Тест для оценки достижений учащихся 3-4 классов по литературному чтению на тему "Люблю природу русскую. Осень"
1. Я знаю произведения, которые читали в разделе "Люблю природу русскую. Осень"
__ Ю. Мориц. "Сказка по лесу идет…"
__ В. Берестов. "Хитрые грибы"
__ К. Бальмонт. "Поспевает брусника…"
__ А. Фет. "Ласточки пропали…"
__ А. Пушкин. "У лукоморья дуб …"
__ М. Пришвин. "Осеннее утро"
2. Я умею выбирать подходящую интонацию для чтения. Отметь, как ты будешь читать стихотворение В. Брюсова "Сухие листья, сухие листья…"
а) весело;
б) задумчиво;
в) грустно;
г) печально;
д) мечтательно;
е) с восторгом.
3. Я могу определить слово по его толкованию.
Канавка, образованная плугом или другим орудием, для отвода воды с полей, называется ...
а) устьице;
б) канал;
в) борозда;
г) озимь.
4. Я умею находить в тексте слова, передающие настроение.
Прочитай стихотворение И. Бунина. подчеркни слова, которые помогают "услышать" шорох листвы.
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Услышать листика шуршанье.
5. Я знаю, чем стихотворный текст отличается от прозаического.
Отметь особенности стихотворного текста.
а) ритм;
б) образные выражения;
в) рифма;
г) короткая строка – столбик;
д) каждое предложение записывается с новой строки.
6. Я – внимательный читатель. Разгадай кроссворд.
По горизонтали:
2. ... (Туча) небо кроет,
Солнце не блестит.
3. Ох и хитрые ... (грибочки)!
Где же спрятались они?
4. ... (Стаи) птиц улетают
Прочь, за синее море.
5. Опустел ... (скворечник) -
Улетели птицы...
6. Я заглядывал под кочки,
Под березовые ... (пни).
7. Под тусклым ветром
Сухие ... (листья),
Кружась, что шепчут,
что говорят?
По вертикали:
1. Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
... (Журавли) летят.
7. Как ты оценишь свой результат?
Работа с текстом
Был уже целый ряд холодных утренников, а от инея покраснели осины и пожелтели березки. В реке потемнела вода, и сама река казалась теперь больше, потому что берега оголели, – береговая поросль быстро теряла листву. Осенний холодный ветер обрывал и уносил засыхавшие листья.
Небо часто покрывалось осенними тяжелыми облаками, ронявшими осенний мелкий дождь. Вообще было мало хорошего, и который день уже мимо неслись стаи перелетной птицы… Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота уже начинали замерзать. А дольше всех оставались птицы водоплавающие.
Больше всех Серую Шейку огорчал перелет журавлей, потому что журавли так жалобно курлыкали, как будто звали ее с собой. У нее сжалось сердце от какого-то тайного предчувствия, и она долго провожала глазами журавлиную стаю, уносившуюся в небе. Как им, наверное, хорошо, – думала Серая Шейка.
Гуси, утки и лебеди тоже начинали готовиться к отлету. Соединялись в большие стаи отдельные гнезда. Бывалые и старые птицы учили молодых. Каждое утро с веселым криком эта молодежь делала большие прогулки, чтобы укрепить свои крылья для далекого перелета. Умные вожаки сначала обучали отдельные партии птиц, а потом уже всех вместе. Сколько было крика, радости и молодого веселья …
И только Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках, поэтому любовалась ими только издали. Что делать, со своей судьбой приходилось мириться. Зато как она ныряла, как плавала! Вода для нее составляла все.
– Нужно отправляться … пора! – говорили вожаки.
– Что нам здесь еще ждать?
А время летело быстро … Вот наконец и роковой день наступил. Вся стая сбилась на реке в одну живую кучу. Это было осенним ранним утром, когда вода еще была покрыта густым туманом. Утиный косяк сбился из трехсот уток. Слышно было только кряканье главных вожаков. Старая Утка не спала всю последнюю ночь, которую она проводила вместе с Серой Шейкой.
- Ты держись около вон того берега, где ключик сбегает в реку, – советовала она. – Там вода целую зиму не замерзнет …
Серая Шейка, как чужая, держалась в стороне от косяка … Да, все были так заняты общим отлетом, что никто не обращал на нее внимания.
У старой Утки, глядя на бедную Серую Шейку, изболелось все сердце. Несколько раз она решала про себя, что останется; но как тут останешься, когда еще другие дети есть и прямо сейчас нужно лететь вместе с косяком?..
- Ну, трогай! – громко скомандовал вожак, и стая разом поднялась вверх.
Д.Н. Мамин-Сибиряк
Вопросы к тексту:
1. Какими словами автор описывает позднюю осень? Подчеркни красным цветом.
2. Перелет каких птиц больше всех огорчал Серую Шейку? ____________________
Почему? ___________________
3. Почему грустила Серая Шейка? Подчеркни зеленым цветом.
4. Восстанови последовательность подготовки птиц к отлету:
__ С веселым криком молодежь делала большие прогулки.
__ Соединялись в большие стаи отдельные гнезда.
__ Бывалые и старые птицы учили молодых.
5. Где Серая Шейка собиралась зимовать? Подчеркни синим цветом.
6. Как автор показывает переживания Утки-матери? Отметь желтым цветом.
7. Как можно озаглавить эту часть из сказки "Серая Шейка"? Запиши.