УМК: Школа России.
Цель урока:
Задачи урока:
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальных заданий, лента времени, кроссворд, рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека, на каждой парте карточка с вопросами.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Не забывайте, что, отвечаем мы только по поднятой руке, на уроке ведём себя тихо, слушаем внимательно и работаем старательно. Садитесь. |
Приветствуют учителя стоя. Слушают учителя. Занимают свои места. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
-Вашим домашним заданием было прочитать текст «Мир глазами историка» на странице 29-35. -У вас на партах лежат карточки с текстом. Ваша задача заполнить пропуски. История - это наука, которая изучает... (прошлое). Хранилище документов - это... (архив). Всё то, что может рассказать нам о прошлом людей (древняя рукопись, древние монеты, легенды и др.) - это... (исторические источники). Древние записи о событиях, которые велись год за годом - это... (летописи). История, вооружённая лопатой - это... (археология) - Теперь проверим. Один читает, а остальные в это время проверяют. Кто желает прочитать текст? - Посмотрите на слайд и проверьте ещё раз. |
Заполняют недостающие слова на карточках.
Проверяют. |
Выявление места и причины затруднения |
- Ребята, представьте такую ситуацию. Встретились древние египтянин, римлянин и грек и стали обсуждать одно и то же событие (на слайде изображения египтянина, римлянина и грека.) Древний грек говорил: «Это было в первом году 75-й олимпиады». Римлянин возразил: «Нет, это было в 273 году от основания Рима». А египтянин утверждал: «Это было в 20 году правления нашего фараона». - Каждый из них был по-своему прав, потому что у каждого народа было свое летосчисление. Как вы думаете, это удобно? - Представляете, какие трудности испытывали люди при подсчете лет! - Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие было раньше, а какое позже. Посмотрите на слайд. (на слайде записаны несколько важных и известных дат. Например, 12 апреля 1961 года. Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы) - Какой вопрос можно задать к этим предложениям? - Что общего у этих вопросов? - Что мы называем, отвечая на эти вопросы? - А как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? Сегодня на уроке мы об этом и поговорим. |
Слушают учителя.
Это неудобно: если не знаешь летосчисление других стран, не сможешь определить, какой год, например, в Риме.
Ответы детей.
- Когда первый человек полетел в космос? - Когда отмечался День Победы над фашистской Германией?
Их объединяет вопрос «когда». 12 апреля 1961. Называем число, месяц, год. |
Построение проекта выхода из затруднения |
- Какова цель урока? Какие задачи поставим перед собой? - Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить о таких понятиях, как «лента времени», «век», «тысячелетие», «летоисчисление» и узнаем, как правильно определять, когда происходило историческое событие. |
Выяснить, как правильно определять, когда происходило историческое событие. |
Реализация построенного проекта |
Работа по ленте времени. - Для того, чтобы ориентироваться в огромном историческом пространстве, существует подсказка. Это - лента времени. (открывается запись на доске) Лента времени - это дорога, Где события - лишь остановки, Где историков мудрое племя Ищет истину каждой эпохи. - Как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? На помощь нам приходят новые слова: «век» и «тысячелетие». - Рассмотрите ленту цифр на с. 36 учебника. В верхнем ряду записаны арабские цифры, а в нижнем – римские. У древних римлян цифры были не очень удобные. Единица, двойка, тройка изображались просто палочками – I, II, III (по количеству пальцев соответственно). А пятерка – это уже пятерня – рука. А чтобы не рисовать четыре пальца и один большой, стали писать вот такой значок V. Надо изобразить четверку, тут уж занимайся арифметикой, вычитай из пяти один – сначала пиши единичку, а за ней пятерку, вот так: IV. Нужна шестерка – значит, прибавляй: пиши сперва пятерку, а единичку следом за ней: VI. Семёрка – это пятерка и две палочки: VII. Восьмерка – прибавляй еще одну: VIII. А девятка? Думаете, надо опять прибавлять? Нет, наоборот, надо вычитать. Десятка у римлян изображалась Х. (как две ладони) - На странице 36 найдите 3 абзац. Самостоятельно прочитайте до стр. 37, а потом мы вместе обсудим. - Сколько лет длился 1-ый век нашей эры? - Значит 1-ый век закончился в каком году? - Когда начинается 2-ой век? - А когда завершается 2-ой век? (Записываю даты на ленте времени на доске) - Будем учиться определять век по записи года. (На доске - 1300г., 1600г., 2000г.) - Если в записи года после 1-ых двух цифр стоят нули, то первые 2 цифры будут обозначать век. 1300 г. - 13 век, 1600 г. - ? век, 2000 г. - ? век (дети сами предполагают век) - Но если на месте нулей появится другая цифра (или цифры), то значит идёт уже следующий век. 1301г. - 14 век - прошло 13 веков, идёт 1-ый год 14-го века; 1615 г. - ? век - прошло ? веков, идёт ?-ый год ?-го века. На слайде даты важных событий: Разгром фашистских войск под Москвой - 1941 г. Основание Санкт-Петербурга -1703 г. Куликовская битва -1380г. Ледовое побоище -1242г. Какой это год - 12-ый год 19 века? (1812 г.) Какое событие произошло? (Война с армией Наполеона) - Ребята, а какие исторические памятники нашего города вы знаете? |
Слушают учителя.
Рассматривают ленту.
Слушают учителя.
100 лет. - Когда закончился 100-й год. - В 101 году. - В 200 году.
Слушают.
Предположения детей.
1615 г. - 17 век - прошло 16 веков, идёт 15-ый год 17-го века.
Ответы детей по поднятой руке.
Ответы детей. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Практическая работа 1147 г., первое упоминание о Москве в летописи - это историческая дата. Еще одна историческая дата - 753 г. до н. э., основание Рима. - Посмотрим, как эти даты расположить на ленте времени. Кто желает выйти к доске? (Если дети затрудняются, показываю эти даты на ленте времени сама) - Рим был основан за 753 года до н. э., поэтому мы сделаем отметку слева, Москва основана в нашей эре, поэтому отметим справa. Какой из двух городов - Москва или Рим - был основан раньше? На сколько раньше? Что мы сделаем, чтобы решить эту задачу по истории? - Сколько лет назад был построен Рим? Как мы будем решать задачу? - Где на ленте времени мы отметим даты: 1242 г.? 74 до н. э.? 1586 г.? 1384 г. до н. э.? |
Выполняют практическое задание.
Один ученик выходит к доске, располагает даты на ленте времени.
Рим был основан раньше Москвы. 753+1147=1900 753 + 2014 = 2767
Ответы детей. Желающие выходят к доске, располагают даты на ленте времени. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Работа в парах - Для историка важно не только знать, когда произошло событие, но и представлять, где оно происходило. Для этого нужны исторические карты. - Рассмотрите одну такую историческую карту на с. 39 учебника. Чтобы понять ее, необязательно знать исторические события. Карта сама вам все расскажет. Что вам в этом поможет? - Сейчас я предлагаю вам поработать в парах, но перед тем, как приступить к заданию, вспомним правила работы в парах. Задание: Расскажите о событиях, представленных на карте. (На каждой парте карточка с вопросами) 1. Где расположена крепость? 2. Как она обороняется изнутри? 3. Сколько входов в крепость? 4. Что обороняет крепость со стороны реки Дунай? 5. Как наступают русские войска на воде и на суше? Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия. (Ученики работают в парах. В конце слушаем 2-3 пары) |
Слушают.
Условные обозначения.
Называют правила работы в парах.
Выполняют задание в парах.
2-3 пары выступают. |
Включение в систему знаний и повторение |
Узнай по году век 1. Основание Санкт-Петербурга – 1703 год – … (17) век. 2. Крещение Руси, принятие христианства – 988 год – … (10) век. 3. Отечественная война с войсками императора Наполеона – 1812 год – … (18) век. 4. Принятие нового летосчисления от Рождества Христова в России – 1700 год – … (17) век. На партах у вас лежат карточки. Предлагаю проверить свои знания и заполнить пропуски. Задание: Вставь пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание/ «Для обозначения дат событий используются слова: сто лет – … (век), а десять веков – … (тысячелетие). События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к … (нашей) эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось … (до нашей эры). В истории годы принято обозначать с помощью … (арабских) цифр, а века – с помощью … (римских) цифр. Помощницей при изучении истории служит … (историческая) карта» - Сейчас я прочитаю текст так, как должно было получиться и у вас, а вы проверяйте. - Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы! А тем, кто допустил ошибки, рекомендую повторить и закрепить эту тему дома. |
Ответы обучающихся.
Выполняют задания на карточках. Проверка. |
Рефлексия |
- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? Достигли мы её? Что нового вы узнали? Домашнее задание Прочитать текст на с. 36-40, выполнить задания на с. 40 учебника. |
Ответы детей. Записывают домашнее задание. |