Мониторинговая карта – как метод работы с "группой риска" при подготовке к ГИА по биологии

ГИА – уже не новая форма проверки знаний ученика. Проверяя эти знания, мы довольно часто приходим к неутешительным результатам.

Эти результаты не радуют чаще всего не только учителя, но и самого ученика.

Задача учителя – научить всех сидящих перед ним учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа для каждого учителя, работающего в выпускном классе.

Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса. Сегодня перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по биологии и подготовить выпускников к ГИА?

Главным условием для успешной сдачи является интерес ученика. Человек достигнет результата, только делая что-то сам... (Александр Пятигорский, русский философ) 

Эти слова можно отнести как к деятельности ученика, так и к деятельности учителя. Начинать педагогу необходимо с планомерной целенаправленной работы по подготовке к итоговой аттестации.

Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.

Цель мониторинга - проверить и оценить эффективность внедряемого содержания образования по биологии и, а так же найти обоснованный путь устранения недостатков учебного процесса для повышения качества ее результатов

При проведении мониторинга большое внимание уделяется показателям качества образования как процесса. Это побуждает к глубокому системному анализу образовательной ситуации, осмыслению результатов своей работы, ее положительных сторон и недостатков. Постоянный мониторинг качества образовательного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях подготовки к ГИА. Мониторинг предусматривает различные источники и способы получения информации.

Отличительной чертой мониторинга является информация о соответствии фактического результата его ожиданиям, прогнозированию, а также оценка этого соответствия. Обратная информация – еще один необходимый элемент мониторинга, на ее основе изменяется отношение к результату и пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей.

Чтобы работать с учащимися "группы риска", необходимо ответить на вопросы ПОЧЕМУ? (выявить причины, по которым они отнесены к этой группе) и КАК? (какие шаги следует предпринять, чтобы обеспечить им положительные результаты итоговой аттестации). Ответ на первый вопрос дает проведение диагностических работ, а на второй – предлагаемая в проекте идея: разработать индивидуальные задания для каждого учащегося "группы риска".

Для составления мониторинговых карт необходимо:

1. Организация повторения

2. Организация и проведение мониторингов

Мониторинг включает в себя не только диагностические работы в формате ГИА, но и регулярные срезы знаний. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. Доводить до сведения родителей результаты таких работ и срезов, что, в свою очередь, благоприятно скажется на дальнейшем в процессе обучения.

3. Психологическая подготовка

  • Обучение приему "Движение вверх-вниз".
  • Обучение жесткому самоконтролю времени.
  • Обучение оценке трудности заданий и разумному выбору этих заданий.
  • Обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как способам проверки результатов.

4. Создание банка тестовых заданий

5. Обучать "технике сдачи теста"

  • Обучать строгому самоконтролю времени.
  • Учим определять трудность заданий.
  • Знакомим с приемом "прикидки" результата подстановкой.
  • Знакомим с приемом "спирального движения по тесту".
  • Приучаем ребят к методу "пристального взгляда" - внимательно посмотри: "Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени"

6. Работа с бланками

7. Папка учащегося по подготовке к ГИА

8. Тетрадь учащегося по подготовке к ГИА.

Чтобы работа была систематизирована, необходима Папка учителя по подготовке к ГИА. Чтобы прослеживать работу и степень подготовленности обучающихся, постоянно использую мониторинговые карты.

Мониторинговые карты позволяют учителю:

  • Контролировать процесс подготовки учащегося к ГИА, давать рекомендации учащимися и родителям.
  • Проводить анализ результатов и корректировать индивидуальный план подготовки учащегося к ГИА.
  • Проводить индивидуальные консультации для учащегося по "проблемным темам".
  • Объединять учащихся в группы по "проблемным темам" для проведения групповых консультаций.
  • Формировать у учащихся "гибкие навыки" при подготовке к ГИА.

Мониторинговые карты позволяют учащемуся:

  1. Проводить самоконтроль подготовки к ЕГЭ.
  2. Проводить анализ собственных результатов и корректировать личный план подготовки к ЕГЭ.
  3. Обратить внимание на "проблемные темы" и поиска способов их устранения.
  4. Сформировать "гибкие навыки" при подготовке к ЕГЭ.
  5. Обрести уверенность и психологический настрой на результат.

Для "слабых" учащихся мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является "накопителем" их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит "4".

Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика.
Для меня этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом, биология