Применение элементов лингвострановедческого подхода при обучении иностранному языку школьников среднего звена

В последнее время в связи с гуманитаризацией и демократизацией школьного образования большое внимание уделяется поиску наиболее эффективных методов и форм работы с учащимися.

Специфика предмета "Иностранный язык" предполагает овладение учащимися коммуникативной компетенции, то есть способностью общения на иностранном языке.

Все это невозможно без привлечения культуроведческого компонента. В настоящее время лингвострановедение – часть процесса обучения, который не стоит на месте и ищет новые пути эффективного познания.

Влияние лингвострановедческого материала на мотивацию изучения иностранного языка

В данном параграфе подлежит анализу влияние лингвострановедческого материала на мотивацию изучения иностранного языка. В связи с этим необходимо раскрыть такие понятия как мотив и мотивация.

Мотив - побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое им.

Мотивация - динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость или совокупность побуждений, вызывающих активность индивида (в нашем случае это познавательная активность).

Средствами повышения мотивации могут быть постановка определенной цели достижения успехов, понимание для чего это нужно знать. У детей среднего школьного возраста на уроках иностранного языка мотивация может быть связана с познавательным интересом. Познавательный интерес - явление со сложной структурой, особое состояние сознания, выражающееся в направленности личности на познание предметов окружающей среды, порожденное потребностью и поддерживающееся мотивом.

Учителя в процессе обучения основной акцент делают на то, чтобы научить детей правильно писать, говорить, воспринимать на слух иноязычную речь, не добиваясь их интереса. В то время как на уроках иностранного языка необходимо развивать интерес к культуре народов изучаемого языка, иначе учащийся не будет иметь возможность пользоваться им как средством общения и у него будет низкая мотивация.

Формировать интерес к языку можно посредством его содержания и деятельности учащихся через игру, труд, общение. Заметим, что иностранный язык влияет на психологическую сферу личности, создавая положительное отношение к учению вообще, и через содержание предмета приобщает к другим областям знаний. Важно помнить, что в центре внимания – ученик с его потребностями и интересами, а также такие виды деятельности, ему учиться радостно, с интересом, творчески, видеть результаты своего труда.

Для этого необходимо:

  • использование материала разного уровня трудности (работа с индивидуальными карточками);
  • использование опор различной степени развернутости (план, ключевые выражения);
  • разный объем заданий;
  • разные способы контроля.

Все это способствует вовлечению всех учащихся в активную деятельность по овладению страноведческими знаниями. При подготовке к урокам можно использовать лингвострановедческие словари "Великобритания" (под редакцией А. Рума), "США" (под редакцией Томахина, "Австралия и Новая Зеландия"), а также книги для чтения: "Кратко о Великобритании", "Кратко о США" и т.д.

Актуальные и интересные материалы о жизни в этих странах, познавательный характер текстов, фотографии, понятные схемы, подробные комментарии и тренировочные упражнения делают пособия удачным дополнением к любым учебникам английского языка. Изучение культуры через язык предполагает не только формирование навыков употребления различных языковых конструкций, шаблонов.

В нем также учитываются ситуативные правила использования этих конструкций, совокупность внеязыковых фактов, речевая тактика и типы речевого поведения. Основой обучения языку и культуре является активное участие обучаемых в овладении знаниями, формирование у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности на иностранном языке.

Таким образом, лингвострановедческий аспект образования, в котором заключен культурный компонент значения, превращается из вспомогательного, иллюстрирующего фактора в один из базовых и приоритетных компонентов подготовки учителей иностранных языков и культур. Процесс обучения языку и культуре весьма сложен. Исследования процессов межкультурной коммуникации позволили установить основные особенности этого обучения, определить его цель.

В результате анализа была выявлена связь между процессами овладения родной культурой и изучением иностранного языка и культуры. Родная культура выступает в качестве связующего элемента между личностью и изучаемой иностранной культурой, что влечет за собой изменение функции языка.

Важно отметить, что недостаточно просто объяснить какую-либо страноведческую реалию, необходимо уделить внимание поведенческой культуре носителей языка.
Основой обучения культуре является активное участие учащихся в овладении знаниями, формировании у них способностей к самостоятельной деятельности на иностранном языке.

Использование страноведческой информации в процессе обучения обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, рассматривает их коммуникативные возможности, благоприятствует их коммуникативным навыкам и умениям, а также положительной мотивации, дает стимул к самостоятельной работе над языком и способствует решению воспитательных задач.

Учет универсальных и культурно-специфических языковых факторов при обучении иностранному языку школьников среднего звена

Социокультурный компонент обучения иностранному языку, на базе которого формируются знания о реалиях, нравах, обычаях, традициях страны, знания и навыки коммуникативного поведения в актах речевой коммуникации, навыки и умения вербального и невербального поведения, входит в содержание национальной культуры. Социокультурный компонент имеет огромный потенциал в плане включения учащихся в диалог культур, знакомства с достижениями национальной культуры в развитии общечеловеческой культуры.

По мнению многих лингвистов, культуроспецифичная лексика отражает не только своеобразие уклада жизни данного общества, но также и особенности образа мышления носителей данного языка и данной культуры. Именно поэтому сопоставительные исследования лексики могут быть плодотворными для анализа межкультурного сходства и различия, а также для решения проблемы понимания при межкультурной коммуникации.

Как известно, для успешного общения необходимо не только владеть языковыми средствами собеседника, но и общими содержательными знаниями о мире. Эти когнитивные знания принято называть фоновыми знаниями – background knowledge.

В общем плане обучения иностранному языку должно подразумевать приобщение к языковому сознанию народа – носителя языка. Применительно к обучению в средней школе приобщение к третьей и четвертой группам фоновых знаний не входит в задачи овладения языком, так как нет объективных возможностей знакомства с особенностями профессиональной речи и местных говоров.

В то же время обучение общению на иностранном языке делает необходимым овладение фоновыми знаниями второй группы. В противном случае не исключено непонимание между собеседниками, принадлежащим разным культурам. Например, для англоговорящего индивидуума абсолютно понятны такие реалии, как: back woodsman – член палаты лордов, редко бывающий на заседаниях, или Band of Hope – старая дева, ищущая жениха. Для представителя другой культуры эти выражения непонятны, даже если ему известны значения отдельных слов из этих словосочетаний.

Методы и приемы работы с аутентичным материалом на уроках английского языка

Чтобы развить у детей интерес к иноязычной культуре, также необходимо комбинировать наиболее эффективные методы и приемы работы с реалиями (топонимами, антропонимами, реалиями – быта, общественно-политическими реалиями и реалиями культуры). Наиболее адекватными приемами являются опросники, квизы, тесты, кроссворды диагностического характера, а также ролевые игры, учебные ситуации развивающего и обучающего типа, в которых реализовывались бы все компоненты познавательного интереса.

Эмоциональный компонент интереса можно развить, используя ролевые игры, учебные ситуации, кроссворды. У детей активизируется внимание, память, усиливается воображение. Ребенок получает удовольствие от процесса познавательной деятельности и принимает в ней активное участие. Волевой компонент активизируется при использовании любых приемов диагностирующего характера.

Ребенок прилагает максимум усилий, чтобы выполнить задание. Интерес школьника направлен на результат познавательной деятельности. Когнитивный компонент интереса можно развить в результате самостоятельной, творческой деятельности учащихся, включая в обучение ролевые игры, учебные ситуации, составление проектов.

Что касается единиц отбора, то рекомендуется отбирать различные типы текстов, которые репрезентируют социально-культурный фон: художественные и информативные тексты. Газетные и журнальные статьи и т. д. Довольно яркая специфика выражена в текстах песен стран изучаемого языка, максимально обладающих особым свойством мотивации.

Содержание текстов должно быть значимым для школьников, иметь определенную новизну при описании реалий стран изучаемого языка. Приведем пример работы с текстом "Wild America. Grand Canyon" при изучении темы "How Different the World Is!":

Read the text attentively and complete the following tasks. Are these sentences true or false? (Эти утверждения правильные или неправильные?)

  1. Today the Grand Canyon is one mile deep and 277 miles long.
  2. The oldest rocks at the bottom of the canyon are only one million years old.
  3. The South Rim has tall forests. The North Rim is dry desert country.
  4. In winter the canyon is covered with snow.

Can you answer these questions? (Ответьте на данные вопросы)

  1. What river formed the Grand Canyon?
  2. Is it cold or hot inside the canyon?
  3. Why do many visitors come to the South Rim?
  4. How long does it take to get to the North Rim from the South Rim?
  5. What is the "Painted Desert"?
  6. What is better: to see the Grand Canyon from the top or from the bottom?

Работа с картинками способствует развитию коммуникативных навыков

Мы считаем, что в современной школе необходимо преподавание иностранного языка в неразрывной связи с национальноц культурой, содержащей в себе социокультурные факторы, которые способствуют повышению мотивации учения и более осознанному изучению иностранного языка.

Использование страноведческой информации в процессе обучения иностранному языку школьников среднего звена обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, рассматривает их коомуникативные возможности, благоприятствует их коммуникативным навыкам и умениям, а также положительной мотивации, дает стимул к самостоятельной работе над языком и способствует решению воспитательных задач.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!