Место мини-проектов по английскому языку в школе

В современных условиях образования одной из педагогических задач является всестороннее развитие личности.

Мы уделяем значительное внимание становлению и формированию универсальных навыков, позволяющих выпускникам школы в дальнейшем самостоятельно обучаться и самосовершенствоваться.

Существуют различные технологии, позволяющие добиваться этих целей, в частности, проектные. Они не только являются платформой для развития креативного и критического мышления. Их применение способствует росту мотивации, создает вовлеченность в процесс выполнения задания, дает учащимся представление о практической значимости, а также области и объема применения изучаемого материала.

Выполнение проектов стимулирует независимость мыслительного процесса, ориентированного на поиск решения задач. Помимо этого, проектные ситуации являются почвой, на которой формируются умения, позволяющие вырабатывать способ действий, приводящий к достижению поставленной цели.

Работа над проектами позволяет обобщить известные знания не только по одному предмету, но зачастую требует также привлечения информации из смежных областей знаний, которые могут выходить за рамки школьной программы или быть связанными с хобби и интересами учеников (информация в СМИ, соцсетях и др. источниках, практические умения и навыки работы с материалами, инструментами, программами или приложениями, гаджетами).

В зависимости от превалирующей деятельности учащихся при работе с проектом, выделяются следующие их виды:

  • Практико-ориентированный проект.
  • Исследовательский проект.
  • Информационный проект.
  • Творческий проект.
  • Ролевой проект.

Возможности, открываемые мини-проектами

Ученики, которым мы предлагаем проектные задания, в большинстве случаев принимают их с энтузиазмом. И это неудивительно, учитывая ряд особенностей этого вида работы.
Мини-проекты отличаются от стандартных повседневных упражнений регулярно выполняемых в рамках урока. Они вносят свежую струю, придавая разнообразие учебному процессу.

Эмоциональная заинтересованность в темах, на которые даются мини-проекты позволяет педагогам посеять или укрепить любовь к английскому языку. Стоит отметить, что данный фактор влияет не только на учеников, но и на педагогов, так как способствует предотвращению состояния эмоциональной опустошенности в течение и до конца учебного года.

Рост мотивации возникает за счет следующих характерных черт проектных заданий:

  • нестандартная задача дает возможность отвлечься от шаблонных упражнений. Как следствие, значительно повышается интерес обучающихся, в первую очередь к рассматриваемой теме урока, а также к предмету в целом;
  • при постановке перед учениками проектного задания игрового характера, изучение иностранного языка будет выглядеть легко и доступно. При этом учеников увлекает сам процесс работы, уже на стадии выполнения возникает воодушевление, эмоциональная составляющая сопутствует его успешному завершению;
  • необходимость использовать межпредметную информацию активизирует мыслительную деятельность (ученики чувствуют удовлетворение от применения своего кругозора, знаний из других областей, им нравится "быть умными");
  • привлечение межпредметных связей формирует более глобальный, широкий взгляд на мир, способствует развитию универсальных учебных действий. Это даст возможность применять выработанный способ работы не только в рамках одного предмета, но и в других учебных и жизненных ситуациях, что помогает самоопределению, а также укрепляет уверенность в себе;
  • при представлении достигнутых результатов ощущение собственных достижений, переживание ситуации успеха вносит существенный позитивный вклад в построение отношения ученика к английскому языку;
  • работа с мини-проектами никогда не наскучит ученикам не только потому, что они предлагаются не на каждом уроке. Учитывая место урока в прохождении модуля, объем усвоенных знаний учащихся, а также индивидуальные особенности класса,преподаватель может подбирать темы заданий так, что они ни разу не будут повторяться за весь период обучения детей в школе.

Стоит отметить, что на мини-проект в целом, включая постановку задачи, ее реализацию, представление готового продукта, оценивание и подведение итогов выделяется не весь урок, а только его часть, что несет в себе дополнительные преимущества, а именно:

  1. Преподаватель располагает временем на повторение необходимого лексического и/или грамматическго материала перед тем, как ученики приступят к непосредственному выполнению задачи.
  2. Благодаря тому, что на работу выделяется небольшой интервал времени, у учащихся возникает ощущение выполнимости задачи. Таким образом, учащиеся быстро формируют представление о том, что от них требуется, и без колебаний приступают к реализации.
  3. Обобщающий характер предлагаемых классу проектных заданий позволяет педагогу сформировать адекватную оценку степени усвоения материала учащимися.
  4. Помимо выполнения мини-проекта, учитель также в состоянии реализовать работу с другими заданиями в рамках одного академического часа.

Немаловажен также вклад в становление учащихся как личностей, достигаемый с помощью применения мини-проектов. Во время реализации проектных задач педагог взаимодействует с учениками через процесс модерации, что подразумевает ведение беседы и обсуждение различных вопросов, связанных с заданием, в которых учащиеся выступают как равноправные фигуранты. Как результат, вырастает внутреннее ощущение весомости своей точки зрения.

Это позволяет школьникам осознать свою личностную значимость, понять заинтересованность учителя не только в их персональном вкладе в учебную деятельность, но и становлении каждого как индивидуума.

Примеры и описание мини-проектов

На уроках английского языка я чаще всего задаю ученикам индивидуальные и групповые мини-проекты практического и творческого характера, а также игровые. Приведу описания некоторых проектных заданий, проведенных в средней школе, в качестве примеров.

I. Информационные

"Мои сувениры"

В данном мини-проекте ученикам предлагается рассказать о любых трех приобретенных ими сувенирах, ответив на 3 основных вопроса.

Анкета для учащихся может иметь следующий вид:

  1. Что это и что на нем изображено?
  2. Из какой страны этот предмет?
  3. Почему вы решили приобрести этот сувенир? или же Какое значение несет то, что на нем изображено?

С учетом индивидуальных особенностей группы характер вопросов можно варьировать. Мини-проект "Мои сувениры" практически не требует поиска дополнительной информации. Поскольку при его подготовке ученики работают с реальными предметами, которые имеются у них дома, им может потребоваться лишь спросить родителей об истории предметов или значении изображенных на них объектов.

Для представления готового продукта просим от учеников предъявления изображений сувениров в виде рисунков, коллажей, поделок, фото из галереи телефона или даже самих сувениров.

"Праздники нашей страны"

Во время обучения в школе, все без исключения дети имеют дело с описанием праздника. Зачастую их просят рассказать об их любимом событии, или о том, как они хотели бы провести идеальный праздник. Результатом таких заданий будут довольно однотипные работы, в количестве, равном числу человек в классе.

Следуя требованиям ФГОС, мы можем подать это в совершенно ином ракурсе, ставя перед учащимися задачу по поиску материала и одновременно способствуя формированию патриотического отношения к своей стране. Фокусируя сферу выбора информации на российских праздниках, преподаватель создает позитивный эмоциональный отклик через представление о разнообразии наших традиционных и культурных особенностей.

Стоит обезопасить себя, чтобы на этапе презентаций работ не получить 15 идентичных или разных историй про Новый год (из ГДЗ или других подобных источников). Поэтому при постановке задачи сразу оговариваем, что ожидаем услышать информацию о праздниках, характерных для разных городов и мест нашей страны. Опыт показывает, что при такой формулировке на выходе будет фейерверк описаний всевозможных праздников (местных, профессиональных, сезонных, культурных и пр.).

II. Практико-ориентированные

"Карманные деньги"

В данном мини-проекте от учащихся подросткового возраста требуется подготовить опрос на тему "Карманные деньги", адресованный соседу по парте. Задача заключается в том, чтобы составить пять специальных вопросов, представлящих личный интерес для их автора. Этот проект дает педагогу возможность ознакомить учащихся с работой ресурсов для создания опросов, таких как "Google формы" и других подобных.

Выполняя задание, подростки осваивают функционал цифровой среды, одновременно осуществляя языковую задачу. На итоговом этапе учащиеся представляют свои анкеты одноклассникам, которые дают им оценку и подводят итог, отбирая самые интересные и самые популярные вопросы.

"Школьная распродажа"

Ученикам предлагается создать рекламу школьного мероприятия по распродаже. Они выбирают продаваемые объекты или услуги, устанавливают время, место проведения и ответственного за проведение виртуального события. Представление информации осуществляется в виде оформленной листовки и небольшого выступления.

"Подбор персонала"

Данный проект является игровым. Он позволяет направить внимание учеников на положительные качества одноклассников. Учащимся дается задание следующего вида: Ваш класс принимает участие в проекте. Вам надо снять фильм/открыть магазин/организовать студию звукозаписи и пр. Пользуясь списком требуемого персонала, порекомендуйте своих одноклассников на эти должности. Обоснуйте свой выбор.

В процессе работы школьники поясняют, какие качества их одноклассников позволят им эффективно функционировать в той или иной роли, делая их подходящими кандидатами.
На итоговом этапе учениками принимаются решения по "утверждению" предложенных кандидатур.

III. Творческие

Описание животного по рисунку

Данное задание служит для ознакомления учеников с работой в различных жанрах. Оно также позволяет обучить школьников типичным действиям на различных этапах выполнения творческого мини-проекта. Для выполнения задачи требуются простые языковые средства, поэтому она по силам каждому в классе.

Опираясь на приведенную в учебнике иллюстрацию, сопровождающую текст, создаем разминочный момент перед непосредственной работой с текстом. Ученикам следует описать предъявленное им изображение в определенном жанре.

Задание призвано сформировать представление о выборе нужной лексики для его правильного выполнения. Поэтому на этапе проверки обращаем внимание учеников на важность анализа целостности мини-продукта, с учетом соблюдения требований каждого жанра.

Описание картины

Групповой проект для подростков. Каждой группе дается задание подробно описать предъявленную им иллюстрацию, с учетом окружающего пейзажа, композиции, особенностей одежды, действий изображенных людей, используемой художником палитры и пр. Кроме этого, описание, представлненное каждой командой должно быть выполнено в определенном художественном жанре.

Рассказ с заданными словами

Являясь отличным поводом для школьников применить свою фантазию, данный проект применяется для закрепления уже знакомых, заданных на дом накануне слов. От учащихся требуется составить связную историю, в которой будет фигурировать необходимый набор слов. Рассказ может быть футуристического/комического/лирического и пр. характера.

Тему истории выбираем, опираясь на текущий изучаемый материал. Проект выполняется в группах по 3-4 человека. При предъявлении задания нужно обращать внимание на количество слов, используемое для его выполнения (их должно быть не больше восьми, чтобы не затруднять отслеживание при взаимной проверке).

"Праздничный костюм"

Индивидуальный мини-проект, в ходе которого требуется создать свой уникальный дизайн костюма для тематического праздника (Новый год, Хеллоуин, и др.). Учащимся предлагается создать иллюстрацию своего наряда. Кроме того, необходимо описать, из каких предметов одежды он состоит, и указать их стилистические характеристики, выраженные прилагательными (напр. длинный/узкий/теплый/стильный/универсальный), а также из каких тканей (или других материалов) они сделаны.

"Буклет для тематического дня"

Мини-проект для подростков, в процессе которого школьники планируют проведение дня, посвященного определенной тематике (благотворительности/экологии и т. д.). В рамках проекта требуется составить и оформить буклет примерно следующего содержания:

1. Название программы.
2. Слоган.
3, 4, 5. Время, место проведения и суть мероприятий, входящих в программу.
6. Приглашение к сотрудничеству и контактные данные организатора.

На итоговом этапе учащиеся представляют свои буклеты, выполняют презентации подготовленных ими программ. Оценка готовых продуктов осуществляется самими школьниками, с учетом того, насколько были реализованы требования задания.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!