Цель и задачи занятия:
Форма проведения: интерактивная работа в малых группах.
Оборудование: ПК, проектор, презентация, раздаточный материал, видеоролик,
Ожидаемые результаты:
Упражнение "Ожидание"
Учитель: Ребята от каждого мероприятия мы обычно что-то ожидаем. И от сегодняшней нашей встречи мы тоже чего-то ждем. (Обучающиеся на стакерах пишут свои ожидания от мероприятия)
- Сегодня мы с вами поговорим об очень важном для каждого человека… Внимание на экран. (демонстрация видеоролика "Притча о доброте")
- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить? (о доброте)
- Доброта… Что означает это слово? (высказывание детей)
- Это все хорошее, доброе, красивое.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
Учитель: Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)
- Конечно, доброта, милосердие, радость, переживание за других людей создают основу человеческого счастья.
- Говорят, что у каждого есть чаша терпения, а мне кажется что у каждого человека есть и своя чаша доброты.
- Отливая из своей чашки доброты в другую чужую мы делимся добротой, но ваша чаша, ребята, всегда должна оставаться полной.
- Сегодня мы с вами попробуем наши чаши доброты наполнить до краев. Для этого потребуется ваша любовь, доверие, откровенность и желание.
Задание 1
- Ребята, а какие пословицы о доброте вы знаете? (ответы детей)
- Каждой группе необходимо собрать пословицу о доброте из предложенных слов.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось, ребята.
Задание 2. "Игра-анаграмма"
- Доброта – это все положительное, хорошее, полезное. А где же она живет?
- Предлагаю образовать новые слова, в которых спрятано слово "добро". (раздаточный материал: душа, сердце, желание, порядок, совесть, нрав)
Добродушный, добросердечный, доброжелательный, добропорядочный, добросовестный, добронравный.
- Как вы понимаете эти слова?
Задание 3. Эксперимент
Эксперимент демонстрирует силу словесного воздействия на человека. Убеждает осторожно выбирать слова в общении с людьми, относиться к ним с уважением, с добротой.
- А сейчас мы проведем эксперимент. Перед вами лежат бумажные фигурки человека.
- Пока я считаю до трех, вы будете говорить обидные слова своей фигурке, но только мысленно, потому что обидные слова вслух нельзя произносить.
- С каждым обидным словом вы будете ее сминать. (учитель считает, дети действуют)
- Отложите фигурку. Посмотрите на нее. Как она теперь выглядит? Почему? А можно это как-то исправить? Как?
- Хорошо, тогда давайте извинимся перед нашей фигуркой, скажем ей приятные слова.
- Я буду считать до трех, а вы вслух будете произносить слова извинений и комплиментов, и с каждым приятным словом разворачивать, расправлять фигурку.
- Только слова должны произноситься громко, потому что добрых слов не надо стесняться, их нужно говорить уверенно и решительно. (учитель считает, дети действуют)
- Посмотрите снова на нее. Она теперь лучше выглядит? Стала ли она прежней? Почему?
- Какой вывод вы сделали для себя, проведя этот эксперимент?
Микро-вывод: обидные слова оставляют раны в душе человека навсегда, поэтому нужно осторожно выбирать слова, которые произносим, с уважением относиться друг к другу и к окружающим нас людям. Порой мы можем обидеть человека даже не сказав спасибо.
- А какие еще вежливые слова вы знаете?
- А как вы думаете, добрый человек обязательно должен быть вежлив?
- Доброта действительно живет в этих словах: здравствуйте, до свидания, благодарю, разрешите, спасибо, простите, прощайте.
Задание 4. Разбор ситуаций
Учитель: Вы молодцы, знаете много добрых, вежливых слов. Ведь добрый человек должен не только знать вежливые слова, но и совершать добрые поступки. Каждый в жизни сталкивается с различными ситуациями, вот например…
Ситуация 1
Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Светкой". "А ты как его зовешь?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!
Права ли была девочка? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!")
Ситуация 2
В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: "Здравствуйте, Ольга Ивановна!" Правильно ли поступила девочка? (Надо было сказать общее "Здравствуйте")
Ситуация 3
Витя и Олег – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, Олег – не очень. Витя по-доброму относится к Олегу, регулярно дает ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая доброта.
- Ребята, добрые люди живут рядом с нами и совершают добрые поступки. Добрых людей гораздо больше, чем мы с вами думаем. Я хочу Вас познакомить с самыми трогательными и добрыми историями, которые произошли в 2019 году.
1. Сотрудник ГИБДД Челябинска Сергей Милюков остановил поток машин и помог хромой собаке перейти дорогу. Как выяснилось позднее, около двух месяцев до этого случая он спас жизнь девушке с приступом. Пользователи соцсетей окрестили полицейского самым добрым инспектором ГИБДД.
2. История Влада Устьянцева из Карабаша дошла до "Первого канала": столько в ней горя и надежды… Парень разбился на мотоцикле и получил серьезные травмы. От него отказались родственники. Но абсолютно чужая женщина, медсестра хирургического отделения Наталья Кушнякова взялась (с помощью других санитарок) поднять Владислава на ноги и стала ему вместо родной матери.
"Все, что ему нужно - доброта. Мы его не бросим!", - сквозь слезы произносит, подавая пример всей стране, героиня. Реабилитация Влада продолжается.
3. В Челябинске дорожная служба ради спасения котенка демонтировала столб дворового освещения. Животное почти двое суток просидело в яме под опорой фонаря, куда провалилось, спасаясь от собаки.
4. В городе Благовещенске волонтеры помогают одиноким пенсионерам. "Очень часто перед Новым годом мы вспоминаем о детях, но редко вспоминаем об одиноких пенсионерах, у которых нет никого.
Они доживают свой век в одиночестве. Вот уже два года подряд мы дарим им маленькую сказку, показывая, что о них помнят", – рассказал волонтер Игорь Меметов.
5. В социальных сетях появилась история о брошенном дворовом псе, которого волонтеры вытащили из канализационного колодца в городе Троицке. Хвостатый бедняга провел на глубине около 3-х метров почти неделю, и неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая судьба, если бы не люди с большим сердцем, которые не смогли пройти мимо измученной дворняги.
- Ребята, эти поступки вызывают искреннее восхищение и вдохновляют окружающих стать лучше.
- А какие добрые дела совершили вы для окружающих вас людей? Делая добро, какие чувства вы испытывали?
Задание 5. Упражнение "Чаша доброты"
- Сегодня очень много говорили о доброте, о добрых поступках.
- Я думаю, что у каждого чаша наполнилась и может даже переполнилась, я предлагаю вам сделать чашу доброты и наполнить ее добрыми словами, поступками и делами для вашего класса. (из раздаточного материала обучающиеся выполняют задание)
- Какая красивая чаша у вас получилась. Заботьтесь о ней, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
- Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми.
- А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми.
Упражнение "Ожидание"
- Сбылись ли ваши ожидания?