Статья "Совершенствование бега у детей старшего дошкольного возраста"

Основы здоровья, долголетия и физического развития закладываются в дошкольном возрасте. Это развитие является естественным биологическим процессом, но на него можно влиять в нужном направлении, исходя из анатомо-физиологических и психологических особенностей детей.

Известно, что дети в гораздо большей степени, чем взрослые, испытывают естественную потребность в движении, которую необходимо удовлетворять. Физические упражнения являются необходимым условием для нормального функционирования человеческого организма.

Кроме того, во время игры и физической активности дети учатся и активно познают окружающий мир. Это способствует умственному развитию и формированию моральных и мотивационных качеств. Поэтому неудивительно, что дети, регулярно занимающиеся физкультурой, жизнерадостны, энергичны и работоспособны.

Ключевые слова: бег, дети дошкольного возраста, выносливость, спорт, движение, игра.

Физическая активность является основой любой деятельности, особенно игры. Ограничение физической активности у детей противоречит биологическим потребностям растущего организма и оказывает негативное влияние на физическое здоровье (замедление роста, снижение сопротивляемости инфекциям) и двигательную функцию. Это приводит к задержкам в умственном и сенсорном развитии.

В настоящее время двигательная функция многих детей дошкольного возраста развита не полностью, дети малоподвижны. Большинство детей школьного возраста имеют недостаточную физическую подготовку и неудовлетворительное состояние здоровья, включая хронические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Важной особенностью детей школьного возраста является взаимосвязь и взаимозависимость между состоянием здоровья и физическим и нервно-психическим развитием ребенка. Здоровые и физически крепкие дети не только меньше подвержены заболеваниям, но и лучше развиваются умственно.

Двигательные игры развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат и предотвращают нарушение осанки. Подвижные игры не только укрепляют здоровье, но и имеют образовательное значение. Они способствуют развитию у детей внимания, наблюдательности, силы воли и характера.

Но перед тем как идти дальше, необходимо дать определение понятию бег и рассмотреть некоторые особенности детей старшего дошкольного возраста.

Бег - это циклическая двигательная активность, при которой двигательные движения строго повторяются

Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя работу органов и систем, усиливая обменные процессы, способствуя общему физическому развитию и улучшая деятельность центральной нервной системы.

Виды бега

  • бег на цыпочках;
  • бег с высоким подниманием бедер, что укрепляет мышцы живота, спины и стоп;
  • бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу;
  • бег между предметами, бег с предметами (обручи, скакалки и т.д.);
  • бег в ограниченном пространстве - челночный бег, развивающий координацию движений и ориентацию в пространстве;
  • бег на время;
  • бег по кругу;
  • бег с целью убежать или поймать.

Возраст между 5-6 годами известен как "начальная фаза роста", и за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Каждый возрастной этап характеризуется различной интенсивностью роста отдельных частей тела: В возрасте 6 лет длина ноги, ширина таза и ширина плеч быстро увеличиваются у обоих полов. Однако существуют индивидуальные различия в этих показателях, а также различия между мальчиками и девочками.

На фоне слабой корреляции с антропометрическими характеристиками увеличение физиологических показателей позволяет предположить, что этот период во многом зависит от обучения и индивидуального двигательного опыта ребенка.

Рост детей в возрасте 5-6 лет составляет примерно 106,0-120,0 см, вес - 15,0-26,0 кг; среднемесячная прибавка в весе и росте у детей 5-6 лет составляет 200,0 г и 0,5 см соответственно. Окружность грудной клетки зависит от физического состояния ребенка, его физического развития и физической подготовки (развитие мышц, дыхательной функции и сердечно-сосудистой системы) и составляет в среднем 49-55 см.

Развитие скелетных мышц Развитие опорно-двигательного аппарата (скелета, суставов и связок, мышц) у детей в возрасте 5 и 6 лет еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться в размере, форме и структуре, и различные стадии развития костей не одинаковы.

К 6 годам завершается сращение вершины черепа и окостенение слухового прохода. В этом возрасте сращение отдельных частей черепа еще не завершено. Между костями черепа еще сохраняется хрящевая ткань, чтобы мозг мог продолжать расти. Окостенение опорной части носовой перегородки не завершено.

Позвоночник детей в возрасте 5-6 лет подвержен деформирующему воздействию. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Эластичность и гибкость детских костей может привести к травме как позвоночника, так и конечностей. Эти особенности должны учитываться воспитателями во время игр и занятий спортом, так как даже небольшой ушиб носа или уха может привести к травме.

Опорно-двигательная система
В развитии мышц есть несколько "вех". Одна из них приходится на шестилетний возраст, когда крупные мышцы туловища и конечностей хорошо развиты, но мелкие мышцы, особенно мышцы рук, еще слабы. В результате такие задачи, как ходьба, бег и прыжки, осваиваются относительно легко, но упражнения, связанные с работой мелких мышц, даются с трудом.

Сердечно-сосудистая система
К пяти годам сердце ребенка в четыре раза больше, чем в период новорожденности. Это приводит к формированию интенсивной сердечной деятельности, процесс, который не завершается до полового созревания; к шести годам его средняя частота составляет 92-95 ударов в минуту.

Дыхательная система
Жизненный объем легких у детей в возрасте 5-6 лет составляет в среднем 1100-1200 см3, но варьирует в зависимости от других факторов (длина тела, тип дыхания и т.д.) К 6 годам у детей появляется выраженный паттерн грудного дыхания; среднее число вдохов в минуту составляет 25; максимальная легочная вентиляция в возрасте 6 лет составляет около 42 дц3 в минуту воздуха. Этот показатель увеличивается в 2-7 раз во время занятий гимнастикой и еще больше во время бега.

Нервная система
Развитие центральной нервной системы характеризуется быстрым формированием многих морфо-физиологических особенностей. Так, поверхность мозга шестилетнего младенца составляет более 90 процентов поверхности коры головного мозга взрослого человека. Лобные доли мозга развиваются быстро.

Например, происходит дифференциация нейронных элементов в слое (так называемой ассоциативной зоне), где завершаются процессы, определяющие успех или неудачу сложных умственных действий, т.е. обобщение, распознавание порядка и причинности событий, образование сложных аналитических связей и т.д.

На шестом году жизни ребенка завершаются основные нейронные процессы - возбуждение и особенно торможение. В этот период легче формируется условное торможение всех видов. Развитое дифференцированное торможение положительно влияет на соблюдение ребенком правил поведения. Дети чаще ведут себя "правильно" и избегают обмана.

Возраст 6 лет - это период большого воображения. Воображение ребенка становится ярким и восторженным, особенно во время игры. Развитие личности в первые годы дошкольного детства характеризуется приобретением новых знаний и проявлением новых качеств и желаний. Формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная, волевая и практическая.

Поэтому, выявив анатомо-физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста, можно более эффективно работать над развитием навыков бега. Что же касается особенности совершенствования навыков бега у детей старшего дошкольного возраста, то здесь не все так просто.

Бег - это самое распространенное движение, используемое всеми детьми в повседневной жизни, независимо от того, посещают ли они детский сад или играют на детской площадке во дворе. Он требует хорошо скоординированных движений рук и ног, правильной осанки и постановки стопы, соответствующей виду бега. Повторение отдельных циклов (отталкивание, полет и приземление) позволяет бегуну долгое время бежать без напряжения и развивает выносливость.

Задача упражнений при обучении детей старшего дошкольного возраста бегу заключается в развитии хорошей координации рук и ног, а также легкого, быстрого, свободного и поступательного движения. Бег предполагает попеременное сокращение и расслабление многих групп мышц.

В повседневной жизни и играх дети в основном используют слегка согнутые ноги для бега с умеренной скоростью при смене направления. Однако другие виды бега (ускорение, бег в медленном темпе, бег с высоко поднятыми коленями), которые важны для развития ловкости, скорости, выносливости и других двигательных навыков, также должны преподаваться на интегрированных уроках физкультуры.

Чтобы дети старших групп не потеряли интерес к бегу, их нужно заставлять менять темп и направление бега, быстро останавливаться и снова продолжать бег, оббегать предметы, чередовать бег с другими движениями. (ходьбой, лазаньем, прыжками и т.д.)

С учетом возрастных особенностей дошкольники могут бегать следующими способами: обычный бег в спокойном темпе, бег на скорость, включая препятствия и другие движения (лазанье, прыжки), бег в изменяющемся темпе, медленный бег. Упражнения в беге и беге трусцой технически отличаются. Тренеру необходимо знать эти особенности, чтобы избежать ошибок, легче и быстрее их исправить, правильно определить цели и методы тренировки.

При выборе методов обучения наглядности следует руководствоваться развитыми пространственными, временными и количественными качествами детей, их способностью воспринимать связи между предметами и явлениями окружающего мира. Чем ниже уровень развития моторики, тем более конкретной и полной должна быть визуализация.

Наиболее сложные задания необходимо показывать в разных плоскостях и многократно повторять в течение урока. Известно, что движения усваиваются лучше, когда их демонстрируют дети. Учитель должен объяснить детали упражнения.

Методы сенсорной ориентации с использованием зрительных подсказок (предметов, игрушек, знаков, деталей окружающей среды) также должны отвечать определенным условиям применения: для детей с достаточной физической подготовкой подсказки следует располагать на расстоянии максимального двигательного навыка.

Для детей с недостаточной физической подготовкой - на расстоянии, которое можно преодолеть без дополнительных усилий. Это мобилизует физические возможности первых и дает вторым уверенность, удовлетворение и веру в себя для достижения своих целей.

Описание, анализ и оценка упражнения помогут детям выполнять его осознанно. Физически неподготовленные дети нуждаются в подробном и последовательном изложении метода выполнения упражнения и демонстрации каждого элемента.

Среди методов выполнения особое внимание следует уделять повторению упражнений и подвижным играм, но вариативное повторение наиболее эффективно в группах детей с достаточной физической подготовкой. При этом изменяется характер упражнения. Это повышает интерес к упражнению и способствует лучшему выполнению.

Игровой метод также неоднозначен. Для детей, которые недостаточно физически подготовлены, проводится игра, в которой все выполняют одно и то же движение, чтобы они могли выполнить его хорошо. В группах детей с полной или близкой к полной физической подготовкой наиболее эффективны игры с элементом соревнования. Тренеры учитывают вышеперечисленные особенности и подбирают методики, которые воздействуют на детей индивидуально.

Таким образом, развитие беговых навыков у детей старшего дошкольного возраста требует сочетания различных наглядных, словесных и практических методов и приемов. На этапе развития акцент следует делать на практические методы и приемы, которые должны применяться в форме тренировок и игр / соревнований.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что полноценное физическое развитие дошкольников - это, прежде всего, своевременное формирование двигательных умений и навыков и развитие у детей интереса к различным, доступным видам движений и физических качеств.

Большое значение в системе физического воспитания дошкольников имеет развитие основных движений, таких как ходьба, бег, метание, прыжки и лазание. Они являются характерными чертами повседневной общественной жизни и являются важным средством физического воспитания. Систематическое выполнение основных движений положительно влияет на общее физическое развитие ребенка, развивает сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат, развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила и выносливость.

Для детей постарше беговые упражнения становятся более сложными. Они смогут технично и точно выполнять различные приемы бега, например, бег на коротких и частых цыпочках, бег с широкими шагами и большими, легко летящими шагами, а также бег с большими движениями рук. Педагоги поощряют детей, способных применять соответствующую заданию технику бега, и положительно оценивают их способность бегать легко и свободно с естественными движениями рук в любых ситуациях.

Чтобы поддерживать интерес к бегу, детям старшего возраста следует давать следующие задания при беге в умеренном темпе Изменение темпа и направления бега, остановка и повторный бег, бег вокруг предметов, изменение направления, работа в парах, переключение между бегом и другими видами деятельности. (например, ходьбой, лазанием, полетом)

Бег по пересеченной местности также проходит в умеренном темпе; дистанция бега по пересеченной местности для шестилетних детей составляет 150-200 метров. Во время бега дети должны преодолевать некоторые препятствия, перепрыгивать через них или переправляться через них.

В старших группах для развития двигательных навыков, таких как скорость и выносливость, дистанцию бега увеличивают: дети соревнуются, пробегая 20-30 м в быстром темпе или пробегая дистанцию 10 м три или четыре раза подряд.

Чтобы повысить выносливость, пробегите от 0 до 100 м, пройдите половину пути, а затем снова пробегите то же расстояние; бег в медленном темпе занимает больше времени - от 1,5 до 2 минут. Сначала учитель показывает, как бежать в медленном темпе, затем один из детей показывает, как бежать в ровном и комфортном темпе. Медленный бег лучше всего проводить на свежем воздухе.

Размер:
22.91 Kb
Скачали:
5

Метки к статье: обмен опытом, физкультура