Адаптированная рабочая программа предмета "Ручной труд" 2 класс для детей с ОВЗ

Примерная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" составлена для учащихся 2 класса с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Цель: изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.

Во 2 классе изучение предмета "Ручной труд", призвано решить следующие задачи:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
  • формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
  • формирование интереса к разнообразным видам труда;
  • развитие познавательных психических процессов и умственной деятельности;
  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.

Решение поставленных задач позволяет корригировать интеллектуальные и физические недостатки у обучающихся с РАС с учетом их возрастных особенностей, путем систематического и целенаправленного совершенствования восприятия, формирования аналитико-синтетической деятельности, улучшения зрительно-двигательной и моторной координации, ручной моторики.

Общая характеристика учебного предмета "Ручной труд" 2 класс

Учебный предмет "Ручной труд" включен в федеральный компонент образовательной области "Технология" учебного плана для учащихся с РАС и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 8.3.

Учебный предмет "Ручной труд" является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника с нарушениями аутистического спектра

Это прежде всего воспитание сознания, воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

Обучение ручному труду детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), осложненными легкой умственной отсталостью, представляет большую проблему в следствие специфических особенностей развития:

  • выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
  • особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
  • боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
  • ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
  • специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
  • низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.

Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. Работа может начинаться индивидуально, а затем продолжаться в классе.

Содержание курса "Ручной труд" как учебного предмета представлено в АООП следующими разделами: работа с пластилином/глиной, работа с природными материалами, работа с бумагой, работа с текстильными материалами, работа с древесными материалами, работа с металлом, комбинированные работы. Учебный материал, в предложенных разделах, располагается "от простого к сложному" и, в достаточной степени, представляет основы ручного труда необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа составляется на один учебный год, 1 ч. в неделю, 34 ч в год (34 учебные недели). Основная форма организации учебных занятий – урок. Продолжительность урока со 2 по 4 классы составляет 40 минут.

Содержание учебного предмета

Раздел/ Часы

Краткое содержание курса

1.

Работа с пластилином (21)

Применение стеки. Соединение деталей способом промазывания.

Закрепление деталей на макете способом примазывания.

Лепка предметов цилиндрической формы (кружки).

Лепка посуды конической формы (ведёрко, чашка).

Лепка посуды шарообразной формы (чайник).

Лепка по образцу стилизованных фигур птиц пластическим способом (утки).

Лепка по образцу фигур животных конструктивным способом (медвежонок, заяц, лиса, волк, лошадка).

Лепка по представлению свободных композиций (по сказке «Колобок».

Выполнение композиции на основе (барельеф).

2.

Работа с природными материалами (9)

Экскурсия в природу. Сбор природных материалов: листьев, цветов, семян, сучков и т.п.

Составление композиции из засушенных цветков, листьев с добавление деталей из бумаги и наклеивание их на подложку.

Изготовление по образцу фигурок животных и людей из природных материалов (шишки, скорлупы ореха, крылатки) и пластилина.

3.

Работа с нитками и тканью (13)

Упражнения в разрезании ниток разной длины и толщины. Связывание ниток.

Наматывание ниток на картонку, сматывание в клубок.

Изготовление из цветных ниток ягодок, кисточки, стилизованных человеческих фигурок.

Пришивание пуговиц.

Выполнение шва «прямая строчка» по бумаге, ткани, канве.

4.

Работа с бумагой (23)

Складывание бумаги пополам.

Разметка по шаблону.

Разметка по линейке.

Упражнения в резании ножницами по прямым и кривым линиям.

Симметричное вырезание по намеченным линиям.

Нарезание полос.

Выполнение надрезов.

Вырезание квадратов прямоугольников, размеченных по шаблону.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур (грузовик, автофургон, собачка).

Скачать полную версию адаптированной рабочей программы "Ручной труд" для учащихся 2 класса с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (ОВЗ) вы можете по ссылке ниже.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!