В последние годы методическая ценность открытых уроков значительно снизилась. Как правило, в сознании учителей открытые уроки вызывают негодование, рассматриваются как элемент контроля и последующего наказания и в редких случаях поощрения.
Давайте разберемся, так ли страшны открытые уроки…
Открытый урок - подготовленное занятие, которое учитель проводит со своими учениками перед приглашенной аудиторией (администрация ОУ, эксперты, педагоги, студенты, родители и другие заинтересованные лица)
Открытый урок может быть проведен в любой области знаний и на любом уровне обучения. Ясно одно - открытые уроки были и будут в школе. Их приходится давать для проверяющего завуча, у которого в плане стоит «посещение уроков», при подготовке к аттестации, для молодых учителей с целью обмена опытом.
Учитель дает открытый урок в начальной школе
Показ открытых уроков преследует определенные цели:
- открытость и прозрачность образования. Общественность может увидеть, как учатся современные дети и какие методы преподавания используют педагоги;
- популяризация образования - привлечение внимания общественности к важности обучения и развития;
- привлечение новых учеников в образовательное учебное заведение (повышение рейтинга).
- повышение качества образования и профессиональных навыков педагогов на основе анализа урока и получения обратной связи от коллег и экспертов.
Кому нужны открытые уроки?
- Самому учителю получить обратную связь от коллег и экспертов в области образования, обнаружить свои сильные и слабые стороны, улучшить методы преподавания и повысить качество своих уроков.
Коллегам обобщить опыт учителя и изучить новые методы преподавания, улучшить свою работу и повысить качество уроков.
Администрации образовательного учреждения оценить качество работы учителя для поддержки его дальнейшего профессионального развития;
Проверяющим инстанциям (ГИБДД, комитет образования города, ветераны ВОВ и др) для отчета;
- Родителям учащихся, чтобы выбрать школу для ребенка.
Рассмотрим плюсы и минусы открытого урока.
Плюсы открытого урока
- ученики получат возможность показать свои лучшие качества: уверенность, креативность и лидерство и другие;
- ученики почувствуют ответственность за свои действия и успехи в учебе, смогут повысить мотивацию;
- родители могут увидеть, как их дети учатся и взаимодействуют с другими учениками и учителем, смогут пообщаться с учителем, чтобы получить больше информации о том, как лучше поддерживать своих детей в учебе;
- учитель получит обратную связь от родителей и других заинтересованных лиц;
- участники учебного процесса осознают связь между учебными целями и ожиданиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС);
- 6учитель получит возможность обмена опытом и идеями с коллегами, которые наблюдают за уроком и обсуждают свои методы обучения, происходит обучение молодых педагогов.
Минусы открытого урока
- некоторые ученики испытывают страх или тревогу при посторонних, если не уверены в своих знаниях или навыках, другие ученики, наоборот, проявляют «сверх активность», чем вредят учителю;
- учитель может чувствовать тревогу, волнение, стресс, так как его работу оценивают другие люди.;
- если учитель проводит прогон урока или репетицию заранее, это сказывается на естественности, фальшь сразу видна.;
- излишняя перегрузка урока учебным материалом: раздаточный материал, видео, музыка, опорные конспекты. Присутствует все, что невозможно «впихнуть» в обычный рабочий урок – превалирует внешняя атрибутика;
- длительная подготовка документации, а именно, написание конспекта урока, подготовка наглядности, индивидуальных карточек, презентации и др.;
- задумка открытого урока может не воплотиться в желаемое, если учитель молодой, не имеет подготовки и уверенности в своих методах обучения, или не справился с дополнительным давлением и требованиями, связанными с проведением открытых уроков;
- со стороны родителей и учителей нужно быть готовым к критике, что может создать негативную атмосферу на уроке или после него.
Составляющие эффективного открытого урока:
- аудитория (не менее 2-х гостей);
- последующий самоанализ урока учителем;
- последующий разбор урока, анализ (плюсы и минусы);
- вопросы и ответы присутствующих по уроку.
Таким образом, открытый урок может быть полезным опытом для всех заинтересованных лиц. Он требует тщательной подготовки и понимания потенциальных рисков и проблем, связанных с таким форматом урока. С помощью открытых уроков, их анализа и обсуждений, можно за короткое время поднять уровень преподавания в школе или другом образовательном учреждении.
Admin