Специфика организации пространства и оснащение кабинета учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Практически каждое дошкольное образовательное учреждение посещают дети с нарушенным зрением. Данная категория детей нуждается в создании особых условий предметно-пространственной среды.

Основная задача при организации коррекционно-развивающей среды – это учет офтальмолого-гигиенических требований, индивидуальных особенностей, состояния здоровья детей.

Кроме того мы направлены на то, чтобы создать такие условия, которые стимулировали бы познавательную активность каждого ребенка, формировали позитивное отношение к процессу обучения, стимулировали желание ребенка сотрудничать со взрослыми (логопедом, родителями), развивали зрительные функции, максимально учитываем индивидуальный подход.

С учетом офтальмолого-гигиенических требований стены и мебель в кабинете имеет светлые тона.

Все рабочее пространство кабинета дефектолога поделено условно на несколько основных развивающих центров, определено место для индивидуальных, подгрупповых занятий, консультаций

1. Образовательный центр

Это место для индивидуальной и подгрупповой работы представлено столами с выдвижными ящиками, подпоркой для столешниц, чтобы материал располагался под углом. Также для лучшего зрительного восприятия используются настольные конторки.

Столы располагаются так, чтобы свет падал слева. Соблюдая офтальмо-гигиенические требования, на столах имеется локальное освещение и дополнительное потолочное. На окнах имеются раздвижные жалюзи, в случае яркого солнечного света они прикрываются.

Образовательный центр оснащен большой магнитной доской, фланелеграфом, для демонстрации наглядного материала в вертикальном расположении, что так необходимо для детей со сходящимся косоглазием.

2. Центр ТСО

В образовательном процессе дефектолог использует компьютер, для просмотра разработанных презентаций по определенным темам, для прослушивания звуков, аудио-сказок, для работы по развитию зрительного восприятия с помощью компьютерных офтальмологических программ, например "Цветок". Дефектолог использует на коррекционно-развивающих занятиях экран и проектор, а также интерактивную доску, расположенную в группе.

В кабинете имеется принтер и сканер, на котором печатается достаточно много разработанного или адаптированного, увеличенного наглядного материала, раскрасок, заданий на развитие зрительно-моторных координаций, зрительного восприятия.

3. Центр сенсорики и релаксации

Данный центр представлен сенсорным столом с деревянными пособиями и емкостью для крупы, а также стол с подсветкой для пескотерапии. Надо отметить, что данный стол используется в работе с частично зрячими (инвалидами по зрению) т.к. на освещенной поверхности они лучше воспринимают материал.

4. Методический центр представлен систематизированным наглядным, дидактическим материалом, документацией дефектолога, материалом для мониторинга.

5. Рабочий центр дефектолога представлен достаточно удобным столом, где можно заняться оформлением документов, пособий или провести индивидуальную консультацию.

6. Информационный центр - стенд с информацией для педагогов и родителей в раздевалке, а также располагается на сайте учреждения.

7. Коррекционно-развивающий центр

Это свободная площадь кабинета с ковром на полу, используемый для подвижных игр, игр на ориентировку в пространстве, игр с мячами, корригирующей гимнастики, ритмики и пр.). Здесь же имеется настенный зрительный тренажер для выполнения зрительной гимнастики, а с другой стороны на стене закреплено ковролиновое покрытие для размещения крупного наглядного материала, что также актуально использование вертикальной поверхности для детей со сходящимся косоглазием.

Таким образом, оформляя кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога) мы руководствуемся следующими принципами.

  1. Системность - материал систематизирован, составлен паспорт кабинета с перечислением всего материала и оборудования.
  2. Доступность - наглядно-дидактический материал должен быть доступен для всех детей, так, чтобы каждый ребенок мог участвовать в образовательном процессе и взаимодействовать при этом со всеми детьми.
  3. Безопасность - весь материал и оборудование продумано таким образом, чтобы оно не навредило здоровью детей: например закругленные углы на столах.
  4. Мобильность - мебель легко передвигается, переносится, можно изменить высоту столов и т.д.
  5. Здоровьесбережение - имеется основное и дополнительное освещение (над индивидуальными рабочими столами), проведена пожарная сигнализация, стены кабинета тепло-желтого цвета, кабинет легко проветривается, имеются настенный тренажер и пособия для зарядки глаз, в сенсорном центре есть емкости с крупами для снятия эмоционального напряжения).

Размер:
9.96 Kb
Скачали:
7