Конспект родительского собрания "Характер ребенка: что можно и чего нельзя изменить"

Цель родительского собрания - ознакомление родителей с типологическими свойствами личности, формирование представлений об особенностях воспитания детей с разными типами темперамента.

Оборудование: эпиграф на доске, презентация, видеофрагмент, тест для родителей, бланки для оценки качества характера, ручки и листки для записи.

Ход собрания

Классный руководитель приветствует собравшихся родителей. Объявляет тему и цель собрания.

Повестка дня родительского собрания:

  • Итоги четверти.
  • Характер моего ребенка: что можно и что нельзя изменить.
  • Разное.

Характер моего ребенка: что можно и что нельзя изменить

Слово учителя

Часто возникает вопрос, почему одно и тоже событие разные люди воспринимают по-разному? Почему одни склонны к физическому труду, а другие - к умственному? Почему один ребенок делает все очень быстро, а другой медлителен, но аккуратен?

Ответы на все эти вопросы связаны с индивидуальными особенностями людей, главным образом с их темпераментом, характером и способностями. Конечно, многое зависит и от условий жизни, и от воспитания, но некоторые особенности личности запрограммированы природой.

Одной из таких особенностей личности является темперамент. Что же такое темперамент?

Темперамент – индивидуальная динамическая характеристика психической деятельности и поведения человека

Это природное качество человека, и в процессе жизни он почти не изменяется. Различаются 4 типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Тест "Определяем темперамент ребенка"

Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа. Выберите то описание, которое более всего соответствует поведению вашего ребенка и выберите букву перед ним.

1. Как обычно ваш ребенок реагирует на замечания родителей (воспитателей, учителей)?
а) Обещает, клянется, что это было в последний раз, но вскоре опять совершает аналогичный поступок.
б) Злится, возмущается и в итоге поступает по-своему.
в) Спокойно признает свою вину.
г) Обижается, легко расстраивается, плачет.

2. Как ваш ребенок поступает в ситуациях, требующих быстрых и решительных действий?
а) Его мгновенно охватывает азарт.
б) Действует быстро и энергично.
в) Ведет себя спокойно и сосредоточенно.
г) Действует нерешительно, робко.

3. Какой поведенческой линии ребенок придерживается в споре со сверстниками?
а) Активно отстаивает свою позицию, но при этом пытается учитывать и чужие мнения.
б) Горячится, раздражается, никого не хочет слушать.
в) Говорит уверенно, без лишних эмоций, последователен в изложении своих мыслей.
г) Ведет себя очень нерешительно.

4. Как ваш ребенок ведет себя, оказавшись в незнакомой обстановке, новом месте (например, в гостях, в кабинете у врача)?
а) Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведет себя оживленно, проявляет интерес к окружающему.
б) Быстро возбуждается, иногда (часто) нервничает.
в) Спокойно присматривается к непривычной обстановке.
г) Робеет, стесняется, нерешителен, скован.

Подведение итогов

  • преобладание вариантов "А" указывает на то, что темперамент вашего ребенка близок к сангвиническому типу.
  • если среди ответов больше вариантов "Б", вероятнее всего ваш малыш - холерик.
  • если вы выбрали как минимум два варианта "В" или "Г", то ваш ребенок либо флегматик ("В"), либо меланхолик ("Г").

Характеристика типов темпераментов

Сангвиник

Это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребенок. При этом он довольно покладист и рассудителен. Такой ребенок внимательно слушает и живо откликается на все, что привлекает его внимание. У ребенка очень живая мимика, по его лицу можно прочитать, что он сейчас чувствует.

Его может сильно рассмешить или сильно огорчить какой-нибудь пустяк. Сангвиник приятен в общении, в детской компании он заводила, выдумщик, фантазер. Он не только быстро движется, но и быстро говорит, быстро включается в новую игру или занятие.

Любопытство сангвиника не знает границ, кажется, что уже прямо сейчас хочет объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.

На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно незлопамятен, неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться. "Жизнь без ссор" – таков его жизненный девиз".

Как правильно воспитывать ребенка - сангвиника

  • Основным подходом в воспитании ребенка – сангвиника является принцип, который условно можно назвать “доверяй, но проверяй”. Этот милый ребенок всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать.
  • Чтобы избежать поверхностного и небрежного выполнения задания, обратите внимание на качество выполнения работы!
  • Не ругайте ребенка за несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность. Собранность и аккуратность формируется у сангвиника с большим трудом, чем у детей с другим темпераментом.
  • Занимайтесь с ребенком и чаще хвалите его.

Холерик

Один из самых ярких темпераментов ребенка, который приносит родителям бесконечные хлопоты. "Покой нам только снится!" – могут сказать они про своего ребенка-холерика. Ребенок непоседлив, шаловлив, он шумный, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый.

Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Холерик по натуре командир. Он любит активные шумные игры и новые впечатления, отчаянные истории и приключения, охотно идет на риск. Поступки ребенка зачастую спонтанны, его поведение подобно урагану.

Как правильно воспитывать ребенка - холерика

  • Основным подходом в воспитании ребенка – холерика является принцип, который условно можно назвать "Ни минуты покоя".
  • Не запрещайте ребенку быть активным. Играйте с ним в живые, состязательные, подвижные игры. 3. Исключите из обстановки то, что перевозбуждает нервную систему ребенка, особенно вечером, ближе ко сну.
  • Контролировать слишком бурные проявления холериков помогают спокойные игры, интересное хобби.
  • Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойное, строгое, тактичное требование.

Меланхолик

Это мягкий и послушный ребенок. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность. Ребенок ранимо реагирует на человеческий голос: попробуй его чуть повысить – и такой ребенок сразу заплачет. Меланхолики тихие, добрые, мягкие, открытые, доверчивые. Они очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в "тени".

Дети-меланхолики очень мнительны, часто волнуются по пустякам. Большое значение придают мелочам. Знания меланхолику даются с трудом, из-за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном.

Любая деятельность для меланхолика – работа, от которой он мгновенно устает. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но интонация выразительная.

Как правильно воспитывать ребенка - меланхолика

  • Основным подходом в воспитании ребенка – меланхолика является принцип, который условно можно назвать “не навреди”.
  • Помните о том, что ребенок – меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи.
  • У ребенка меланхолика обязательно должен быть в семье человек, которому бы он мог довериться полностью, получать от него тепло и внимание.
  • Никогда не делайте своему ребенку замечания на людях – это провоцирует развитие серьезных комплексов.

Флегматик

По упрямству этот ребенок превосходит всех, а дома его, любя, все называют "копушей". Ребенок невозмутим и спокоен. Ему свойственно медленное, но прочное запоминание. Флегматик все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия. В среде детей он отличается спокойствием.

Для многих сверстников флегматик скучен, они не приглашают его участвовать в подвижных, активных играх. В игре флегматик надежный партнер, послушный и пунктуальный. Чаще всего ему достаются второстепенные роли.

Все возрастные навыки у него также формируются с трудом и очень длительное время, но надолго. Флегматика возможно научить и почти невозможно переучить!

Как правильно воспитывать ребенка - флегматика

  • Основным подходом в воспитании ребенка – флегматика является принцип, который условно можно назвать “не торопи”. Сильный раздражитель, как крик – затормаживает ребенка и вместо того, чтобы поторопиться, ребенок замирает.
  • Обязательно хвалите даже за незначительное проявление расторопности и быстроты.
  • Учите ребенка рационально распределять время. Если ребенок приступил к выполнению задания, не оставляйте его одного, побудьте рядом, иначе период раскачки и начала дела может растянуться. Флегматику трудно приступить к делу и трудно его закончить.
  • Пытайтесь развивать любознательность ребенка: читайте с ним интересные познавательные книги, посещайте выставки, музеи, обсуждайте полученную информацию.

Для чего же надо родителям знать тип темперамента своего ребенка? (Чтобы знать его сильные и слабые стороны; чтобы помочь ему приспосабливаться к новым условиям; чтобы научить его использовать свои сильные стороны и сгладить слабые; чтобы понимать его; чтобы найти с ним общий язык; чтобы помочь ему найти себя; чтобы взаимодействовать с ним и т.п.)

Только помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде.

  • Сангвиники - это душа коллектива.
  • Холерики - движущая сила.
  • Флегматики - наша совесть.
  • Меланхолики - мозговой центр.

Однако в воспитании ребенка не следует путать характер с темпераментом.

Характер – это, что можно нам приобрести в процессе жизни. Он создается воспитанием и культивируется им

Формируя свой характер, мы учимся управлять, использовать его на благо общего дела. Ну, а ребенка этому должны научить родители. Черты характера ребенка можно и нужно изменять, и корректировать.

Что же такое характер? Как он возникает и формируется?

Дети не рождаются с готовым характером. Характер формируется и складывается постепенно – в основном, к концу детства. При этом в процессе жизни характер может измениться в ту или иную сторону: портиться или улучшаться. Характер определяет особенности поведения ребенка.

Для того, чтобы ребенок в любых обстоятельствах и условиях действовал разумно и нравственно, очень важно формировать у него правильные, полезные привычки поведения. Решающую роль в формировании у детей привычек играет их собственная деятельность, их стремление, желание выработать у себя привычки полезные, хорошие и избавиться от плохих.

Большую роль играет личный пример родителей и старших членов семьи. Помимо привычек, существует вторая составляющая структуры характера – черты человека, выражающие его отношение к окружающему миру, к другим людям, к труду и к самому себе. Следует отметить, что известно более полутора тысяч различных черт характера.

Их обычно разбивают на группы:

  1. Отношение к окружающему миру, к другим людям.
  2. Отношение человека к деятельности, к труду.
  3. Отношение человека к вещам и имуществу.
  4. Отношение человека к самому себе.

Работа с родителями

Перед вами список слов. Я попрошу вас выбрать названия качеств, которые относятся к вашему ребенку.

Добрый, злой, отзывчивый, черствый, опрятный, неряшливый, умный, глупый, веселый, грустный, честный, лживый, искренний, неискренний, смелый, робкий, послушный, непослушный, миролюбивый, враждебный, смешливый, угрюмый, разговорчивый, молчаливый, спокойный, беспокойный, непоседливый, усидчивый, добросовестный, безответственный, терпимый, нетерпимый, осторожный, раздражительный, спокойный, ласковый, доверчивый, заботливый, щедрый, стеснительный, упрямый, общительный, аккуратный, любознательный, трудолюбивый, спортивный, свирепый, предприимчивый, выносливый, целеустремленный, сообразительный, доброжелательный, серьезный, порядочный, храбрый.

Все перечисленные вами черты не только проявляются в поступках и поведении, но и формируются в них. Для того, чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно, чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо.

Мужество формируется в процессе совершенствования мужественных поступков, а чертой характера оно становится тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека, а превращаются в привычный для него образ действий.

Сформировавшийся в человеке характер в виде привычек и устойчивых отношений определяют его судьбу. Недаром говорится в известной пословице: "Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу".

Поэтому родители, которые хотят для своего ребенка счастливой судьбы, должны все время заботиться о формировании его характера, о привитии ему полезных и добрых привычек. Важно научить ребенка различать добро и зло, сформировать у него соответствующее отношение к добру и иммунитет к злу.

Воспитание ребенка, формирование его характера, правильных привычек во все времена считалось священным долгом для родителей.

А каковы наши дети? Какие отрицательные и положительные черты характера сформировались у них сейчас? Предлагаю вам оценить черты характера своих детей по следующим критериям: скромность, трудолюбие, вежливость, доброта, честность, аккуратность. (по 10-ти бальной шкале)

Итог родительского собрания

Чтобы проверить полученные вами знания, выполните проверочный тест "Знаковый диктант" Если вы услышите верное утверждение, поставьте знак "+", если высказывание ложно, поставьте "-".

  1. Темперамент - это природное качество человека. (+)
  2. Темперамент в процессе воспитания ребенка можно изменять. (-)
  3. Характер ребенка передается по наследству. (-)
  4. Характер формируется в процессе внутриутробного развития плода. (-)
  5. Характер формируется и складывается постепенно - в основном, к концу детства. (+)
  6. Основные составляющие части структуры характера - привычки и черты человека. (+)
  7. Большую роль в становлении характера играет пример родителей и старших членов семьи. (+)
  8. Родители, которые хотят для своего ребенка счастливой судьбы, должны заботиться о формировании его характера, о привитии ему полезных и добрых привычек. (+)
  9. Ребенок не должен заниматься самовоспитанием. (-)

Подумайте, хорошо ли вы знаете своего ребенка, всегда ли вы объективны к нему. Помните, что формирование характера детей зависит от нашего к ним отношения.

Спасибо за внимание!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: родительское собрание