Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Когда и где?"

УМК: Школа России.

Цель урока:

  • познакомить учащихся 4 класса с понятиями "век", "тысячелетие", "лето счисление";
  • формировать умение работать с исторической картой.

Задачи урока:

  • дать понятие "летоисчисление";
  • дифференцировать понятия "год", "век", "тысячелетие";
  • научить определять по году век, тысячелетие;
  • развивать математическую речь, оперативную память, произвольное внимание.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальных заданий, лента времени, кроссворд, рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека, на каждой парте карточка с вопросами.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Не забывайте, что, отвечаем мы только по поднятой руке, на уроке ведём себя тихо, слушаем внимательно и работаем старательно.

Садитесь.

Приветствуют учителя стоя.

Слушают учителя.

Занимают свои места. 

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

-Вашим домашним заданием было прочитать текст «Мир глазами историка» на странице 29-35.

-У вас на партах лежат карточки с текстом. Ваша задача заполнить пропуски.

История - это наука, которая изучает...  (прошлое). Хранилище документов - это...  (архив). Всё то, что может рассказать нам о прошлом людей (древняя рукопись, древние монеты, легенды и др.) - это...  (исторические источники). Древние записи о событиях, которые велись год за годом - это... (летописи). История, вооружённая лопатой - это... (археология)

- Теперь проверим. Один читает, а остальные в это время проверяют. Кто желает прочитать текст?

- Посмотрите на слайд и проверьте ещё раз.

Заполняют недостающие слова на карточках.

 

Проверяют.

Выявление места и причины затруднения

- Ребята, представьте такую ситуацию. Встретились древние египтянин, римлянин и грек и стали об­суждать одно и то же событие (на слайде изображения египтянина, римлянина и грека.)

Древний грек говорил: «Это было в первом году 75-й олим­пиады». Римлянин возразил: «Нет, это было в 273 году от основа­ния Рима». А египтянин утверждал: «Это было в 20 году правления нашего фараона».

- Каждый из них был по-своему прав, потому что у каждо­го народа было свое летосчисление. Как вы думаете, это удобно?

Представляете, какие трудности испытывали люди при подсчете лет!

- Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие было раньше, а какое позже. 

Посмотрите на слайд. (на слайде записаны несколько важных и известных дат. Например, 12 апреля 1961 года. Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы) 

- Какой вопрос можно задать к этим предложениям? 

Что общего у этих вопросов?

Что мы называем, отвечая на эти вопросы?

- А как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? Сегодня на уроке мы об этом и поговорим. 

 

Слушают учителя.

 

Это неудобно: если не знаешь летосчисление других стран, не сможешь определить, какой год, например, в Риме.

 

Ответы детей. 

 

- Когда первый человек полетел в космос?

- Когда отмечался День Победы над фашистской Германией?

 

Их объединяет вопрос «когда».

12 апреля 1961.

Называем число, месяц, год.

Построение проекта выхода из затруднения

- Какова цель урока? Какие задачи поставим перед собой? 

- Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить о таких понятиях, как «лента времени», «век», «тысячелетие», «летоисчисление» и узнаем, как правильно определять, когда происходило историческое событие.

Выяснить, как правильно определять, когда происходило историческое событие.

Реализация построенного проекта

Работа по ленте времени.

- Для того, чтобы ориентироваться в огромном историческом пространстве, существует подсказка. Это - лента времени. (открывается запись на доске)

Лента времени - это дорога,

Где события - лишь остановки,

Где историков мудрое племя

Ищет истину каждой эпохи.

- Как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? На помощь нам приходят новые слова: «век» и «тысячелетие». 

- Рассмотрите ленту цифр на с. 36 учебника. В верхнем ряду записаны арабские цифры, а в нижнем – римские. 

У древних римлян цифры были не очень удобные. Единица, двойка, тройка изображались просто палочками – I, II, III (по количеству пальцев соответственно). А пятерка – это уже пятерня – рука. А чтобы не рисовать четыре пальца и один большой, стали писать вот такой значок V. Надо изобразить четверку, тут уж занимайся арифметикой, вычитай из пяти один – сначала пиши единичку, а за ней пятерку, вот так: IV. Нужна шестерка – значит, прибавляй: пиши сперва пятерку, а единичку следом за ней: VI. Семёрка – это пятерка и две палочки: VII. Восьмерка – прибавляй еще одну: VIII. А девятка? Думаете, надо опять прибавлять? Нет, наоборот, надо вычитать. Десятка у римлян изображалась Х. (как две ладони)

- На странице 36 найдите 3 абзац. Самостоятельно прочитайте до стр. 37, а потом мы вместе обсудим.

- Сколько лет длился 1-ый век нашей эры?

- Значит 1-ый век закончился в каком году?

- Когда начинается 2-ой век?

- А когда завершается 2-ой век? (Записываю даты на ленте времени на доске)

- Будем учиться определять век по записи года.

(На доске - 1300г., 1600г., 2000г.)

- Если в записи года после 1-ых двух цифр стоят нули, то первые 2 цифры будут обозначать век.

1300 г. - 13 век, 1600 г. - ? век, 2000 г. - ? век (дети сами предполагают век)

- Но если на месте нулей появится другая цифра (или цифры), то значит идёт уже следующий век.

1301г. - 14 век - прошло 13 веков, идёт 1-ый год 14-го века;

1615 г. - ? век - прошло ? веков, идёт ?-ый год ?-го века.

На слайде даты важных событий:

Разгром фашистских войск под Москвой - 1941 г.

Основание Санкт-Петербурга -1703 г.

Куликовская битва -1380г.

Ледовое побоище -1242г.

Какой это год - 12-ый год 19 века? (1812 г.)

Какое событие произошло? (Война с армией Наполеона) 

- Ребята, а какие исторические памятники нашего города вы знаете?

 

 

Слушают учителя. 

 

Рассматривают ленту. 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100 лет.

- Когда закончился 100-й год.

- В 101 году.

- В 200 году.

 

Слушают.

 

Предположения детей. 

 

1615 г. - 17 век - прошло 16 веков, идёт 15-ый год 17-го века. 

 

Ответы детей по поднятой руке. 

 

Ответы детей.

Первичное

закрепление с проговариванием во внешней речи

Практическая работа

1147 г., первое упоминание о Москве в летописи - это исто­рическая дата. Еще одна историческая дата - 753 г. до н. э., ос­нование Рима.

- Посмотрим, как эти даты расположить на ленте времени. Кто желает выйти к доске? (Если дети затрудняются, показываю эти даты на ленте времени сама)

- Рим был основан за 753 года до н. э., поэтому мы сделаем  отметку слева, Москва основана в нашей эре, поэтому отметим справa.

Какой из двух городов - Москва или Рим - был основан раньше? На сколько раньше? Что мы сделаем, чтобы ре­шить эту задачу по истории?

Сколько лет назад был построен Рим? Как мы будем решать задачу? 

Где на ленте времени мы отметим даты: 1242 г.? 74 до н. э.? 1586 г.? 1384 г. до н. э.? 

Выполняют практическое задание. 

 

Один ученик выходит к доске, располагает даты на ленте времени. 

 

Рим был основан раньше Москвы.

753+1147=1900

753 + 2014 = 2767

 

Ответы детей. Желающие выходят к доске, располагают даты на ленте времени.

Самостоятельная

работа с проверкой по эталону

Работа в парах

- Для историка важно не только знать, когда произошло собы­тие, но и представлять, где оно происходило. Для этого нужны исторические карты.

- Рассмотрите одну такую историческую карту на с. 39 учеб­ника. Чтобы понять ее, необязательно знать исторические события. Карта сама вам все расскажет. Что вам в этом по­может? 

- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах, но перед тем, как приступить к заданию, вспомним правила работы в парах.

Задание: Расскажите о событиях, представленных на карте. (На каждой парте карточка с вопросами)

1. Где расположена крепость?

2. Как она обороняется изнутри?

3. Сколько входов в крепость?

4. Что обороняет крепость со стороны реки Дунай?

5. Как наступают русские войска на воде и на суше? Расска­жите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия.

(Ученики работают в парах. В конце слушаем 2-3 пары)

 

Слушают.

 

Условные обозначения. 

 

Называют правила работы в парах.

 

Выполняют задание в парах.

 

2-3 пары выступают.

Включение в систему знаний и повторение

Узнай по году век

1. Основание Санкт-Петербурга – 1703 год – … (17) век.

2. Крещение Руси, принятие христианства – 988 год – … (10) век.

3. Отечественная война с войсками императора Наполеона – 1812 год – … (18) век.

4. Принятие нового летосчисления от Рождества Христова в России – 1700 год – … (17) век.

На партах у вас лежат карточки. Предлагаю проверить свои знания и заполнить пропуски.

Задание: Вставь пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание/

«Для обозначения дат событий используются слова: сто лет – … (век), а десять веков – … (тысячелетие). События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к … (нашей) эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось … (до нашей эры). В истории годы принято обозначать с помощью … (арабских) цифр, а века – с помощью … (римских) цифр. Помощницей при изучении истории служит … (историческая) карта» 

- Сейчас я прочитаю текст так, как должно было получиться и у вас, а вы проверяйте.

- Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы! А тем, кто допустил ошибки, рекомендую повторить и закрепить эту тему дома.

Ответы обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания на карточках.

Проверка.

Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? Достигли мы её? Что нового вы узнали?

Домашнее задание

Прочитать текст на с. 36-40, выполнить задания на с. 40 учебника.

Ответы детей. 

Записывают домашнее задание.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!