближн… лесу.
1. Запишите в таблицу подходящие слова по составу.
Приставка и корень |
Корень, суффикс, окончание |
Приставка, корень, суффикс |
Корень и окончание |
|
|
|
|
Маленький, красный, счастливый, полевой, поход, загадка
2. Подберите к выделенным выше прилагательным имена существительные. Запишите их в творительном и предложном падежах. Выделите окончания.
3. Спишите, дописывая окончание.
Голоса птиц раздаются с ранн… утра до поздн… вечера.
1. Работа с текстом.
Лучшая пора наших лесов, конечно, весна. Тал… вода уже сошла. До ягод и грибов далеко, ничто не отвлекает. Смотри и слушай. Син… пролески усыпали бур… подстилку. Деревья одеваются зелён… листвой. Даже у дуба она мягк…и нежн…. Редк… человек не робел в лесу, редк… человеку не дарил лес радости.
а) Выпишите прилагательные вместе с существительными, вставляя пропущенные буквы, в следующем порядке:
б) Выпишите слова со звонкой согласной на конце в середине слова.
в) Выпишите по два существительных к следующим схемам:
г) Выпишите два прилагательных к следующей схеме:
1. Прочитайте.
Август. И туманн… сыр… утром, и ясн… погож… днем, и прохладн… сер… вечером полнится лес звонк… ребячьим ауканьем. Грибы, ягоды, лекарственн… травы – чего только не подарит просторн… поляны, светл… березняки, хмур… ельники.
2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж.
3. Разберите выделенные выше прилагательные по следующей таблице:
Имя прилагательное |
Имя существительное, с которым согласуется прилагательное |
Род |
Число |
Падеж |
|
|
|
|
|