Конспект внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов "Сабантуй - народный праздник"

Цель мероприятия:

  • Дать представление о татарском национальном празднике "Сабантуй", о его истории, об обычаях, которые соблюдаются при проведении праздника.
  • Воспитание человеческих ценностей: патриотизма - любви к Родине, природе, людям, уважение к ее истории.

Ход мероприятия

Учитель: Послушаем отрывок из автобиографической повести Г. Тукая "Воспоминания".
- Великий татарский поэт Г. Тукай впервые увидел и участвовал в Сабантуе в деревне Кырлай, куда его отдали на воспитание крестьянину Сагъди.
- Вот как Габдулла Тукай пишет о Сабантуе... (ученики читают)

1 ученик: Прошла моя первая зима в Кырлае. Наступила весна, начали таять снега, обнажились поля, зачернели пашни. Немного спустя настал праздник Сабантуй. В самый день Сабантуя меня разбудили очень рано и дали в руки небольшой мешочек, чуть побольше кисета.

С этим мешочком я и пошел по деревне. Сельчане и без того просыпаются рано, а сегодня, в праздник, народ уже спозаранку был на ногах и, к кому ни загляни, все были готовы встретить тебя с открытой душой и ласковым словом.

И в каждом доме, к кому бы мы не заходили, хозяева отличали меня от других мальчишек как осиротевшего сына муллы и одаривали не только конфетами и парой пряничков, но еще и крашеным яичком.

Мой мешочек быстро наполнился праздничными угощениями, и я вернулся домой. Другие мальчишки, кажется, еще продолжали ходить.

2 ученик: Отец с матерью удивились и обрадовались тому, как быстро и с какими щедрыми дарами я возвратился. Не знаю: пил я в то чай или нет, только помню: отдал матери мешочек, взял себе два-три яичка и выбежал на улицу.

Солнце к тому времени уже поднялось, вся деревня была залита светом, деревенские парни и девушки высыпали на улицу - щеголяли в новеньких лаптях, аккуратно повязав оборки поверх белоснежных шерстяных чулков.

Зайдя с конца улицы, от дома к дому шел главный распорядитель Сабантуя с символом праздника в руке - длинным шестом с яркой цветной тряпицей на высоком конце, - собирая по дворам платки, ситцевые отрезы и прочие вещи.

3 ученик: Когда было покончено со сбором вещей, весь народ - женщины, девушки, ребятня вплоть до малых детей - двинулся вниз на луг. Там разгорелась борьба, конные скачки и всякие другие состязания. Без счета было здесь возов с орехами, семечками и белыми пряниками.

Самым приятным угощением для девушек от джигитов, конечно же, считались именно пряники с красным пояском. На сей счет в наших деревнях сложена даже песенка. Вот она...

Летит беркут над лугами -
Он гусей пугает;
Пряник с алымпоясочком
Девчат соблазняет.

Учитель: Пронеслись, проскакали самые резвые кони, наперегонки бегали мальчишки, победителям вручались почетные дары, на том и Сабантуй и кончился. Так кончился Сабантуй для мальчика Габдуллы. Но этим Сабантуй не заканчивается. Я вам расскажу историю Сабантуя.

История Сабантуя

Каждому времени года татарский народ посвящал по празднику. Сөмбелә проводился 23 сентября. Это праздник урожая, завершение осенних полевых работ. Нардуган проводился 22 декабря. Встреча Нового года. Навруз (Нәүрүз) проводился 21 марта. Проводы зимы, встреча весны. Сабантуй проводился 22 июня. Это национальный праздник по случаю окончания весеннее - полевых работ.

Сабантуй - самый древний национальный праздник татар. Он начал проводиться с VIII века. Булгары (татары) Сабантуй проводили до посевного в апреле. Если земля была готова к посевному, то аксакалы деревни объявляли в день базара о проведении Сабантуя

Подготовка к Сабантую начиналась раньше праздника. Женщины убирались дома, мужчины подметали двор, улицу. Женщины также пекли татарскую национальную еду: чакчак, балеш, треугольник, блины, губадию, и другую национальную еду. Гостей угощали чаем. В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масло. Из этих продуктов готовили кашу, которая называлась Каргаботкасы.

На следующий день дети, надев на себя красивую одежду, отправлялись по домам собирать крашеные яйца.Сбор яиц продолжался часа 2-3. Затем дети высыпали на улицу и там начинались различные игры с собранными яичками. Именно этот эпизод Сабантуя написал Г. Тукай в своей автобиографической повести "Воспоминания".

Сабантуй начинался со сбора подарков. Парни садились на коней идержа шест, с игрой на гармони отправлялись по домам. Молодые люди, останавливаясь около каждого дома, пели песни. В песнях хвалили хозяев, невесту, девушек. Невеста в качестве подарка давала из своего приданого самое красивое вышитое полотенце девушки - вышитый носовой платок, хозяйки - скатерть, а богатые хозяева дарили барана. С песнями и играми сбор подарков тянулся до самого вечера.

Каждая хозяйка давала по 2 яйца. Некоторые вместо подарка давали яйца. Собиралось много яиц. Часть ее сдавали в магазин, на деньги покупали подарки, а остальные яйца применялись на майдане - ее давали победителям.

Место проведения Сабантуя было не постоянным. Обычно он проводился на поляне, где росли деревья и кусты. Это место называлось майданом. В назначенный день аксакалы собранные подарки выносили на майдан. Впереди шел мужчина с шестом, где привязаны были полотенца, платки и ситца - отрез материи для рубашки.

На майдане уже были готовы подарки для тех, кто победит в том или ином соревновании. Самое красивое вышитое полотенце невесты вешали на самый конец шеста. Пониже находились полотенца для победителей на соревнованиях на скачках и в беге.

Соревнования начинались со скачек. Каждый, у кого была лошадь, старался участвовать на скачках. Об этом национальном состязании в своем рассказе написал татарский писатель Г. Ибраһимов "Алмачуар". Рекомендую взять из библиотеки и прочитать.

Соревновались мальчишки с 8 до 12 лет. Участвовавшие в соревнованиях, уходили на старт 5 - 8 километров от майдана. По сигналу главного, скакали в сторону майдана к финишу. На майдане победившего награждали самым красивым вышитым полотенцем невесты. Остальные тоже получали подарки. Лошадей тоже отмечали: им повязывали полотенца, в том числе и пришедшей последней.

Самыми уважаемыми победителями были борцы по национальной борьбе, победители на скачках, по поднятию тяжести, лазанию по шесту, бегуны, потому что веками татарская семья опиралась на сильных, ловких людей.

Основная часть Сабантуя - это национальная борьба. Здесь соревновались с самых маленьких до батыров Сабантуя. Батыр Сабантуя награждался бараном и с ним на плечах совершал круг почета.

После Сабантуя народ, довольный, расходился по домам. В каждом доме был подготовлен праздничный стол. Вечером Сабантуй продолжался молодежными играми. До середины ночи в деревнях слышалась музыка, играли на гармоне и скрипке. Молодежь водила хоровод, танцевала, пела, играла разные игры.

После празднования Сабантуя татарский народ принимался за посев. Я вам рассказала историю Сабантуя. С XX века Сабантуй начал проводиться после весеннего сева в июне. Дословно "сабантуй" означает "Праздник плуга".

Ученики 1 класса расскажут стихотворение "Сабантуй"

Сабантуй - весенний праздник
Праздник дружбы и труда.
Пой, играй и смейся громко,
И танцуй, как никогда.

Шум веселья над полями
Веселись, батыр, ликуй!
Всем народам дарит радость
Славный праздник Сабантуй.

Ученики поют песню "Сабантуй"

Сегодня сабантуй,
С утра поет земля,
Колышутся родные поля.

Итак из века в век,
В работе человек,
Идет по жизни с песней смеясь.

Эх, сабантуй, сабантуй,
Праздник лета и тепла.
Будем праздновать мы вместе,
Веселись и стар и млад.

Эх, сабантуй, сабантуй,
Праздник света и добра.
Под игривый звон курая
Мы танцуем до утра.

Сейчас посмотрим презентацию о Сабантуе.

Итог урока

Учитель: Познакомились с национальным народным праздником Сабантуй, с его историей, обычаями, играми. Народ умел и работать и веселиться.

Размер:
19.76 Kb
Скачали:
8