Цель: уточнить и расширить представления детей о правилах дорожного движения.
Задачи:
Оборудование: модель светофора; модель игрушечного руля; кукла Буратино; картинки с изображением регулировщика, жезла; схема перекрёстка с пешеходными переходами; аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем» (музыка В. Шаинского).
Организационный момент:
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, много нового узнать.
Сообщение темы, целей:
- Дети, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об очень важном – о правилах дорожного движения.
Сообщение нового материала:
- Наша школа и дома, где вы живёте, находятся рядом с дорогой. По ней движутся легковые и грузовые автомашины, автобусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть чёткие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую не просто. Помогают нам в этом три сигнала светофора: зелёный, жёлтый, красный.
(Демонстрация модели светофора)
- За порядком на больших дорогах следит регулировщик. Он управляет движением. В руках у регулировщика палочка - жезл.
(Показ картинок с изображением регулировщика, жезла)
Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой!
Никто на свете так не может:
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
- Рядом с дорогой проложена дорога для пешеходов - тротуар. Вам часто приходится переходить дорогу. Вы ездите с мамами на автобусе по городу, ходите в магазины. Чтобы спокойно переходить улицу, надо знать правила дорожного движения.
Делаем ребятам предостережение: Выучите срочно правила движения! Чтоб не волновались каждый день родители, Чтоб спокойны были за рулём водители.
- Что же это за правила?
Первый ученик:
Должен помнить пешеход:
Есть сигналы светофора –
Подчиняйся им без спора!
Второй ученик:
Жёлтый свет - предупреждение:
Жди сигнала для движения.
Третий ученик:
Зелёный свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут!
Четвёртый ученик:
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Пятый ученик:
На улице будьте внимательны, дети,
Твёрдо запомните правила эти!
Создание проблемной ситуации:
- Ребята, как зовут этого сказочного человечка? (Появляется кукла Буратино)
- Буратино собрался в школу. Но чтобы по дороге до школы с ним ничего не случилось, давайте будем ему помогать. Как только вы услышите, что Буратино делает что-то неправильно, сразу хлопаете в ладоши, т. е. предупреждаете.
- Итак, Буратино взял «Азбуку» и отправился в школу. Все люди шли по тротуару, и сказочный человечек тоже. Но вот дорога. До машины ещё три большущих шага, и Буратино решил, что успеет перебежать.
(Дети хлопают в ладоши)
- Ребята, почему вы предупреждаете Буратино?
(Нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом)
- Пропустил Буратино машины и перешёл дорогу. Времени до начала занятий в школе было ещё много, ведь Буратино пораньше вышел из дома. Тогда он решил читать все вывески, которые встречались на его пути.
- Мальчик, осторожнее! Не считай ворон. Иди правильно - говорили прохожие.
(Дети хлопают)
(По тротуару надо ходить по правой стороне, чтобы не мешать людям, которые идут навстречу)
- Пока Буратино читал вывески, до начала уроков уже осталось мало времени.
- Надо торопиться, - решил деревянный мальчуган.
А впереди ещё одна дорога. Светофор всем приветливо мигал красным глазом.
- Перейду дорогу, - решил Буратино. Ведь машин нет.
(Дети хлопают в ладоши)
(Буратино хотел перейти дорогу на красный свет светофора. А так переходить нельзя, если даже нет машин. Надо дождаться, когда загорится зелёный свет)
- Но вот загорелся зелёный свет светофора. Все пешеходы, и Буратино тоже, перешли дорогу. А вот и школа!
- Ребята, вы помогли Буратино благополучно добраться до школы. А ведь могла случиться беда. Какие правила хотел нарушить сказочный герой?
(Переходить улицу перед близко идущим транспортом, переходить улицу на красный свет светофора, идти по тротуару не по правой стороне и мешать встречным пешеходам)
- Что бы вы посоветовали таким детям, как Буратино?
(Изучать правила дорожного движения)
Физкультминутка:
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
- Молодцы, на все вопросы вы ответили правильно. Теперь послушайте стихи. Когда я буду их читать, вы должны будете или отвечать «Это я, это я, это все мои друзья», или молчать.
- Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья)
- Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора? (Дети молчат)
- Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой? (Дети молчат)
- Знает кто, что красный свет -
Это значит - хода нет? (Это я, это я, это все мои друзья)
Итог:
- Что нового вы узнали?
- Что особенно понравилось?
- Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребёнок. И вы как следует запомните их, всегда выполняйте, а дома расскажите своим братьям и сестрам, мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Не нарушайте их, тогда не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми!
На улице будьте внимательны, дети! Твёрдо запомните правила эти. Правила эти помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда!