Работа красками - одно из узких мест обучения ИЗО в школе

Образование, бесспорно, является одним из главных институтов социализации личности. В последнее время часто употребляется понятие "креативный".

Это слово нередко звучит с экранов телевизоров, указывается в объявлениях работодателей о вакансиях и в резюме соискателей. А переводится оно просто - "творческий", в связи с этим актуальное значение приобретает подготовка школьников к будущей творческой деятельности.

С этих позиций в Законе РФ "Об образовании" выделена главная цель: формирование личности, обладающей такими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и акцентируется необходимость создания максимально благоприятных условий для развития и становления творческой личности.

Это отражено и в ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, ориентирующий учебно-воспитательный процесс на развитие личности обучающегося, ее познавательных начал и созидательных способностей, на реализацию творческого потенциала школьника.

Как видим из вышесказанного, ключевые слова: развитие и становление творческой личности, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения и все это о подготовке школьников к творческой деятельности в своей будущей профессии и это согласитесь интегративная цель всех школьных дисциплин.

Для формирования творческого мышления необходимо развивать теоретико-образное и наглядно-образное мышление. Однако большинство предметов школьного образования направлено на развитие понятийного мышления - математика, физика, химия и другие.

Теоретико-образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, используемым школьником для решения задачи, являются не понятия и суждения или умозаключения, а образы, извлекаемые непосредственно из памяти или творчески воссоздаваемые воображением. А наглядно-образное мышление естественно связано с восприятием человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.

Именно эти виды мышления возможно и необходимо формировать средствами предмета "Изобразительное искусство" (ИЗО), развивая воображение и умение фантазировать без чего невозможно прийти к новому, нестандартному решению ни в одной сфере человеческой деятельности.

Для педагогов принципиальное значение имеет положение о том, что способность к творчеству представляет собой не только наследственно обусловленное, но и прижизненно формируемое качество личности, не означающее нивелировку людей по такому уникальному признаку, как творчество. А это предполагает потенциальную возможность развития творческих способностей через обучение и воспитание, что не противоречит тезисам: творчеству можно научить и творчество можно развить.

Основными путями формирования УУД учащихся по ИЗО, согласно ФГОС, в моей учительской практике присутствуют такие методы как: беседа, проблемный метод, дискуссия, метод проектов (творческий, информационный, межпредметный, личностный, групповой), выполнение письменных работ (рефераты, доклады и сообщения), деловая игра, реализация различных проектов во внеаудиторной деятельности

Для активизации творческих способностей и развития образного мышления я часто использую метод правополушарного рисования. Полушария нашего мозга по-разному воспринимают явления окружающей среды, их роль в работе мозга различна.

Полушария мозгаПолушария мозга

Причина этого в следующем: большинство людей обладают более активным левым полушарием, это обусловлено самим принципом развития цивилизации, системой обучения, этическими нормами общества. При подъеме активности правого полушария и балансировке его с уровнем левого, значительно возрастает скорость реакции на внешние стимулы, а, следовательно, скорость принятия решений, особенно в экстремальных ситуациях.

Творчество в любой сфере связано с преодолением традиционных представлений, с обнаружением новых закономерностей или новым подходом к уже известным фактам в их целостной связи с миром. Способность видения многозначного контекста является базовой позицией для любого вида творчества, независимо от его направленности и конкретного содержания.

Методика правополушарного рисования основана на теории американского нейропсихолога, лауреата Нобелевской премии 1981 года Роджера Сперри, доказавшего, что правое и левое полушария человека работают автономно и отвечают за совершенно разные виды деятельности: левое за логику и дедуктивное мышление, а правое за творчество и интуицию. а за поведение человека отвечает та часть мозга, которая наиболее активна.

Итересный факт! Ученые долгое время воспринимали правое полушарие как ненужную часть мозга, полагая, что это такой же атавизм, как и аппендикс. Вся система обучения в школе построена по последовательному причинно-следственному алгоритму левого полушария. А пространственно-образное правое целенаправленно не развивается. И даже обучение ИЗО, которое имеет возможности развивать правополушарную деятельность ведется алгоритмически-последовательно.

Классическое обучение рисованию рассчитано на длительный срок. Обучение идет от простого к сложному. Придется долго рисовать карандашом разнообразные предметы, учиться строить перспективу. Понадобится немало времени для работы с цветом, его сочетаниями, с направлением света и тени. Постепенно ученик переходит к более сложным формам, композициям и т.д. Так учат в художественных школах.

Но это требует много времени, которого в средней образовательной школе нет. Поэтому на уроках ИЗО в таких школах сначала рисуется композиция простым карандашом: передний план, центр, задний план. А затем цветными карандашами задается фон картины, после чего раскрашиваются основные элементы композиции.

Этапы левополушарного рисованияЭтапы левополушарного рисования

Хочу отметить, что работа красками - одно из узких мест обучения ИЗО в школе. Сложности в этой работе вызваны как организационными причинами и условиями, в которых проходят занятия, так их краткосрочностью. Эти трудности ведут к замене красок карандашами. Но опыт работы со школьниками показывает, что красками они более полно выражают свое восприятие действительности, представления, фантазию.

Преодолевая организационные трудности, мы при работе красками переключаем учащихся от раскрашивания рисунка к образному мышлению и осмыслению целостности пространства, к выражению цветом формы, связей между предметами.

Кроме того, упражнения с цветом, с красками непосредственно связаны с эмоциональной сферой и позволяют проективными методами попадать в глубокие слои подсознания, снижая напряжение, уровень тревожности или повышая творческую активность. Работа с эмоциями через восприятие цвета была известна в Китае, Индии, Древней Греции. Гете писал: "Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют".

Правое полушарие возвращает рисование в область творчества из сферы аналитического мышления. Отсутствие анализа помогает успокоиться и исключить из живописи психологическую нагрузку, снять ограничители. Творчеству сопутствуют расслабление и наслаждение самим процессом, а не результатом.

Начало работы по правополушарному рисованию - это ряд техник, без вербальных объяснений, дающих в результате изображение глубины пространства, и применение их для создания пейзажей разной освещенности. Потом наблюдение за использованием разных живописных приемов и средств при использовании которых, возникают отличающиеся друг от друга фактуры и цветовые решения.

На занятиях по этой методике снимается убеждение: "У меня так никогда не получится".

Этапы правополушарного рисованияЭтапы правополушарного рисования

Вся работа проводится в скоростном режиме "зрительного штурма" и снижении активности левого полушария, т.к. для его логического, последовательного восприятия происходящее невозможно.

Эта методика способствует активизации творческих способностей, снятию барьера перед рисованием, стимулирует образно-пространственное восприятие и конкретное, а не схематическое видение. Креативные способности включаются при научении передачи состояния и настроения, через специальную технику работы с цветом, пространством, светом в процессе написания картин различного сюжета.

При этом школьник перестает быть замкнутым, появляется вдохновение, новые силы и стремления - так развиваются его творческие способности, и проявляется индивидуальность. Сравним два школьных рисунка, по которым наглядно видна разница в восприятии окружающей действительности учащимися.

Примеры работ различными методамиПримеры работ различными методами

Урок ИЗО складывается из разнообразной работы учителя и учащихся: беседы, опроса учащихся, подача нового материала, просмотра репродукций и практической работы над изображением. На все эти операции учитель распределяет время урока и на практическую работу остается мало времени. Поэтому чтобы учащиеся приобрели опыт работы над изображением и смогли развить свой творческий потенциал я использую эту методику.

Одна из главных жизненных потребностей, как утверждают психологи, это возможность реализовываться в любой деятельности. А главная цель занятий ИЗО по данной методике - активизация творческих способностей через правополушарное экспресс-рисование, то есть это управляемое включение творческого режима работы мозга. В таком режиме активизирована способность задавать неожиданные вопросы и находить на них не тривиальные ответы в любой сфере деятельности. А собственно умение рисовать является "побочным результатом" в этой методике.

По мнению Бетти Эдвардс, основоположницы правополушарного рисования, если человек способен написать текст и у него абсолютно среднее зрение, то он будет способен и рисовать.

Закончить я хочу словами философа и культуролога Моисея Самойловича Кагана, "… между деятельностями Художника и Учителя существует глубинное родство… Учитель-художник, призван формировать Человека как целостную и уникальную Личность, отвечающую запросам нового исторического типа культуры в XXI столетии".

Размер:
294.08 Kb
Скачали:
8

Метки к статье: обмен опытом, ИЗО