Тренировочные карточки по математике для 2 класса

Карточки по математике направлены на формирование аналитической деятельности учащихся 2 класса в работе над текстовыми задачами.

Текстовые задачи занимают значительное место в начальном курсе математики. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе - умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций.

К сожалению, не все учащиеся быстро и легко усваивают последовательность, формы и приёмы работы над задачами. В каждом классе найдется группа ребят, для которых решение задач превращается в определённую степень трудностей, разочарований, неуверенности в себе.

Начало этой проблемы исходит из того, что у пришедших первоклассников преобладает в большей мере наглядно-образное мышление. Дети ещё не умеют оперировать такими мыслительными операциями, как синтез, сравнение, обобщение, классификация, свойственные аналитическому мышлению. Таким образом, одним из важных моментов при решении задач является развитие аналитической деятельности ученика.

В тренировочных карточках подобраны задания, которые развивают аналитическое мышление школьников и способствуют продуктивно организовать процесс обучению задач. Учащимся предлагается найти в задаче недостающие и лишние данные, классифицировать задачи по аналогии способа решения, применить известные способы решения к задачам с буквенными и неопределёнными данными, задания на составление числовых выражений и равенств по предложенной задаче.

Карточки можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы в парах.

Задачи – вопросы

  • Если известно, сколько шаров у Иры и известно, на сколько больше шаров у Кати, то, что можно найти?
  • Если известно, сколько машин уехало и известно, сколько осталось, то, что можно найти?
  • Если известно, сколько мама купила капусты и сколько моркови, то, что можно найти?

 

  • Чтобы найти, сколько птиц сидело на ветке, что нужно знать?
  • Чтобы узнать, на сколько больше красные шары, чем синих, что нужно знать?
  • Чтобы найти, сколько пирожков лежало на тарелке сначала, что нужно знать?
  • Чтобы найти, сколько грибов было в двух корзинах, что нужно знать?

 

Придумайте задачи, похожие на эту, но с другим содержанием.

Марина нарисовала тюльпаны. 4 тюльпана она раскрасила, а 5 тюльпанов ей осталось раскрасить. Сколько она нарисовала тюльпанов?

 

  • Если известно количество ящиков и масса одного ящика, то что можно найти?
  • Если известна масса всех мешков с картофелем и количество мешков, то что можно найти?
  • Что нужно знать, чтобы найти стоимость всех купленных книг (книги одинаковые)?
  • Что нужно знать, чтобы найти массу одной бочки с капустой?

Задачи с недостающими и лишними данными

Вася израсходовал 10 тетрадей в клетку и 6 в линейку. Сколько тетрадей осталось у Васи?

  • Можно ли решить эту задачу?
  • Измените вопрос так, чтобы задачу можно было решить.
  • Дополните условие, чтобы можно было решить задачу.

 

В корзине было 25 яблок и груши. Сколько осталось фруктов в корзине, когда взяли 10 груш?

  • Можно ли решить эту задачу?
  • Дополните условие, чтобы задачу можно было решить.

 

На трех полках стояли книги. На первой полке было 11 книг, а на второй полке на 15 книг больше. Сколько книг стояло на трех полках?

  • Можно ли решить эту задачу?
  • Измените условие так, чтобы можно было решить эту задачу.
  • Поставьте вопросы к первоначальному условию, чтобы задачу можно было решить в одно действие (в два действия).

 

В зооуголке живут 20 кроликов, а кур – на 12 меньше, чем голубей. Сколько зверей и птиц в этом зооуголке?

Измените, условие или вопрос так, чтобы можно было решить эту задачу.

 

Хозяйка разложила 15 морковок в пучки, по 5 морковок в каждый пучок и 20 редисок, по 4 редиски в каждый пучок. Сколько пучков морковки получилось?

  • Все ли числа понадобятся для решения?
  • Измените, условие задачи, чтобы в нем остались только те числа, которые необходимы для решения задачи.
  • Какие вопросы можно поставить к первоначальному условию?

 

Из 24 м шелка сшили 3 платья, 2 блузки и 2 халата. На блузки пошло 4 м шелка, на платья – на 8 м больше, чем на блузки, а на халаты – остальной шелк. Сколько метров шелка пошло на халаты?

  • Все ли числа понадобятся для решения?
  • Измените, условие задачи, чтобы в нем остались только те числа, которые необходимы для решения задачи.
  • Какие вопросы можно поставить к первоначальному условию?

 

В каждый прилет к гнезду скворец несет 3 саранчи, по 2 грамма каждая. В день пара скворцов прилетает к гнезду 40 раз. Сколько саранчи съедят птицы за день.

  • Что вы заметили?
  • Как надо поставить вопрос, чтобы для решения задачи нужны были все данные числа?

Задачи с буквенными данными

  1. На стоянке было a красных машин, а синих – на с меньше. Сколько всего машин было на стоянке?
  2. В лодке гребцов, а на байдарке на с гребцов больше. Сколько всего гребцов в лодке и на байдарке вместе?
  3. В первый день улитка проползла а метров, во второй – на больше, а в третий – столько, сколько в первые два дня вместе. Сколько метров улитка проползла в третий день?

 

  1. Девочке купили а метров синей ленты и метров красной, с метров истратили на отделку платья. Сколько метров ленты осталось?
  2. В бочке было литров воды. В первый день израсходовали а литров, а во второй b литров. Сколько литров воды осталось в бочке?

 

  1. Одна тетрадь стоит рублей. Сколько стоят с таких тетрадей?
  2. Бабушка разложила на с тарелок по а булочек. Сколько всего булочек разложила бабушка?
  3. В коробке карандашей. Сколько карандашей в с таких коробках?

 

  1. В с одинаковых коробках лежит k карандашей. Сколько карандашей лежит в каждой коробке?
  2. Купили а тетрадей. Каждая тетрадь стоит рублей. Сколько денег заплатили?
  3. Пачка печенья стоит рублей, а пачка вафель – в с раз дороже. Сколько стоит вся покупка?
  4. Масса арбуза – а кг, масса тыквы на кг больше. Во сколько раз масса тыквы больше массы арбуза?

 

  1. На с костюмов идет метров ткани. Сколько метров идет на один костюм?
  2. Купили коробок ёлочных игрушек по b игрушек в каждой. Сколько ёлочных игрушек купили?
  3. У плотника с дощечек. Сколько скворечников можно сделать из этих дощечек, если на один скворечник идет дощечек?

Классификация задач

Разбейте задачи на 2 группы.

1. Посадили 12 тюльпанов, по 6 тюльпанов в каждом ряду. Сколько получилось рядов тюльпанов?

2. Посадили 12 тюльпанов в 2 ряда поровну. Сколько тюльпанов посадили в каждом ряду?

3. 15 морковок разложили в 3 пучка поровну. Сколько морковок в каждом пучке?

4. В коробки разложили 12 чашек, по 6 чашек в каждую. Сколько коробок потребовалось?

 

Разбейте эти задачи по две, чтобы из них можно было составить одну задачу.

  • На уроках труда ученики сшили 7 зайчиков и 5 мишек. Сколько всего игрушек сшили ученики?
  • У Светы было 18 конфет, она съела 9 конфет. Сколько конфет у неё осталось?
  • Ученики сшили 12 игрушек и раздали в группы садика, каждой группе по 4 игрушки. Сколько групп получили игрушки?
  • У Светы было 9 конфет, она раздала их трём своим подругам поровну. Сколько конфет она дала каждой из своих подруг?

 

Разбейте данные задачи на 3 группы по сходству решений:

  • В детский сад привезли картофель. После того как на протяжении 7 дней использовали по 6 кг картофеля ежедневно, его осталось 36 кг. Сколько картофеля привезли в детский сад?
  • Мама сделала 5 бутылок вишневого сока, а яблочного в 2 раза больше. Сколько всего бутылок сока сделала мама?
  • Купили 2 баночки клея по 7 рублей и 4 тетради по 5 рублей. Сколько всего уплатили за покупку?
  • Масса дыни 3 кг, а масса тыквы в 4 раза больше. Какова масса дыни и тыквы вместе?
  • В ателье сшили 5 платьев, расходуя на каждое по 3 метра. После этого в ателье осталось 40 метров. Сколько всего метров ткани было в ателье?
  • В городском парке дети посадили 5 рядов берез, по 7 берез в каждом ряду, и 4 ряда кленов, по 6 штук в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили ребята?

Задачи с неопределенными данными

Задачи с неопределенными даннымиЗадачи с неопределенными данными

Работа с текстом задачи

Чип собрал 18 съедобных грибов и 9 поганок, Дейл собрал 6 съедобных грибов, а поганок на 5 больше, чем съедобных грибов. Сколько всего съедобных принесли Чип и Дейл?

Какие  вопросы еще можно задать?

 

Магазин продал в первый день 14 ящиков винограда, а во второй – 18 таких же ящиков. Во второй день было продано на 32 кг больше, чем в первый. Сколько килограммов винограда было продано в первый день и сколько во второй?

Измени вопрос задачи так, чтобы было больше действий в решении (меньше действий в решении).

 

Деду 68 лет, отец моложе его в 2 раза, а сын моложе отца на 23 года. Сколько лет сыну?

Если изменить одно числовое данное – отец моложе деда в 3 раза, придется ли изменить другие числовые данные?

 

Три сборщика собрали 90 кг ягод шиповника. Первый собрал 34 кг, а первый и второй вместе 56 кг. Сколько килограммов ягод собрал второй сборщик и сколько третий?

  • Какие числа в задаче окажутся лишними, если к её условию поставить такой вопрос: сколько килограммов шиповника собрал второй сборщик? (Сколько кг ягод собрал третий сборщик?)
  • Какие еще вопросы можно поставить к этой задаче?

Задания на составление числовых выражений и равенств по предложенной задаче

Задача: Папа дал в кассу магазина 1000 рублей в уплату за две рубашки по цене 200 рублей каждая и два галстука по цене 100 рублей. Сколько сдачи он получит?

  • Составьте как можно больше числовых выражений с данными задачи и со     значениями ранее составленных выражений.
  • Вычислите значение каждого выражения и запишите равенства. Определите   смысл каждого выражения и его значения. Подготовьтесь к представлению результатов вашей работы друг другу.
  • Есть ли среди составленных выражений те, значения которых позволяют ответить на вопрос задачи?Выпишите в отдельные столбцы те составленные вами действия, которые имеют смысл по задаче, и те, которые, по вашему мнению, не имеют смысла.
  • Выпишите из составленных вами выражений последовательности действий, составляющие решение задачи. Найдите несколько решений.
Размер:
24.16 Kb
Скачали:
36

Метки к статье: математика, 2 класс, тесты