Работа с текстом на уроках русского языка в 3 классе

Один из важнейших видов работ на уроке русского языка - это работа с текстом. Данные тексты рассчитаны на учащихся третьих классов.

Они позволяют работать не только с орфограммами, но и выполнить все виды разборов.

Текст 1

В апрел…. на почв…. ещё л….жал сне…. В март…. была о(тт,т)епель. Но после о(тт,т)епел... з...мля снова н...крылась бел... п...крывал...м. В начал…. второй недел... апреля пр...рода в...помнила о в...се(нн,н)….. п...год….. В...сёл…. поток…. п...б...жала к реч...к... тал... в...да. На п...лянк... на солнеч..н... мест... п...(е,я )вились цв...ты. В этом месяц... мы радуемся кажд... пта...к... и бука...к.... В ма... ве….ки д...рев...ев п...крылись л...сточ..к….. На свеж... тра...к... п...слись к...р...вы. Всё г...в...рило о близост….лета.

Задания:

  1. Списать текст, вставив пропущенные орфограммы.
  2. Во всех существительных выделить окончания, написать склонение и падеж.
  3. Во всех глаголах выделить приставки. Определить время и число глаголов.
  4. Разобрать синтаксически предложение. Весёлым потоком побежала к речке талая вода.
  5. Выписать из текста 4 словосочетания прил+сущ. Определить род, число, падеж прилагательных.
  6. Выписать из текста по одному слову:
    а) звуков больше, чем букв;
    б) букв больше, чем звуков;
    в) все согласные твердые;
    г) все согласные мягкие;
    д) все согласные глухие;
    е) все согласные звонкие.

Текст 2

После м….тел…. на п….лян…. всё изм….нилось. В б...льшом сугроб… спрятался п...нёк стар… ел.... На снежн... скатерт... в….дны сл….ды ли...сич...к... и белоч..к.... Л...сич...к... хочет...ся найти сле…. мышк….. А вон на ве….к…. м...л….дой сосенк…. белка выгрызает семеч...ки из шишки. В ч….ще леса в ям…. спит медведь. Он останет….ся в берлог…. до в….се(нн,н)…. о(тт,т)епел.... Доро….ка в….дет к избу….к…. л….сника. На ней по….вились волч….и сл….ды. В л….су всегда надо помнить об опас….ност…..

Задания:

  1. Списать текст, вставив пропущенные орфограммы.
  2. Выписать из текста 3 глагола. Определить время и число.
  3. Выписать 5 существительных с предлогами. Определить морфологические признаки существительных.
  4. Разобрать по составу слова: выгрызает, спрятался, снежной.
  5. Разобрать фонетически слово дорожка.
  6. Выписать из текста 3 словосочетания прил.+сущ. Определить род, число, падеж прилагательных.

Текст 3

В июл... на мор…. разыгралась буря. В кажд…. гор...д... и п...сёлк... об(ъ,ь)...вили о ненас...н.… п...год... В ра….он... бури туристам з...пр...тили бывать на пляж.... К...рабли спрятались на ст...янк... в бухт... под защит... насып.... Ноч...ю ветер стал играть в...лнами на п...верхност... моря. Всё т...нуло в шум... и пен.... В яр...ст... в...да била о камн... пристан... и о скалы на п...б...реж...е. Чайки в страх... укрывались в убеж...щ... в скла...ках мес...ност.... Ра...им утро...м пр...шла гр...за с ужас...н... гром...м и ливн...м. В жу...к...м грох...т... и в блеск... разряд….в природа про….вила св...ю злость. Шторм утих к су….от.... До к….нца недел…. облас...н...е ж...тели были в опас...ности.

Задания:

  1. Списать текст, вставив пропущенные орфограммы.
  2. Разобрать синтаксически предложение. Ра...им утро...м пр...шла гр...за с ужас...н... гром...м и ливн...м.
  3. Выписать из текста два существительных. Разобрать их морфологически.
  4. Выписать из текста по два примера на каждую орфограмму: безударная гласная; парная согласная; непроизносимая согласная; двойная согласная.
  5. Выписать из текста по одному слову:
    а) звуков больше, чем букв;
    б) букв больше, чем звуков;
    в) все согласные твердые;
    г) все согласные мягкие;
    д) все согласные глухие;
    е) все согласные звонкие.
  6. Выписать из текста 3 словосочетания прил.+сущ. Определить род, число, падеж прилагательных.
  7. Выписать из текста 3 глагола. Определить время и число.

Текст 4

За наш…. п….сёлк…. т….мнеет б….льшой лес. Перед лес…. л...жит поле. Между пол... и опу….к…. пр….т….нулась д...рога. Над д...рог….н...в….сают ве….ки д….рев...ев. С кажд…. неделей сент...бря д...рев….я п...крывают….ся всё более красоч...н…. осе(нн,н)...м н….ряд….. Мы часто любуемся пр...лес….ным вид... и восхищаемся нов…. цвет... или о(тт,т)енк….. С приход…. поз….н... ос….н... лес пр...щает...ся с чудес...ным убор….. Он н….кроет….ся бел…. п….крывал….. А поле станет снежн…. мор…..

Задания:

  1. Списать текст, вставив пропущенные орфограммы.
  2. Выписать из текста по одному слову:
    а) звуков больше, чем букв;
    б) букв больше, чем звуков;
    в) все согласные твердые;
    г) все согласные мягкие;
    д) все согласные глухие;
    е) все согласные звонкие.
  3. Выписать из текста 3 словосочетания прил.+сущ. Определить род, число, падеж прилагательных.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: тесты, русский язык, 3 класс