Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике.
Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия "функциональная грамотность".
Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении
Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Термин введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО.
ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413).
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Проще сказать, что функционально грамотная личность – это человек: ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий:
Введение ФГОС направлено на:
Учебно-методическими средствами обучения являются:
Ключевым учебно-методическим документом является ФООП , который определяет единые стандарты и содержание образования. Введение ФООП направлено на обеспечение единых школьных программ и создание равных возможностей для всех учащихся.
Математическая грамотность – это способность учащегося формулировать, применять и интерпретировать математику в различных контекстах.
Составляющие:
Формирование математической компетенции может быть достигнуто с помощью верно поставленных практических вопросов.
Для развития компетенций в области естественных наук, необходимо уметь правильно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять природные явления и находить соответствующие доказательства. В данном случае могут быть полезны задачи на анализ и сравнение природных явлений, географических карт и окружающей среды.
Глобальные компетенции подразумевают способность ученика использовать свои знания самостоятельно или в команде для решения масштабных проблем.
Этот аспект развивается через задания, которые требуют анализа причинно- следственных связей между событиями, явлениями и их глобальными последствиями. Ученикам предлагается рассмотреть ситуации, связанные с демографией, экономикой, экологией и другими глобальными вопросами и на них ответить.
Ребенок должен быть в состоянии управлять своим поведением, готов к принятию новой информации, способен к открытому общению и сотрудничеству в группе. Этот аспект способствует развитию аналитического и критического мышления, формирует умение проявлять эмпатию и успешно взаимодействовать с другими.
Совместные исследования помогают создать уважение к чужим точкам зрения и культурам, что становится важной частью современного образования и способствует развитию личности, способной воспринимать и уважать разнообразие мнений и убеждений.
Этот аспект охватывает все аспекты творчества в самом широком смысле: способность создавать новые идеи, усовершенствовать существующие концепции, предлагать эффективные решения и использовать воображение.
Развитие креативного мышления может быть достигнуто через совместную работу, такую как создание стенгазеты, разработка расписания уроков и плана действий, или создание художественных произведений на актуальные темы или фантастических существ.
Примеры креативных заданий: прямые и обратные задачи, задачи с несколькими решениями, задачи, в которых нет вопроса, ребусы, словарные диктанты с творческим подходом (учитель читает загадки, а учащиеся их отгадывают.
Отгадками являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая непроверяемые буквы, ставя ударение). Учитель показывает картинки с изображением предметов - словарных слов. Можно их сгруппировать по темам (овощи, фрукты, школа…).
Финансовая грамотность включает в себя ознакомление школьников с основными понятиями в области финансовых инструментов и развитие способности принимать решения, которые способствуют улучшению их собственного финансового благополучия.
ФГОС включает в себя задачу формирования функциональной грамотности у младших школьников и старшеклассников. Примером такой грамотности является умение читать тексты с аналитическим подходом, где ответы не всегда однозначны, и требуется анализировать и обсуждать тему.
Базовый навык функциональной грамотности
И поскольку я учитель русского языка и литературы, расскажу о тех приемах, формах и методах формирования читательской грамотности и креативного мышления, которые применяю я.
Групповая работа
На уроках русского языка в 6 класс при изучении темы "Фразеология. Фразеологические обороты" ребятам в качестве домашнего задания нужно было нарисовать фразеологизм, каждый из ребят выполнил задание, а кто-то даже не один, таким образом, получилась небольшая книжка "Фразеология в картинках".
На уроках литературы я использую прием "чтение с остановками", что в наше время очень актуально, потому что словарный запас у детей небогатый и многие слова приходится объяснять. Этот прием позволяет провести лексическую работу с незнакомыми словами и понять, насколько учащиеся понимают то, о чем читают.
Игровая форма работы
Очень часто в 5-6 классах перед началом новой темы мы повторяем старую, но чтобы было не скучно делаем это в игровой форме. Например, по теме "Словосочетание" при повторении того, чем отличается грамматическая основа от словосочетания, детям нужно составить букет в двух вазах: одна "Словосочетание" другая "Грамматическая основа", цветы - это примеры словосочетаний и грамматических основ предложений.
На уроках литературы по изученному произведению мы играем в "Правда/ложь". Ребята дома составляют вопросы, а на уроке задают друг другу. Таким образом, мы можем проверить, кто читал, а кто нет, и насколько глубоко было осмысленно прочтенное. При изучении тем "Загадки", "Считалки" ребята придумывают их сами, а на уроке загадывают загадки и считаемся, становясь в круг.
Творческие задания
Также в 6 классе при изучении темы "Жаргонизмы" мы с ребятами говорили о видах жаргонизмов – сленге. Домашним заданием было выписать строчки современных песен, в которых встречаются такие слова.
Из этой работы получился небольшой информационный справочник "По словам современной музыки".
На уроках литературы я очень часто предлагаю ребятам сделать кроссворды, викторины по изученному произведению.
Исследовательская деятельность
Ежегодно в нашей школе проходит Научно-практическая конференция, и мы с ребятами в ней стараемся каждый год принимать участие. Темы для исследований берем разные: "Литературная кухня", "Секреты современного гардероба, или Неологизмы, называющие предметы одежды", "Волшебные слова", "Слова-паразиты в речи современных школьников".
На уроках русского языка по теоретическим сведениям очень активно использую прием "составление кластера". В 5-6 классах составляем совместно, а уже с 7-го класса дети составляют самостоятельно.
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен, прежде всего, уметь работать с информацией: находить ее, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов и в рамках внеурочной деятельности.
Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе.