Технологическая карта урока по модулю "Основы светской этики" курса ОРКСЭ по теме "Этикет"

Класс: 4.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Форма проведения: урок-игра.

Цель урока ОРКСЭ: продолжить формирование знаний у обучающихся правил столового этикета.

Задачи:

  • Содействовать обобщению и расширению знаний по владению правилами этикета;
  • Разнообразить практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм.
  • Формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Технологии, методы, приемы обучения: ИКТ, практические, игровые, словесные, работа с текстом.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, английский язык.

Средства обучения:

Учебник: Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.

Листочки: один листочек с надписью: "Капитан I команды", один листочек с надписью: "Капитан II команды", 14 листочков с надписями: "Участник команды".

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с кроссвордами, PocketBook – карманная книжечка, столовый сервиз, деревянные палочки, тексты стихотворений – вредных советов Григория Остера; англо-русские словари; ножницы.

Понятия и термины: этикет, столовый этикет, правила поведения, pocket book, сервировка.

Технологическая карта урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Этап I. Организационно-мотивационный этап

1

Создает эмоциональный настрой на урок:

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Предлагает совместно определить форму работы на уроке:

Ребята, я вам предлагаю определить, в какой форме мы проведем сегодня урок:

▪ урок-конференция;

▪ урок-зачет;

▪ урок-игра.

Проводит голосование:

Поднимите, пожалуйста, руки, кто за какой урок голосует.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся определяют форму урока путем общего голосования.

 

2

Организует форму работы на уроке:

1) Выбор капитанов.

Случайный выбор – учащиеся вытягивают предложенные учителем листочки, на двух листочках есть надписи: «Капитан I команды», «Капитан II команды»; на остальных листочках есть надписи: «Участник команды».

2) Выбор команд.

Капитаны самостоятельно набирают себе по очереди участников команды из присутствующих учащихся.

3) Выбор ведущего.

Совместное определение учащимися ведущего игры, единогласное решение по выбору в качестве ведущего игры учителя.

4) Выбор жюри.

Выдвигаются кандидатуры, кого назначить в жюри: кого-то из учеников или учителя. Жюри выдаются бланки для выставления баллов. (Приложение 1)

Этап II. Этап актуализации знаний

(проверка домашней работы по усвоению теоретического материала учебника)

3

Предлагает игру «Разгадай кроссворд».

– Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Разгадай кроссворд».

 

Учитель читает задания. (Приложение 3)

Всем ученикам выданы бланки с кроссвордом, каждый решает кроссворд индивидуально.

(Приложение 2)

Этап III. Этап целеполагания

4

Организует проверку правильности решения кроссворда.

- Ребята, посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы. (Cлайд 2)

 

- Ребята, какое ключевое слово получилось?

- Что такое этикет?

Чтение стихотворения:

Что такое этикет?

Кто-то знает, кто-то – нет!

Это правила такие

Поведения, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил этикет –

И дурных привычек нет!

 

- Существуют разные виды этикета. Какие вы знаете?

Учитель способствует проектированию урока учащимися.

- Ребята, я предлагаю поиграть в игру по теме «Этикет». Вы согласны?

- А как вы думаете, какие у нас могут быть задания в игре?

Осуществляют самопроверку.

Сверяют правильные ответы со своими.

 

- Этикет. 

Учащиеся дают определения понятия «этикет».

 

Ответы учеников: Этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях, деловой этикет.

 

- Согласны! 

Предположения учащихся.

Этап III. Применение знаний и способов действий

(Обобщение и закрепление знаний по теме урока проводится в форме игровых заданий по командам)

5

Задание № 1. Составление правил столового этикета

- Ребята, вам даются «Вредные советы» Григория Остера.

(Приложение 4)

Ознакомьтесь с ними и составьте свои правила столового этикета.

Учащиеся читают в группах выданные «Вредные советы» Г. Остера, формулируют самостоятельно правила столового этикета. Зачитывают записанные правила.

Листы с ответами отдают жюри.

Физминутка

 

6

Задание № 3. Игра с палочками

Учитель предлагает всем попробовать воспользоваться «японскими» палочками, озвучивает задание: «Нужно взять палочками конфетку и отнести ее в конфетницу своей команды. Выигрывает команда, которая принесет больше конфеток, не уронив их». Жюри подсчитывает конфетки, определяет количество баллов.

7

Задание № 4. Игра «Сервировка»

- На прошлом уроке мы с вами знакомились с правилами сервировки стола. Сейчас мы проверим, кто сможет без ошибок справиться с сервировкой.

(Далее учитель объясняет следующее задание – выполнение домашней работы. Во время подготовки учениками материала к домашней работе учитель фотографирует сервировки команд, размещает фото в слайды презентации PowerPoint (в режиме Freez) для дальнейшего анализа правильности выполнения практического задания командами.

У каждой команды на столе находится столовый сервиз, участникам нужно расставить все предметы в соответствии с правилами сервировки столовых приборов.

 

8

Задание № 5. Заполнение PocketBook

Учитель на доске пишет на английском языке «PocketBook», просит перевести эти слова на русский язык, вместе с учениками определяют название следующего задания.

В случае возникновения трудностей с переводом выдаются англо-русские словари. Команда, которая быстрее переведет название, получает дополнительный балл.

Book – книга. Pocket – карман. PocketBook – карманная книжечка, небольшая по размеру.

9

Каждому ученику выдается лист А4. (Приложение 5)

- Ребята, посмотрите внимательно, лист разделен пунктирными линиями и обозначениями на несколько граф. Вам нужно сложить из этого листа книжечку. Чтобы это сделать, прочитайте инструкцию «Как сложить PocketBook».

Ученики изучают инструкцию,

складывают карманные книжечки.

10

Анализ выполнения задания № 4 «Сервировка»

После окончания работы с книжечками учитель демонстрирует фото сервировки каждой команды для сравнения с правильной расстановкой приборов.

Участники команд сравнивают свои сервировки с образцом, анализируют ошибки.

Жюри оценивает правильность выполнения задания, выставляет баллы.

Этап IV. Оценочно-рефлексивный этап

11

Объявление домашней работы.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карманные книжечки, которые мы с вами недавно сложили. Что вы там заметили?

- Это будет ваша домашняя работа: выполнить задания в книжечке.

Ученики замечают, что в книжечке нужно выполнить разные задания: дописать, найти лишнее, самостоятельно подобрать нужный материал и т.д.

12

- Ребята, выберите, пожалуйста, фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке сегодня: шевелить мозгами, краем уха, хлопать ушами.

Поднимают руки, отвечают.

V. Подведение итогов

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!