Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся по русскому языку.
Задачи:
- в игровой форме закрепить знания по русскому языку;
- развивать логическое мышление;
- в игровой форме донести до детей важность изучения русского языка;
- повысить коммуникативные способности.
Методы: практический, игровой, объяснительно - репродуктивный, частично – поисковый.
Сценарий КВН
Ведущий:
- Здравствуйте, уважаемые гости, участники и болельщики. Сегодня в этом уютном зале мы собрались, чтобы показать свои знания и умения в области русского языка, проверить себя на внимание, творчество и быстроту. Сегодня будут звучать самые необычные, самые запутанные, самые весёлые вопросы. И пусть на нашем празднике царят смекалка, остроумие и юмор.
Итак, нашу традиционную встречу в Клубе Веселых Наук считаю открытой.
(Звучит фонограмма "Мы начинаем КВН")
Спеть отрывок из песни.
Ведущий 1: Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день,
Мы приготовили веселый
Наш школьный КВН.
Ведущий 2: На КВН веселый
Мы снова в гости к вам пришли,
Мы очень ждали этой встречи
И постарались, как могли!
Ведущий 1: А этот КВН сейчас
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас
С любовью называется.
Ведущий 2: Раскрывайте шире двери!
Заходите поскорее!
КВН скликает тут
Всех друзей и всех подруг.
Ученик 1.
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием сегодня
Будем в КВН играть.
Ученик 2.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Ученик 3.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Ученик 4.
И, соревнуясь, с вами
Останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!
- Оценивать конкурсы будет справедливое и уважаемое жюри. Сегодня в составе жюри… (представление каждого члена жюри).
Команды займите свои места. Выход команд.
Выбор названия
А чтобы узнать как будут называться ваши команды, вам необходимо отгадать загадки:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (существительное)
Что для меня предметы?
Лишь названья.
А я приду - все в действие придет. (глагол)
Даю я признаки предметам,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (прилагательное)
Подойдите капитаны команд для выбора названия.
Представление и защита команд
- Сейчас вам необходимо составить представление своей команды. В зале у болельщиков находятся таблички, связанные с названиями ваших команд, вам необходимо собрать только те, которые подходят вашей команде.
Слова для табличек:
КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ПРЕДМЕТ ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЕ ЧАСТЬ РЕЧИ - 3 шт. (учащиеся собирают необходимые таблички)
- Составьте из собранных табличек правило для представления своей команды.
Конкурс "Словесная перестрелка"
Кто больше назовет слов на букву… (жюри называет букву)
Конкурс "Оса"
- Следующий конкурс от сказочного героя, а от какого вы узнаете, отгадав ребус. (см. изображение)
Лисичка приносит задание (плачет)
Ой, гуляла я в лесу
Повстречала там осу.
Укусить ее хотела-
Та спокойно улетела.
И, напавши с высоты,
Жалом ткнула в нос лисы
Плачет бедная лиса.
"Ох, и вредная оса!"
- Поможем лисе, поднимем настроение? (Лиса раздает командам задание ОСА)
1. ОС_ _А На этой осе в октябре позолота. (осина)
2. ОС _ _ А А эта растёт на лугу у болота. (осока)
3. _ ОС _ А С этой спит в колыбели малыш. (соска)
4. _ О _ С _ _ _ _ А А эта по классу крадётся, как мышь. (подсказка)
5. _ ОС _ _ _ А _ _ Эта оса на луну улетает. (космонавт)
6. _ ОС _ _ _ _ А А эта на солнце худеет и тает. (сосулька)
Конкурс для болельщиков
А пока команды выполняют задание, у болельщиков есть возможность помочь своим командам (за каждый ответ болельщик получает жетон).
Конкурс 3 (от зайчика)
От кого же следующий конкурс?
Зайчик командам раздает таблички со словами так, чтобы болельщики не видели.
Вам необходимо, не называя написанного слова, описать его так, чтоб его отгадали болельщики. Нельзя использовать однокоренные слова!
Команде сущ. - ЯЗЫК
Команде прил. - РУССКИЙ
Команде гл. - ЛЮБИТЬ
(выступления команд)
- Составьте предложение из отгаданных слов, дополнив его местоимением 1 лица, множественного числа (Мы любим русский язык!) (Команде, которая первая составит - дополнительный балл)ю
Конкурс капитанов
На конкурс капитанов очень спешит с заданием
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она. (мышка)
– Найти все слова, спрятанные среди букв в строчках и подчеркнуть их.
АМКЕЮМЯЧЛДРПГНШЗТЕАТРОЛСВАУСОБАКАЖШНАВЛРН
ХОГМЕБЕЛЬКОТЪАЬГОУКНТРСУШБУКВАЛОБНЕПСОЛНЦЕД
СТУЛПАВКГТЬФИЛЬМЗЩРЕКАПРПКАМОЛОДЕЦДРСНЕГДЖЗ
ГОЛОВАИТГНЕКНИГАЛДОРПНГШУЦЙЗИМАВЕСНАДЛОШЛЬТ
Конкурс "Наборщик"
А пока капитаны трудятся, мы продолжаем.
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
(Из букв слова - транспорт)
Составьте как можно больше новых слов. За каждое слово команда получает балл.
Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа.
Инсценировка сказки "Теремок"
- Пока жюри будет подсчитывать баллы, мы вспомним, какие сказочные герои приносили вам задания?
- В какой рус.нар.сказке мы встречаем этих героев вместе? Теремок
- Каких героев еще не хватает? (Лягушка, Волчок, Медведь)
- Я предлагаю вам проинсценировать сказку "Теремок".
(инсценировка)
Действующие лица:
Теремок (2 человека) – "Заходите, будьте как дома!" (взявшись за руки)
Мышка – "Я мышка-норушка" (чешет лапкой за ушком)
Лягушка – "Я лягушка-квакушка" (прыгает)
Зайчик – "Я зайчик-побегайчик"
Волк – "Я волчок-серый бочок!"
Лиса – "А я лисичка-сестричка!"
Медведь – "Ух!"
Текст (читает взрослый, делая паузы для реплик)
Стоит в поле Теремок (реплика), он не низок не высок. Вот по полю-полю Мышка (реплика) бежит, побежала и стучит в Теремок. И стала Мышка (реплика) жить.
Стоит в поле Теремок (реплика), он не низок не высок. Вот по полю-полю Лягушка (реплика) бежит, побежала ближе и стучит. Выглянула Мышка (реплика) и стала звать к себе Лягушку (реплика) вместе жить.
Стоит в поле Теремок (реплика), он не низок не высок. Вот по полю-полю Зайчик (реплика) бежит, побежал он к двери и стучит. И стали Мышка (реплика) да Лягушка (реплика) звать (машут лапками) к себе Зайчика (реплика) вместе жить.
Стоит в поле Теремок (реплика), он не низок не высок. Вот по полю Волк (реплика важно) бежит, остановился у двери и стучит. И стали Мышка (реплика), Лягушка (реплика) да Зайчик (реплика) звать к себе Волка (реплика) вместе жить.
Стоит в поле Теремок(реплика), он не низок не высок. Вот по полю-полю Лисичка (реплика) идет, подошала к двери и стучит.. И стали Мышка(реплика), Лягушка(реплика), Зайчик (реплика) да Волк (реплика) звать к себе Лисичку вместе жить.
Стоит в поле Теремок(реплика), он не низок не высок. Вот по полю-полю Медведь (реплика) бредет, подошел он к двери и ревет... Испугались Мышка (реплика испуганно), Лягушка (реплика испуганно), Зайчик (реплика испуганно), Волк (реплика испуганно) и Лисичка (реплика испуганно) да и выскочили из Теремка(реплика испуганно). А Медведь (реплика) залез на крышу (обнял за плечи "теремок") и раздавил Теремок(реплика хором и умирающим голосом).
Вот и сказке конец! Каждый зритель - молодец!
Слово жюри. Награждение команд
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорю вам: до свиданья,
До счастливых новых встреч!