Платформа Московская Электронная Школа (МЭШ) создана в помощь учителю в подготовке и проведению уроков.
Интерактивные сценарии уроков делают подготовку учителя к урокам более удобной, повышается познавательный процесс учеников, за счет чего, сам урок становиться эффективнее.
В библиотеке МЭШ более 42 тысяч сценариев уроков, из них более 5000 уроков по информатике, а на тему мультимедийные технологии 38 уроков. Это примерно 0,76% от общего количества уроков по информатике. Много ли или мало вопрос относительный, ведь в первую очередь важно качество сценариев уроков на платформе МЭШ.
Проведем анализ нескольких сценариев уроков, рейтинг которых превышает все остальные уроки. За основу возьмем учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов "Методика обучения информационным технологиям в средней общеобразовательной школе" авторов Л.И. Карташова, И.В. Левченко, А.Е. Павлова.
Целью обучения данной темы является формирование представлений о мультимедийных технологиях и обучение одному программному средству, например, MS PowerPoint, для создания компьютерных мультимедийных презентаций. А целью изучения программного средства для создания компьютерных мультимедийных презентаций в основной школе является формирование у учащихся базовых знаний и умений по работе с презентациями.
В учебнике Л.Л. Босовой 7 класс тема Мультимедиа разделена на два параграфа: Технология мультимедиа и Компьютерная презентация. В базе МЭШ отдельных уроков по теме технология мультимедиа малое количество, возможно за счет того, что не все учителя уделяют данной теме целый урок, и делают больший акцент на освоение средств по созданию компьютерной презентации.
Но так или иначе, в результате обучения учащимся необходимо будет знать и понимать сущность и определение понятия "мультимедийные технологии", назначение и области использования мультимедийных технологий, а также уметь приводить примеры их использования, приводить примеры программных и аппаратных средств мультимедиа.
Рассмотрим и проанализируем опубликованные сценарии по данной теме.
Таблица 1.
Этапы изучения темы |
Сценарий урока 1 |
Сценарий урока 2 |
Введение понятия компьютерная мультимедийная презентация |
+ |
+ |
Изучение пользовательского интерфейса программного средства |
+ |
+ |
Изучение возможных операций с мультимедийными документами, со слайдами |
- |
+ |
Изучение возможности выбора разметки слайда, работа с текстом |
+ (обобщенно) |
- |
Изучение возможности работы с фоном слайда |
+ (обобщенно) |
+ (обобщенно) |
Изучение возможности использования шаблонов оформления слайдов и вставки рисунков |
+ (обобщенно) |
+ (обобщенно) |
Изучение возможности применения анимации в презентации, запуск презентации для демонстрации |
-+ (обобщенно) |
+ (обобщенно) |
Из приведенной таблицы видно, что сценарии уроков выполнены не в полном объеме. А рассмотрение программных средств было бы отличным скрепляющим звеном к следующей теме "Компьютерные мультимедийные презентации".
Изучив данную тему учащиеся должны будут уметь создавать компьютерные презентации с помощью одного из программных средств.
Таблица 2.
Этапы изучения темы |
Сценарий урока 1 |
Сценарий урока 2 |
Введение понятия «мультимедийные технологии» |
+ |
+ |
Изучение аппаратных средств мультимедиа |
+ |
+ |
Изучение видов программного обеспечения для работы с мультимедийной информацией |
- |
- |
В рассмотренных сценариях такие этапы как изучение интерфейса программного средства и все возможности внутри программы продемонстрированы в небольшом видеоролике. Этапы освоения программного средства представлены не последовательно.
В рамках учебного процесса в классе, данный вариант не является эффективным, так как каждый учащийся должен будет самостоятельно осваивать новый материал. Такие видеоролики будут отличным помощником при повторении и закреплении материала дома. Но в целом надо сказать, что содержание сценариев уроков соответствует поставленным целям и задачам данной темы.
Рассмотрим предложенные интерактивные сценарии уроков с точки зрения дизайна, правил создания качественной презентации (сценария) урока. Ведь для учащихся, презентация учителя, с помощью которой он ведет урок, будет настоящим примером в изучении новой темы урока.
Для анализа сценария урока на соотношение текста и изображений на представленной презентации сравним количество слайдов и количество слов во всей презентации. (их соотношение будет средним количеством слов на одном слайде)
Представлено примерное соотношение текста с изображениями: на слайде либо один текст, либо представлены крупные скриншоты без дополнительной тестовой информации. Результаты представлены в таблице.
Таблица 3.
Сценарий урока |
Количество слайдов |
Кол-во слов/кол-во слов на 1 сл |
Соотношение текста и изображений |
Редактор электронных презентаций. Интерфейс и инструменты. |
6 |
30/6 |
100/0 |
0/100 |
|||
0/100 |
Проведя анализ сценариев уроков библиотеки МЭШ, по теме мультимедийные технологии хочется отметить, что не всем основным критериям соответствуют рассмотренные сценарии. Ведь важны и содержание, и дизайн.
Хотелось бы чтобы учителя использовали платформу МЭШ для создания интерактивных сценариев и для рассмотренной темы мультимедийные технологии. А библиотека московской электронной школы пополнялась новыми сценариями уроков. Еще более полезными и качественными.