Статья "Учебные проекты на уроках физики"

Что такое проект? Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель.

В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Основные этапы работы над проектом – это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия.

Метод проектов можно применять как в классе в виде самостоятельной, индивидуальной, групповой работы учащихся в течении различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникаций

Остановимся на проектах, которые можно выполнить в рамках одного урока. Для чего используется метод проектов на уроке? В первую очередь – заинтересовать обучающегося!

Физика достаточно сложный предмет, не всем "по душе", но изучать необходимо! Что же делать? Вводить уроки, на которых ученики могут работать творчески, исследовать, творить! Приведу несколько конкретных примеров из своей практики. Но, сначала немного о самом учебном проекте.

Метод проектов имеет ряд преимуществ:

  • возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
  • обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
  • проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
  • позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным, межпредметным, надпредметным. Такие проекты полностью подчинены логике научного исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Такой проект, например, можно провести на уроке физики в 8 классе при изучении темы "Влажность воздуха", в 7 классе при изучении темы "Диффузия", в 9 классе при изучении темы "Ядерная энергетика сегодня", "Альтернативные источники энергии".

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, обусловленному логикой, принятой группой и интересами участников проекта.

В данном случае следует договариваться о планируемых результатах и форме их представления. В 7 классе: тема "Давление" - "Приборы для изучения давления газов и жидкости" (брошюра), "Воздухоплавание и плавание судов" (стенгазета); тема "Работа. Мощность. Энергия" - "Механическая энергия" (листовки). В 8 классе: тема "Электрические явления" - "Электронагревательные приборы" (брошюра).

Игровые проекты – структура только намечается и остается открытой до конца проекта. Участники принимают на себя роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Степень творчества очень высокая, но доминирующим видом деятельности является ролевая, игровая. Это могут быть уроки – конференции – заседание НИИ, в котором принимают участие сотрудники института, журналисты, эксперты и гости. У каждого своя роль, свое задание, свой конечный продукт.

Например, в 9 классе: тема "Механические колебания и волны" - "Звуковые явления"; в 11 классе тема "Производство, передача и использование электроэнергии", "Альтернативные источники энергии". В 7 классе урок-игра "Суд над инерцией", в 8 классе – "Путешествие в Электризацию": у обучающихся также своя цель и свой продукт работы к концу урока.

Информационные проекты еще называют теоретическими. Этот тип направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта обозначается следующим образом: цель проекта, его актуальность, методы получения и обработки информации и результат (статья, тезисы, реферат, доклад, видеофильм, презентация).

В 7 классе – тема "Физика и техника" (рубрика/статья для общей стенгазеты), "Золотое правило механики" (слайды для презентации).

Практические проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Самостоятельное выполнение приборов, устройств и моделей по физике учащимися.

С большим интересом делают такие работы учащиеся 7 класса (катапульта, фонтан, кристаллы); 8 класс (перископ, электроскоп, крутящийся абажур лампы, модель солнечного и лунного затмения). Выполнение таких проектов возможно только в домашних условиях с защитой на уроке.

При использовании метода проектов существуют два реальных результата проделанной работы. Первый - педагогический эффект от включения обучающихся в процесс анализа данных и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора так и результаты собственной деятельности.

Вторая составляющая оценки результата - та видимая часть "айсберга", которая и является выполненным проектом. Причем оценивается не объем усвоенной информации, а ее применение в деятельности для достижения поставленной цели.

Лично мне проекты на уроках очень помогают в работе. Ребята с интересом выполняют такие работы. Учатся работать в паре или группе, распределяют роли и задание, анализируют информацию по теме, выделяют основное. Берут на себя ответственность, учатся самостоятельности. Решают и продумывают продукт своей работы.

Часто раскрываются ученики, которые мало отвечают на уроках. Возникают вопросы, просыпается любознательность, интерес к предмету, желание узнать что-то еще. А это самое главное!

Размер:
25.58 Kb
Скачали:
2

Метки к статье: обмен опытом, физика, проект