Сценарий открытого урока "Я заметен в темноте"

Для проведения среди учащихся 1 – 4 классов по пропаганде использования детьми - пешеходами световозвращающих элементов.

Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; формирование осознания необходимости выполнять требования Правил дорожного движения; популяризация использования световозвращающих элементов.

Задачи:

  • обеспечить усвоение и закрепление норм безопасного поведения на дорогах;
  • познакомить со световозвращающими элементами;
  • разъяснить необходимость использования световозвращающих элементов;
  • разъяснить необходимость использования световозвращающих;
  • способствовать формированию основ безопасного поведения на дороге;
  • сформировать понимание необходимости.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация "Я заметен в темноте!" светоотражатели (жилеты, повязки, наклейки, браслеты и т.д.), костюмы, декорации для сказочных героев, аудиозаписи песен В. Шаинского из мультфильма "Крокодил Гена и его друзья".

Наглядный материал: информационные плакаты, сигнальные карточки (зеленые и красные), "Памятка пешехода", дорожные знаки.

Информационный плакат по использованию световозвращающих элементовИнформационный плакат по использованию световозвращающих элементов

Вступительное слово

Учитель:
Ребята, у нас сегодня необычный урок.
Мы отправляемся путешествовать
По царству – государству,
Где живет народ честной,
добродушный и простой.
Будем их мы обучать
Правила движения соблюдать.
- Нам пришла телеграмма, прочитав ее, мы узнаем кто же жители нашего сказочного государства.

Телеграмма: "Молодой крокодил 50 лет, хочет завести себе друзей, которые знают и научат его, правилам дорожного движения. Обращаться в зоопарк!"
- Вы догадались, кто нам прислал телеграмму? (Крокодил Гена)
- Очень трудно и страшно ему каждое раннее утро добираться до зоопарка, на дорогах много машин, а вечером, когда он возвращается в свою маленькую квартирку , его не замечают как пешехода – водители машин.

Давайте вспомним простые правила пешехода.
- Что нужно знать Крокодилу Гене, чтобы ему было безопасно на дороге? (выступление детей, инсценирование стихотворений, мальчик в костюме светофора, у других детей в руках дорожные знаки)

1. Мальчик Светофор
Мы три чудесных света,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.

Самый строгий - красный свет.
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт!

Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
- Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет!

А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он:
- Препятствий нет,
Смело в путь иди!

Будешь слушаться без спора
Указаний светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро.

2. Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.

Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Ее переходи!

И там, где днем трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая!
Нельзя считать ворон!

3. Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход!
Глубокий подземный,
Как зебра, наземный.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет!

4. Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.

5. По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.

6. Нельзя играть на мостовой!
Ведь ты рискуешь головой!
На мостовой – не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться!
И проспекты, и бульвары,
Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу
Запрещается!
Быть примерным пешеходом
Разрешается!

7. Дорогу так перехожу:
Сначала влево погляжу
И, если нет машины,
Иду до середины.

Потом смотрю внимательно
Направо обязательно
И, если нет движения,
Шагаю без сомнения!

8. Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить вам не мешало.
Но основное из правил - движенья,
Знать как таблицу должны умноженья! (выступающие дети раздают всем учащимся "Памятки пешехода")

Учитель: Молодцы, вы все правильно рассказали, а теперь давайте поиграем.

Игра "Светофор"

(при положительном ответе дети поднимают зеленые кружки, при отрицательном – красные)

Вопросы:

  1. Дорога для пешеходов называется – тротуар?
  2. Дорога для автомобилей называется – проезжая часть?
  3. На проезжей части можно играть в мяч?
  4. Переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу?
  5. Пешеходный переход называется - тигр?
  6. Машины останавливаются на зеленый свет светофора, а на красный движутся?

Учитель:
- Теперь вы все хорошо запомнили правила. Давайте будем их соблюдать (под музыку "Песня Чебурашки" из мультфильма "Крокодил Гена и его друзья" выходит Чебурашка)

Чебурашка:
Здравствуйте, ребята! Я – Чебурашка, друг Крокодила Гены. он все время на работе в зоопарке. А я – один.(грустно вздыхает). А вечером, Гена разрешает мне его встречать. Я, как самый взрослый - самостоятельно прихожу в зоопарк. И знаю правила все дорожного движения.

Чебурашка:
- Мне опасность не грозит,
Как шофер меня заметит –
В тот же миг затормозит.

Учитель:
- Чебурашка, ты такой маленький, как же тебя заметит водитель на дороге, тем более ты весь коричневый? Совсем незаметный пешеход!

Чебурашка:
- Я, самый заметный в мире, потому что, со мной всегда мои помощники – светлячки.
У меня есть Светлячок,
Маленький мой маячок.
Все машины видят,
Значит не обидят.

Учитель:
- А вы, ребята, догадались, что за помощники-светлячки у Чебурашки? (ответы детей - световозвращающие элементы)
- Что называют светлячками на одежде?
- Мы должны научить Крокодила Гену основному правилу дорожного движения в темное время суток.

Работа по теме урока

- Большинство аварий происходит в темное время суток. (слайд 1) Главная причина – нарушение правил дорожного движения как пешеходами, так и водителями и конечно же, плохая видимость на дороге. (слайд 2)

Некоторые пешеходы считают, что водитель их увидит в любой ситуации и объедет. Однако в темное время суток водители с трудом замечают пешехода или замечают слишком поздно. (слайд 3)

Основной способ обезопасить себя от неприятностей на темных улицах и дорогах, в плохих погодных условиях – использовать светлячки, световозвращающие элементы. Это нужный и полезный для пешехода элемент. (слайд 4) Водитель замечает ребенка со световозвращателем на одежде со значительно большего расстояния, чем без него. А значит, выше шансы, что трагедии не случится.(слайд 5)

Во время пересечения проезжей части, пешеход со светоотражающими элементами, даже по пешеходному переходу, обозначает свое присутствие на дороге, дав возможность водителю вовремя затормозить. Именно световозвращающие приспособления позволяют водителю увидеть пешехода на значительном расстоянии. (слайд 6)

Световозвращающие элементы способны отражать свет, падающий под любым углом, что особенно важно на дороге, когда свет фар идет снизу.
Световозвращающие элементы изготавливают из сверхъяркого материала: желто – лимонных, оранжевых цветов. В темноте они отражают свет фар и ярко-ярко светятся. (Слайд 7, 8) Такой огонек делает пешехода заметнее. Световозвращающий элемент снижает риск наезда автомобиля на пешехода в 10 раз.

Большой популярностью стали пользоваться фликеры. (слайд 9, 10,11) Это световозвращатели, специальные детали в одежде детей и подростков. Подвески на булавке или на шнурке закрепляются на одежде, рюкзаке, сумке. Они делаются в основном из пластика. Во многих странах использование фликеров закреплено законодательно. (слайд 12) Чем больше светоотражателей, тем безопаснее твой путь.
Качественный светоотражатель "подмигнет" водителю с расстояния в 400 метров.

Сейчас выпускают самые разные световозвращающие или светоотражающие элементы.
- Какие вы знаете? (значки, браслеты, подвески, наклейки). Демонстрация, применение.
- Куда их можно прикреплять? (на коляски, санки, велосипеды, на одежду)
- Что вы используете в своей одежде? (рассказы детей)

Световозвращающие элементы должны быть видны со всех сторон. Кроме того, световозвращающие элементы светятся, и вы заметны на дороге и еще будете модными и красивыми.

- А каким людям нужна светоотражающая одежда? Чем они занимаются? (слайд 13)
(людям, которые работают на дороге – сотрудникам дорожно-патрульной службы, дорожным рабочим) Они, должны быть заметны на дороге.

- Правила дорожного движения РФ - это основной нормативный документ, который определяет безопасность дорожного движения и
все участники дорожного движения (водители, пассажиры, и пешеходы) должны выполнять требования Правил дорожного движения.

Так вот, в п. 4.1 Правил дорожного движения говорится, что: "При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств". (слайд 14, 15)

Учитель:
- Что необходимо Крокодилу Гене сделать, чтобы стать заметным на проезжей части в темное время суток? (ответы детей)Приложение2
- Давайте поможем Крокодилу Гене прикрепить на его одежду световозвращающие элементы.

Практическая работа "Я – дизайнер"

- Предлагаю вам, чтобы Крокодил Гена стал заметным на дороге в темное время суток, давайте подарим ему фликеры, которые вы придумаете сами(форма, цвет, какой предмет)
- Представьте, что у вас на партах светоотражающий материал, какие бы фликеры вы придумали, чтобы наш герой стал заметным на дорогах? (нарисовать свои фликеры)
Реклама своих работ.

1 ученик:
- В школу мы, когда идем,
Фликер мы с собой берем,
Он защитник наш с тобой,
Подружился он со мной.

2 ученик:
С ними прогулки куда безопасней!
Понимать должны все дети на свете
Что очень важны фликеры эти!

3 ученик:
Пешеход! Надень значок
Или яркий фликер!
Пусть тебя во тьме дорог
Разглядит водитель!

Учитель:
- Запомните все, и взрослые, и дети , и наши сказочные герои, только вы сами можете помочь себе и всегда помнить о своей безопасности на дорогах. Чтобы вы были заметны в темное время суток.

(Звучит музыка из мультфильма "Крокодил Гена и его друзья" Песня Шапокляк) – выходит Шапокляк (см. приложение)
- Здравствуйте! Не ждали?
Я вам сразу скажу -
С правилами не дружу.
ПДД – учить я не хочу.

Я и так самая образованная женщина в мире. Это может подтвердить моя крыса Лариска.
Где хожу я по дороге?
Там, где только захочу.
Светофор совсем не нужен,
Глазами и я моргать могу.

Учитель:
- Дети, давайте расскажем Шапокляк, что с ней может произойти без знания правил дорожного движения (ответы детей). Конечно же, произойдет авария! (Раздается скрежет, звук аварии, крики. Звучит сигнал скорой медицинской помощи)

Что же вы творите, госпожа Шапокляк? Правила дорожного движения не соблюдаете, так еще и передвигаетесь в темноте без световозвращающих элементов на одежде. Даже животным надевают светоотражающие жилеты, чтобы водители видели их в темноте. Обязательно нужно соблюдать правила дорожного движения. А в темное время суток в вашей одежде должны быть светоотражающие элементы.

Шапокляк:
- Модно одеваться я люблю. И, что, я вся буду светиться?
- Ладно, ладно, все поняла. Буду умненькой и благоразумненькой и выучу все ваши правила и куплю себе жилет желтенький, браслетики разные и значки!!!!
- Ваши светящиеся в темноте элементики помогут мне не только быть самой модной, но и спасут от аварийной ситуации на дороге.
- А дети знают, что надо делать, чтобы быть заметным на дороге?

Тест

(выбрать правильный ответ; из букв с правильным ответом составить слово)

1. Почему световозвращатели так называются?
А. Потому что они посылают свет на Солнце.
Ж. Они возвращают свет в тот источник, откуда он пришел.
В. Они возвращают свет, если его отключили.

2. Какие цвета одежды наиболее защитят тебя в темное время суток?
И. Оранжевый и желтый.
А. Серый и фиолетовый.
К. Цвет хаки.

3. Что должен делать пешеход, чтобы стать заметней для водителя?
А. Зажечь свечку.
Б. Громко кричать, махать руками.
З. Надеть световозвращающий жилет или иметь на одежде светоотражатели.

4. С какого расстояния водитель может увидеть пешехода в светоотражающем жилете?
У. 4000 сантиметров.
А. 4 километра.
Н. 400 метров.

5. Что надевают на себя работники дороги?
А. Спасательный круг.
Д. Лыжный костюм
Ь. Желтый жилет

Из правильных ответов составили слово ЖИЗНЬ.

Эмоциональный итог урока

Учитель:
Самое ценное и дорогое у человека – это жизнь. Мы должны всегда помнить о своей безопасности на дорогах. Будьте предельно внимательны и всегда соблюдайте правила дорожного движения на дороге. Пешеходам в темное время суток при переходе проезжей части необходимо иметь на одежде светоотражающие элементы.

Памятка школьнику по поведению на дорогеПамятка школьнику по поведению на дороге

Помнить все должны вокруг,
Кто в дороге добрый друг.
С собою фликер ты возьми
И в беду не попади!

- Наши сказочные герои благодарят вас, ребята, за урок и вместе с нами они теперь точно знают, как быть заметным на дороге в темное время суток и в плохих погодных условиях.

Исполняется песня на мотив В. Шаинского "Пусть бегут неуклюже" (вместе со сказочным героями)

Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам
А вода по асфальту рекой
И темно на дороге.

И не видно шоферу
Где и сколько шагает людей.

Припев:
Я сверкаю на дороге
У машины на виду
Чтобы знали все в округе
Что я с фликером иду.

Рефлексия проведенного урока

- Вам понравился урок? (метод "Микрофон")
Учитель предлагает, используя цвета светофора (красный и зеленый), лежащие на столе у каждого обучающегося, оценить работу на уроке.
- Дети, у нас в классе светофор зажег зеленый свет. Впереди много важных дел. Где бы вы не были, чем бы не занимались , но всегда помните о правилах дорожного движения и будьте заметны на дороге в темное время суток.

Утром рано, в темноте
Светлячки горят везде!
Это детки появились,
Очень в школу торопились
Эй, водитель, не ленись,
Обязательно остановись!
- Всем спасибо за урок.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: сценарий праздника, ПДД