Классный час на тему "Этикет"

Задачи:

  • привести детей к мыли о том, что жить, не соблюдая правил этикета – это почти то же самое, что двигаться по улице, где никто не соблюдает правил дорожного движения;
  • познакомить детей с правилами поведения в современном культурном обществе;
  • оценить уровень знаний учащихся в области этикета и скорректировать план индивидуальной и общеклассной работы с целью развития гуманистических начал добра, любви, милосердия, уважения.

Цель урока: убедить детей, что знание правил поведения в обществе – необходимо.

Актуализация знаний

Какого человека называют культурным?
Культурный человек должен уметь: слушать и выслушивать, обращаться к собеседнику, благодарить, приносить извинения, правильно вести себя в различных местах. (кино, театре, выставке, школе, в лесу)

Должен знать: как пользоваться столовыми приборами, как вести беседу, доказывать свою правоту, и т. д.
- Как человек приобретает эти знания и умения? Об этом могут рассказать родители, учителя, друзья. Иногда человек сам приобретает новые знания, когда попадает в незнакомую ситуацию.

Правила этикетаПравила этикета

Маленький экзамен
Сжали кулачки, на каждый ответ - нет, разгибаем пальчик. Сколько раз ты ответишь "нет", столько ты получишь очков.

  1. Пальцы, которые ты приготовил для счета, случайно не грязные, не обведены траурной каймой?
  2. Способен ли ты наслаждаться прекрасным пейзажем, удобно развалившись в кресле автобуса, в то время как старенькая бабушка стоит рядом?
  3. Не ищешь ли ты в небе Большую медведицу, когда нужно поздороваться со знакомыми родителей?
  4. Считаешь ли ты, что еда вкуснее, если есть прямо из кастрюли?
  5. Сев за праздничный стол, выбираешь ли ты себе лучшие куски, вместо того, чтобы поухаживать за соседями?
  6. Считаешь ли ты себя обиженным, если учитель спросил тебя о том, чего ты не знаешь?
  7. Знаешь ли ты, сколько у тебя в шкафу чистых рубашек, носков?
  8. Если тебе нужно вынести мусор, ждешь ли ты наступления сумерек?
  9. Не боишься ли ты играть в шахматы с другом, который играет лучше тебя?
  10. Всегда ли ты доволен собой и своими поступками?

Если у тебя 10 очков, ты – олицетворение всех добродетелей и вполне благовоспитанный человек; если больше 5 – ты на правильном пути, из тебя выйдет воспитанный человек; меньше 5 – ты должен поработать над собой.

Давайте послушаем басню и дадим оценки ее героям. (представляют ребята в костюмах животных)
(обсуждение басни)

Однажды лев затеял пир честной
И множество гостей он позднею весной
Созвал из всех своих владений.
Чтоб уберечь от нравственных падений,
Войну пресечь и помирить их всех,

Он приготовил множество потех
Для светских времяпровождений.
В лесу большой накрыт был стол,
Чтоб каждый из возможных зол и бед,
Крушащих белый свет,

Мог выбрать меньшую – обед.
На праздник сей сошлись друзья,
Пестрейшая компания:
Лев – царь с златой роскошной гривой
Сидел с осанкой горделивой,

И взгляд, что молнии метал,
В душе у каждого читал.
Лисичка, рыжая краса по руку правую сидела,
На всех хозяйкою глядела,
За львом следила искоса
И вытворяла чудеса:

- Ах, гости! Будьте здесь как дома,
Не забывая, что в гостях!
Порядок все же не пустяк.
Вам положение знакомо.
Все нынче дорого, и всяк

В еде свою пусть меру знает,
Ведет себя, как подобает!
Ну, что ж, приступим без стесненья, -
И молвила без промедленья,
Склоняясь ко Льву и снизив тон:

- Ах, милый! В пору выйти вон!
Ведь с головы и до хвоста
Все гости – серость, беднота!
А мы с тобой другого круга:

Ты – Царь, а я – Твоя подруга!
А здесь Осел, Козел и Пес.
Рога, копыта, мокрый нос.
И, Боже! Что же вижу я?!
Да это, кажется Свинья!

- Проголодавшись не на шутку,
Не по звонку, а по желудку
Я припожаловала к вам.
И сяду здесь, нет лучше там!-

Прохрюкала Свинья, пошла
И чье-то место заняла,
Явившись в зал без приглашенья
И без законного решенья.
Медведь, устав от важных дел,

Пришел последним в свой удел.
Поприветствовал сердечно.
Видит, время быстротечно,
И полон яств зеленый дом,
Да места нету за столом.

- Кто не успел, тот опоздал!
- запальчиво Козел сказал.
Вот он едва лишь слово вставил,
Как Пес его уже облаял!
- Но ты, Козел, нельзя ли тише!

Ведь я сильней и рангом выше,
И то молчу! – заметил Пес,
Задравши гордо кверху нос.
Да, это свинство! Знаю я!
- Сурово хрюкнула Свинья

А Осел, взглянул сердито,
Поднял уши, вздернул хвост:
- Не корректен ваш вопрос!
Он заметил деловито, -
Медведь совсем неладно скроен
И приглашенья не достоин!

- Сколько ест он, сколько пьет!
Прахом весь доход пойдет!
Тихо взвизгнула Лиса
Выдирая волоса.
- Мог бы я вас всех задрать!!!
Гнев стараясь удержать,

Молвил им Медведь в ответ, -
Но я - то знаю этикет!
Сказать еще что - не нашел.
Попрощавшись, он ушел.
Лапой Лев прикрыл глаза, что - то вякнула Коза,
Стих даже писк лесных Мышей.

Все покраснели до ушей.
Мораль сей басни такова:
Чтоб за себя не стало стыдно,
И чтобы не было обидно
Другим за грубые слова,
Здесь есть один простой секрет -
Соблюдайте этикет!!!

- Кто из героев вел себя правильно, а кто нет?
- Каким человеком вам хотелось бы быть? (культурным или нет)

Правила, вытекающие из обсуждения:

  1. Быть точным и аккуратным.
  2. Уметь владеть собой, не "срывать зло" на окружающих.
  3. Воспитанный человек никогда не дает слова, если твердо не уверен в возможности его выполнения.
  4. Внимательно слушать собеседника, не перебивать его, пока он не закончит рассказ. Никогда не повышать голоса.
  5. Не будьте назойливым: если ваше присутствие неприятно человеку – оставьте его.
  6. В гостях нужно вести себя так, чтобы ваше присутствие было приятно и для хозяев, и для гостей.
  7. Гостей надо встречать приветливо, если вы чем-то огорчены, нужно вести себя так, чтобы гости этого не заметили.
  8. За проявленное к вам внимание, заботу, за любую услугу следует поблагодарить и ответить взаимной услугой и вниманием.
  9. За причиненное неудобство нужно сразу же попросить прощения.
  10. Младших представляют старшим, подчиненного – начальнику, мальчика – девочке.

Работа со словарем

Культура, этикет, милосердие, дружба, уважение.

Из истории этикета

Проблема этикета волновала людей с давних пор. Человеческое общество в процессе своего развития создавало все новые и новые кодексы поведения в попытке отыскать самый полный и совершенный. Давайте заглянем в прошлое и узнаем, каким был этикет раньше.

Сообщения ребят

Возникновение в Японии в 1185 г. Сословия самураев обусловило появление "Бусидо" - кодекса рыцарской чести. Основными его правилами были: отказ от мирских благ и удовольствий, обязанность полного подчинения своему господину – Сегуну, презрение к страданиям. А если самурай допускал неподчинение, или другие проступки, то, согласно кодексу " Бусидо", он должен был смыть бесчестье и неудачи, покончив жизнь мучительным самоубийством – "харакири"

В древнем Китае в 551 г. до н. э. жил мудрец Конфуций, создавший свое философское учение об этикете. В соответствии с ним отношения людей должны определяться следующими правилами: плати добром за добро, уважай старших по возрасту и общественному положению, проявляй заботу о младших, соблюдай семейные традиции.

Конфуций считал, что культурного человека легко узнать по его манерам. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Идти в обуви по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто не приличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более, вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди.

Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Конфуций сказал: благородный человек лишен тревоги и боязни. Ведь коли не найдешь внутри себя изъяна, о чем тревожиться, чего бояться. Благородный человек винит себя, а ничтожный – других.

В древнем Риме среди знатных и богатых господ общепринятыми нормами поведения были: жизнь ради собственного удовольствия, стремление к роскоши, презрение к рабам, которых не считали за людей, и которых разрешалось даже лишать жизни по прихоти хозяина.

Христианская религия проповедовала смирение, всепрощение, покаяние, покорность судьбе и отречение от земных благ.

Применение правил этикета

Давайте попробуем проиграть ситуации правильно с точки зрения этикета.

  • Встреча с: подругой или другом, с незнакомыми людьми, с мамой.
  • Прощание с: подругой, с незнакомыми людьми, мамой.
  • Обратиться к человеку с вопросом. (обращаться надо по имени)
  • Познакомьтесь, пожалуйста – представьте своих друзей родителям.
  • Правильно ли ты поступишь, если, представляя друга ты добавишь: это тот, у которого три двойки в четверти.
  • Скоро Новый год - время подарков. Скажите, пожалуйста, каким должен быть подарок? (подарок должен доставлять радость, быть практичным, простым и недорогим, бескорыстным).
  • Как нужно преподнести подарок? (Красиво упаковать, вручение может сопровождаться добрыми пожеланиями, улыбкой) Как нужно принимать подарок? Поблагодари дарителя, сразу же в его присутствии разверни подарок и вырази свою радость и удовольствие)

Это лишь часть правил хорошего тона, но, применяя даже эту малую часть, вы облегчите вашу жизнь, потому, что хорошие манеры необходимы каждому. Изучение правил хорошего тона мы продолжим на следующих занятиях.

Итог урока

Жить, не соблюдая правил этикета – это почти то же самое, что двигаться по улице, где никто не соблюдает правил дорожного движения, и тогда аварий и столкновений не избежать.

Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни, - вот, что важнее всего. Вежливым, тактичным и деликатным может быть только тот, кто думает не только о себе, но и о других.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!