Цели и задачи:
- расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;
- расширить представление детей о традиционных русских народных блюдах, традициях, связанных с их использованием;
- способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.
Оборудование:
- скатерть, занавески, чугун, ложки, чашки в русском стиле для оформления стола.
- Коллекция злаковых растений: пшеница, овес, ячмень, рис, гречиха, просо.
- Крупы: пшено, рис, гречка, овес, перловка.
- Песенки: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Коза-Дереза».
- Картинки с изображением ладоней, козы, сороки, на обороте-песенка.
- Конверты с пищевыми добавками к кашам и названиями каш.
- Оборудование для сценки: платок, фартук, фуражка солдата, изображение топора. На стенде( доске начало предложения)
- По классу прикреплены начало предложений:
"Я понял(а), что…..
"Я узнал(а), что…..
"Мне было интересно …..
"Теперь я буду …….
"К сожалению ……
Ведущий: Ребята, давайте сегодня вспомним, как жили и что ели наши дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки. Начнем мы с бытовых условий. В домашнем быту было принято все порывать, накрывать. В богатом доме на полах лежали ковры, а в бедном хотя бы рогожи. Стены тоже завешивались тканью, тканью накрывали и лавки. Вот и вся красота. По законам того времени не разрешалось украшать стены картинами или зеркалами.
Когда наступало время обеда, стол покрывался подскатерниками, на которых, во время еды настилались еще и скатерти - в зависимости от достатка суконные или бархатные, расшитые серебром или золотом. Простые люди довольствовались полотняными скатертями, а совсем бедные обходились и без них.
На стол ставились сосуды для еды: у простого народа это были горшки или чугунки с кашей, щами и всяческими салатами. В салаты добавляли все, что угодно: от яблок до холодной телятины. От этих салатов и произошел хорошо вам известный винегрет.
Очень удивлялись и до сих пор удивляются иностранцы вкусом щей. Щи подавали с грибами, рыбой, пирогами. Ели обычно простые люди из одной большой чашки. Отдельной посуды для каждого не предусматривалось. Тарелками служили большие ломти хлеба. Ножей и вилок тоже не было, ели деревянными ложками, которую каждый имел при себе.
Из напитков самым популярным были ягодные или фруктовые соки с морсом, и, конечно же, квас. С чем только его не делали – от изюма до мяты!
- Какие только каши не варили на Руси! Из овса, пшеницы (полба, которой потчевал поп Балду в сказке А.С.Пушкина), гороха, чечевицы, пшена и многих других зерновых культур..
- А из чего же варили, да и сейчас варят кашу? Из крупы.
- Из каких же растений получают крупы?
- Я вам сейчас загадаю загадки, попробуйте отгадать о каких растениях идет речь? А я покажу вам растение и крупу, которую из него получают.
1. Загадки
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (колос пшеницы или ячменя)
Мала малышка – золотая кубышка.
Сидит мышка в золотой кубышке. (просо)
Как во поле на кургане
Стоит девушка с серьгами (овес)
В поле сережки
На тоненьких ножках. (овес)
Черна, мала крошка,
А пользы в ней много.
В воде поварят, кто ест похвалит. (гречка)
Единственный из злаков, который растет в воде. (рис)
- Каши у разных народов играли в жизни особую роль. Они были не только повседневной высокопитательной, полезной пищей, но и ритуальным обрядовым блюдом. Кашу приносили в жертву богам, кашу(кутью) варили и сейчас варят на поминках, молодоженов обсыпают зерном желая им богатой и сытной жизни.
2. Игра «Кашевары»
- Пришла пора и вам кашу варить. У вас у каждого есть ленточка своего цвета. Соберитесь в команды по цвету.
- Вам предстоит кашу сварить. Подойдите по одному человеку от команды.
В этих конвертах задание, из какой крупы нужно сварить кашу вашей команде.
(В конвертах ингредиенты для варки: вода, перец, молоко, масло, шоколад, соль, сахар, уксус, варенье, цукаты, инжир, курага, изюм, мясо, конфеты, сода, кисель, компот, морковь, лук, чеснок, чернослив.)
- А крупы вот в этих мешочках.
Вам нужно выбрать из него ту, которая вам нужна.
- Готовы? Внимание, начали кашу варить!
- Наша каша получилась на славу! Молодцы!
- Ребята, а знаете, как в старину мамы учили своих дочек кашу варить?
- Дочке в 8 лет дарили вот такую куклу-крупеничку и вот такой горшочек для каши. Кукла- крупеничка и учила девочку кашу варить «Крупы, - мама говорила: нужно насыпать по ножки, воды налить по пояс, добавить соли и маслица, а кашки будет по шейку».
Ведущий
- Вы, наверняка в самом раннем детстве слышали песенки-прибаутки, в которых поминается каша, от своих мам или бабушек?
-Кто-то, может, вспомнил такую песенку?
Тогда давайте, поучим петь такие песенки друг друга! Вам нужно будет взять один из фрагментов рисунка на этом столе. Теперь соберите эти фрагменты в картинку, которая лежит на одном из столов, и соберитесь сами в команду возле этого стола. Переверните картинку и прочитайте песенку. Если сами не знаете, как её исполнять, можете пригласить в свою команду любого взрослого из этой комнаты. Готовы! Начали!
- А теперь, давайте поучим своих одноклассников этой песенке да еще и с нужными движениями.
3. Песенки
ЛАДУШКИ
- Ладушки-ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
СОРОКА
-Сорока, сорока!
Где была?
-Далеко!
Печку топила,
Кашку варила,
На порог скакала-
Гостей созывала.
Гости прилетели,
На крылечко сели.
КОЗА
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест
Молока не пьет,
Забодает
Забодает,
Забодает!
- Молодцы! Продолжим наш праздник дальше.
- Иногда говорят «С ним каши не сваришь!» Поговорка пришла к нам из седой древности. Когда два враждовавших племени заключали мирный договор, то их вожди должны были вместе сварить кашу и съесть на глазах дружины. Без этого мирный договор не считался законным. Отсюда и пошло это выражение «С ним кашу не сваришь».
3. Игра «Ручеек»
- А про вас можно сказать, что «с вами кашу сваришь?»
- Проверим….
- Каждый из вас возьмет на столе полоску бумаги.
- Теперь встаньте в линию предо мной.
- Давайте соберем пословицы, и у вас получатся пары.
- Один должен начать пословицу, а его вторая половина закончить.
- Пары будут вставать друг перед другом.
Каша – матушка наша.
Щи да каша – пища наша.
Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.
Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
С ним каши не сваришь.
Кашу маслом не испортишь.
Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
Разговорами каши не сваришь.
Русского мужика без каши не накормишь.
Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
Где щи да каша – там место наше.
Хороша кашка, да мала чашка.
- Получился ручеек.
- После ужина, вечером наши предки любили поиграть.
- Мы тоже с вами сейчас поиграем. Игра называется «ручеек». Знаете такую игру?
- Давайте в него поиграем?
(Игра «ручеек»)
Ведущий
- А сколько сказок, сюжет которых связан с кашей, придумано!
- Может быть вы мне назовете какие-нибудь?
(Лиса и Журавль, Машенька и Медведь, Морозко, Горшочек каши, Гуси-лебеди…)
- Одну из них попробуют инсценировать ваши гости. Приглашаю двух желающих инсценировать одну из этих сказок.
(Оборудование: платок, фартук, солдатская фуражка)
(Входят Солдат и Старуха.)
Ведущий:
Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке…
Солдат:
Здравствуй, Божья старушка!
Дай мне чего-нибудь поесть.
Старуха:
Вон там на гвоздике повесь.
Солдат:
Аль ты совсем глуха, что не чуешь?
Старуха:
Где хошь, там и заночуешь.
Солдат:
Глухая! Подавай на стол!
Старуха:
Да нечего, родимый!
Солдат:
Свари кашицу!
Старуха:
Да не из чего, родимый!
Солдат:
Давай топор, я из топора сварю.
(Старуха несёт топор. Дальше Солдат и старуха делают всё, о чём говорит ведущий.)
Ведущий:
Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…
Солдат:
Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать.
(Старуха, вздыхая, достаёт крупу, даёт Солдату.)
Ведущий:
Солдат сыплет крупу, пробует.
Старуха:
Готова ли?
Солдат:
Совсем готова была, да только маслом сдобрить.
(Старуха, поколебавшись, достаёт масло, подаёт его Солдату.)
Солдат:
Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки неси - станем кашицу есть!
(Солдат и Старуха садятся за стол, едят кашу из чугунка.)
Старуха (смакуя кашу):
Служивый, а когда ж топор будет есть?
Солдат:
Да вишь, не уварился он ещё, потом доварю да позавтракаю. (Встаёт.) Ну, будь здорова, хозяйка. (Берёт топор, кланяется Старухе, уходит.)
(Старуха встаёт вслед за Солдатом, провожает его, качая головой.)
Ведущий: Вот так-то Солдат и кашки поел, и топор унёс.
- Узнали сказку?
- А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?
(Ребята называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара: перловая, рисовая, гороховая). Любую кашу можно сварить на воде.
- Какие каши ещё известны?
- Я тоже хочу дать вам рецепт каши. Называется она Суворовская каша. А рецепт ее родился в походе Суворова. 1799 году русская армия во главе с Александром Васильевичем Суворовым совершала труднейший переход через Альпы со своими войсками. Солдаты, один за другим, умирали от усталости, холода, а главное голода. Тогда главнокомандующий начал думать, как накормить своих солдат. Наконец Суворов нашёл верное решение. Он приказал собрать у солдат остатки продуктов и сварить в общем котле кашу. Чего только не было в этой каше: лук, пшено, морковь, перловка, горох и многое другое. Получившееся блюдо было сытным, а главное горячим. В честь создателя кашу назвали "Суворовская".
Рецепт Суворовской каши:
лук репчатый - 6 шт.
морковь - 2 шт.
пшено - 4 ст. ложки
перловая крупа - 4 ст. ложки
горох - 4 ст. ложки
растительное масло - 2 ст. ложки
вода - 2 стакана
соль - по вкусу
Лук и морковь необходимо обжарить, пшено, перловку и горох перебрать и промыть. Далее нужно выложить овощи и смесь из круп в кастрюлю и залить водой (3 стакана). Затем добавить соль и довести кашу до готовности. Итак, каша готова.
- Кто заинтересовался, может взять рецепт на столе.
5. Итог занятия.
- На этом наше занятие окончено. Кто желает высказать свое мнение, подойдите к тем словам, которые вам захотелось бы продолжить.
На стенде ( доске начало предложения)
"Я понял(а), что…..
"Я узнал(а), что…..
"Мне было интересно …..
"Теперь я буду …….
"К сожалению ……